УДК
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
З.Г. Роговая, С.В. Мамаева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Момотовская Основная общеобразовательная школа
Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
г. Лесосибирск, Россия
В статье говорится о применении в начальной школе сочинений по картине в виду их пользы в реализации духовно-нравственного развития учащихся. Кроме того, написание сочинений по картине обогащает устную и письменную речь учащихся. Качественное написание сочинений по картине позволяет учащимся грамотно выражать свои мысли, а также переживать эмоции и передавать их в письменном виде.
Ключевые слова: сочинение, духовно-нравственное развитие, сочинение по картине.
In article it is told about application at elementary school of compositions on a picture in a type of their advantage in realization of spiritual and moral development studying. Besides, writing of compositions on a picture enriches an oral and written language of pupils. High-quality writing of compositions on a picture allows pupils to express competently the thoughts and also to experience emotions and to transfer them in writing.
Key words: the composition, spiritual and moral development, the composition on a picture.
Одной из приоритетных задач обучения на начальной ступени образования является развитие связной устной и письменной речи учащихся. Одним из способов решения задачи считается написание сочинений, так как оно является важным воспитывающим и обучающим средством. Развивать речь детей означает систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, а также вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, работать над структурированием речи. Сочинения учат осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации; развивают наблюдательность, учат анализировать и делать обобщения.
В ФГОС НОО обозначено, что духовно-нравственно развитие учащихся представляет собой сложнейшие вариации работы с детьми [3].
Картина друзья широкова сочинение 5 класс
... друзья поддерживают друг друга в трудную минуту. Поэтому настроение картины не мрачное, а философское. Она заставляет задуматься над главными ценностями. Картина «Друзья» принадлежит кисти известного русского художника Евгения Широкова. ... никаких деталей, ведь все внимание должно быть на главных героях. Картина Евгения Широкова «Друзья» — гимн настоящей дружбе между человеком и собакой. Эта тема ...
Мы полагаем, что работа над сочинениями по картине реализует духовно-нравственное развитие учащихся, так как осуществляется духовная, культурная и социальная преемственность поколений.
Сочинение по картине в начальной школе представляет собой одно из эффективных средств развития речи младших школьников и раскрытия их творческих возможностей. Знакомство с творениями художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления и воображения, а также привитию эстетического вкуса. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников глубоко воспринимать произведения искусства.
Сочинения по картинам отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по источнику материала, типу текста, степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов.
По источнику материала и типу текста могут быть выделены следующие виды сочинений [2, с. 29]:
— сочинение-повествование по сюжетной или пейзажной картине;
— сочинение-повествование по серии сюжетных рисунков;
— сочинение по рисункам, созданным учащимися.
При обучении учащихся написанию текста-рассуждения картина используется как дискуссионный предмет или же проблемный вопрос, требующий рассуждения.
В методике обучения сочинению по сюжетным и пейзажным картинам можно выделить несколько основных этапов.
На первом этапе проводится подготовка педагога к сочинению по картине на котором определяются основные задачи урока, выделяются коммуникативно-речевые умения, которые предполагается сформировать. На данном этапе решаются такие частные задачи как [1]:
— выбор произведения в соответствии с задачами урока, типом предполагаемого текста, а также возрастными особенностями и уровнем развития учащихся;
— анализ картины, определение ее предметного содержания, подтекста, замысла и средств художественной выразительности;
— концентрирование внимания на формате картины, содержания, композиции, цвета, света, движения и основного настроения;
— изучение биографии и творчества художника, истории создания картины и её дальнейшей судьбы;
— составление плана урока, формулировка вопросов для беседы с учащимися, выявление последовательности анализа картины, определение языковых средств.
На втором этапе начинается подготовка самих учащихся к сочинению по картине, где происходит [1]:
Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)
... рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее ... звукоподражания: «Гриб. Грабь. Гроб. Груб». Это позволяет читателю представить картину окружающего мира. Описывая мрачную улицу во второй строфе, Маяковский прибегает ...
— рассматривание детьми репродукции картины;
— использование черновика для записи впечатлений и полученной информации о картине.
