Констатирующий эксперимент

Сочинение

Для проведения диагностики развития воображения детям было предложено 4 задания: методика «круги» Торренса, авторская методика «Что это?», «Сочини сказку» О.М.Дьяченко и «Где чье место?».

1. Методика Торренса. Детям был предоставлен лист А4, на котором были нарисованы 9 одинаковых кружков. Давалась инструкция: нарисуй картинки так, чтобы они отличались. Для рисования давался простой карандаш. Обследование проводилось индивидуально.

Оценивалась методика следующим образом — за каждую новую картинку давался один балл. Если картинка была нестандартная, то давалось два балла.

2. Методика «Что это?». Ребенку предъявлялось пятно, изготовленное на листе А4 зеленой краской. У ребенка спрашивалось что это и на что это похоже на его взгляд. За каждый ответ присваивался балл. Методика проводится индивидуально.

3. Методика «Сочинение сказки», автор О.М. Дьяченко.

Методика направлена на диагностику уровня развития воображения ребенка (на словесном материале).

Ребенка просят сочинить и рассказать какую-нибудь сказку, такую, какой раньше никто не читал и не слышал, чтобы это была его собственная сказка. Для сочинения предлагается тема сказки: «Придумай и расскажи сказку про зайчонка…».

Обследование проводится индивидуально. Экспериментатор как можно более точно фиксирует то, что рассказывает ребенок.

Для детей с высоким уровнем развития воображения (3 балла) характерно принятие задачи: дети действительно пытаются сочинять собственную сказку, а не пересказывать знакомую. В придуманных сказках действуют разнообразные персонажи (не из одной знакомой сказки), которые совершают придуманные ребенком действия.

Среднему уровню выполнения задания (2 балла) соответствуют сказки, в которых дошкольник основывается на некоторых известных сказках, существенно их изменяя. Такие изменения могут касаться как персонажей сказки с сохранением общего сюжета, так и изменений в сюжете, но с сохранением персонажей.

Если ребенок фактически не принял задачу: пересказывал знакомую сказку (возможно, внес в нее некоторые модификации), или отказался от выполнения задания, то выполнение задания оценивается в 1 балл (низкий уровень).

4. Методика «Где чье место?».

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа. Теоретико-методологической основой исследования явились положения о единстве речевого и психического развития, ... группа. В исследовании приняли участие 17 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, ...

Для проведения этой методики ребенку предъявлялась следующая сюжетная картинка (рис.1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Также даются и кружочки, в которых изображены персонажи этой картинки (рис. 2).

Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое место на картинке. Экспериментатор просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались. Методика проводится индивидуально. Если ребенок ставит фигурки на «законные» места, то ставится 1 балл. Если дети легко ставят кружочки с персонажами на «чужие» места, но объяснение вызывает у них трудности, то ставится 2 балла. Если же дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги, то ставится 3 балла.

Эксперимент проводился в детском саду общего типа, №31 г. Королев, М.О. Дети были взяты из одной старшей группы, 5-6 лет. Всего в группе было 21 ребенок, из них 8 девочек и 13 мальчиков.

Детям нравилось принимать участие в эксперименте. Они с удовольствием выполняли экспериментальные задания: рисовали, расставляли картинки, придумывали сказки. Дети радостно делились впечатлениями после занятий: « А меня на пленку записали!!!! Теперь мой голос есть на пленке!». «Когда Вы меня будете записывать?!».

Были и дети, которым не хотелось заниматься. Например, один мальчик очень небрежно выполнял задания, торопился. В конце занятия в ответ на очередной вопрос экспериментатора, он сказал: «Когда мы уже закончим, я играть хочу!».

Данные проведенной диагностики приводятся в следующей таблице:

Инициалы ребенка, возраст

Круги Торренса

Что это?

Сказка.

Где чье место?

Общее число баллов

1. Х. Влад 5,9

2балла

2балла.

1балл.

1 балл.

6 баллов

2. П. Виталик 6,3

2балла.

1балл.

1 балл.

2балла.

6 баллов.

3. П. Ваня 5,10

3балла.

3балла.

1балл.

3балла.

10баллов.

4. Д. Катя 6

5баллов.

4балла.

1балл.

2балла.

12баллов.

5. Б. Полина 6,5

6баллов.

1балл.

1балл.

1балл.

9баллов.

6. М. Костя 5,11

7баллов.

6 баллов.

1балл.

1балл.

15баллов.

7. Н. Егор 5,5

7баллов.

3балла.

1балл.

2балла.

13баллов.

8. Л. Егор 5,11

6баллов.

3балла.

1балл.

2балла.

12баллов.

9. С. Саша 5,8

5баллов.

4балла.

3балла.

1балл.

13баллов.

10. Д. Аня 6,1

9баллов.

3балла.

1балл.

1балл.

14баллов.

11. Д. Маша 6,1

9баллов.

3балла.

3балла.

2балла.

17баллов.

12. Ф. Аня 6,1

10баллов.

3балла.

3балла.

3балла.

19баллов.

13. С. Лиза 6,1

6баллов.

3балла.

1балл.

2балла.

12баллов.

14. В. Егор 5,4

9баллов.

3балла.

1балл.

1балл.

14баллов.

15. К. Арсений 6

1балл.

3балла.

2балла.

3балла.

9баллов.

16. К. Диана 6

9баллов.

3балла.

2балла.

2балла.

16баллов.

17. М. Максим 5,8

9баллов.

2балла.

1балл.

2балла.

14баллов.

18. Х. Ваня 5,10

0баллов.

3балла.

1балл.

2балла.

6баллов.

19. К. Никита 6,4

9баллов.

3балла.

1балл.

2балла.

15баллов.

20. Ч. Данила 5,11

8баллов.

4балла.

1балл.

2балла.

15баллов.

21. Ж. Наташа 5,6

5баллов.

4балла.

1балл.

1балл.

11баллов.

В методике Торренса нет ни одного ребенка, который набрал бы максимально возможное количество баллов (18баллов).

Наиболее хороший результат — 10 баллов. Наиболее частыми являются оценки в 7-9 баллов.

В методике «Что это?» нет максимально возможного количества баллов. Наиболее частым количеством баллов здесь является 3. Худшие результаты — 1 балл. Лучший — 6.

Максимальный результат по методике «Расскажи сказку» составил в данной группе 3 балла. Но наиболее частым баллом здесь была единица (16 детей).

Максимальных оценок было всего 3.

Методика «Где чье место?» оценивается максимально в три балла. Эта оценка была всего у трех испытуемых. Наиболее частым баллом было два (11 человек).

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что воображения у детей развито плохо. Это может быть связанно с тем, что в детском саду, и в семьях, большее внимание уделяется дисциплине, строгому подчинению нормам. А детская непосредственность подавляется.

Для проверки гипотезы о том, что воображение развито у девочек и у мальчиков одинаково, были подсчитаны средние значения по методикам в двух подгруппах: мальчиков (13) и девочек (8).

Методика «Что это?»

Методика Торренса

Методика «Расскажи сказку»

Методика «Где чье место?»

Итого

Мальчики (средний балл)

3

5,2

1,2

1,8

11,2

Девочки (средний балл)

3

7,3

1,6

1,7

13,6

Из таблицы видно, что у девочек воображение развито лучше, чем у мальчика в данном ДОУ. Это может быть связано с различным половым воспитанием: у мальчиков, как правило, не поощряют мечтательность: чаще развивают не творческие задатки, а отдают в спорт. Девочек же, наоборот, родители приводят реже в борьбу, но чаще в художественные, театральные кружки.