Третий этап включает проведение обучающего сочинения по картине в ходе которого [1]:
— перед учащимися ставится цель и задачи;
— происходит подготовка учащихся к восприятию картины (знакомство с эпохой, местом действия, историей создания картины, биографией и творчеством художника);
— просмотр картины учениками;
— проведение беседы по картине и дальнейшего анализа;
— выявление основных микротем;
— составление плана сочинения по картине;
— составление рассказа или устного описания;
— определение типа текста (описание, повествование, рассуждение) и работа над языковыми средствами;
— орфографическая подготовка;
— самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине;
— самопроверка.
При проведении четвертого этапа проводится проверка сочинений, а также их анализ, после чего организуется работа над ошибками для предотвращения повторных пробелов [1].
Качество написания учащимися сочинения по картине сложно оценить, опираясь исключительно на критерии, однако, при проверке мы руководствовались такими обязательными критериями как:
1.Умение передать мысли в сочинении, разделенные между собой частями (введение, основная часть, заключение) в соответствии с соблюдением орфографических и грамматических норм.
2. Лексическое разнообразие, а также умение выражать и отстаивать собственный взгляд на картину, особенно если он не соответствует общепринятому.
3.Обязательная переработка и добавление информации, полученной в ходе обсуждения картины.
В ходе опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Момотовская СОШ в 3 классе были использованы задачи, решаемые с помощью уравнений, а также по своему содержанию отражающие модель современной действительности. То есть помимо навыков совершенствования преимущественно математической речи в контексте уравнений, младшие школьники получают навыки адаптации в современном обществе.
В эксперименте принимали участи 12 учащихся. Из них 6 девочек и 6 мальчиков. Учащимся было предложено написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт». Прежде чем начать работу над сочинением было проведено три подготовительных урока, а именно, на уроке литературного чтения была изучена история картины и проявились сказочные элементы на картине. На уроке русских языка дети закрепили знания о структуре сочинения. И, наконец, на уроке ИЗО рассмотрели картину с позиции цветовой гаммы и ее трактовки в контексте настроения и смыслов. Перед проведением сочинения мы проанализировали последнюю работу учащихся, сочинение «Мой любимый литературный герой» и отметили, что из 12 человек на отлично с работой справился 1 ученик, на отметку «4» — 5 человек, остальные – удовлетворительно. В ходе написания сочинения по картине, при учете длительной подготовительной работы с учащимися, были получены следующие результаты:
Еще раз о сочинениях с учащимися 5 классов
... сочинения прочитываются 2-3 работы учащихся, а затем знакомимся с текстом автора. На фоне собственных работ очевиднее индивидуальное своеобразие авторского текста. Методически обоснованное использование сочинений малой формы – один из ... меняются осенью. Зимние морозы, все деревья в инее. Дети описывают, какую сказочную картину они увидели во дворе школы. В селе есть памятник сельчанам участникам ...
— на отлично справились 2 человека;
— отметку хорошо получили 8 человек;
— удовлетворительно – 2 человека.
Отметим, что при проведении эксперимента дети не были знакомы с подобного рода сочинением и подготовительная работа дала свои плоды, конечно, целесообразнее было бы сравнивать подобное с подобным, однако, при отсутствии эквивалента было решено остановиться на любом позднем сочинении учащихся. В противном случае, логичным было бы предположить, что дети лучше справились с заданием только потому, что два раза писали сочинение по одной и той же схеме.
Таким образом, написание сочинения по картине в начальной школе представляет собой слаженную работу учителя на разных предметах, объединенную общей целью, в данном случае написанию сочинения. Причем такого, в котором переплетаются полученные знания с собственным видением учащегося. Помимо перечисленного школьники учатся соблюдать логическую последовательность частей, то есть выделять структурные части в соответствии с их содержательным аспектом.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/metodika-rabotyi-nadm-po-kartine-v-nachalnoy-shkole/
1.Бакулина Г.А. Обучение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников// Концепт. – Спецвыпуск № 32. – 2014. – С. 1-7.
2. Бакулина Г.А. Обучение сочинению в начальной школе. 3 класс/ Г.А. Бакулина. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014. – 128 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. – Москва: «Просвещение», 2011. – 33 с.
Заявка на участие
Название статьи
МЕТОДИКА ОЧУБЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Контактный телефон, эл. почта
r