Средняя общеобразовательная школа – гимназия № 9, Сочинение – рассуждение.
7 класс
Методическое пособие, Система работы
по развитию речи.
Учитель
Пыстина
Лидия Митрофановна
г. Павлодар
2015 г.
Пособие рекомендуется в качестве практической помощи преподавателям в работе по развитию речи и будет способствовать развитию речевой культуры учащихся. В основе – методические разработки занятий по обучению учащихся написанию сочинения – рассуждения в 5 — 7 классах.
Пояснительная записка.
В каждом слове бездна пространства,
каждое слово необъятно…
Н. В. Гоголь, Система работы по развитию речи
Почему именно сочинение – рассуждение стало предметом пособия? Дело в том, что
В процессе учёбы школьник обращается к научным, научно – популярным и публицистическим статьям, эссе. Они же в своей основе – тоже или рассуждение, или рассуждение с элементами других типов речи. Поэтому, если в системе заниматься обучением написания рассуждения, получим главное: ученик будет свободно работать и с сочинением по литературе, и с критической литературой, и с любой статьей. И ещё: рассуждение как тип речи (способ изложения своей мысли) часто используется в таких речевых ситуациях, как объяснение чего – то нового, как элемент диалога, полемики. Именно рассуждение поможет автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Общеобразовательная цель курса
Предметная цель
Развивающая цель
Исходя из целей, ставятся такие
— вырабатывать умение анализировать языковые средства в связи с содержанием и
Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе ...
... темы сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Работа с текстом упр.436 Прочитаем текст упражнения и ... признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос. КАКОЙ ? Повествование, Рассуждение Определите цели, которые стремится достичь ... сочинение-рассуждение и составьте его план. Составление плана. 1.Тезис: прав дедушка. 2.Доказательства: а) мнение подруг из класса ...
всей структурой текста;
— осмыслять глубже авторское содержание с помощью формы;
— научиться приёмам комплексного анализа текста любой сложности;
— вникнуть в основы строения текста и научиться его членить;
— ознакомиться с правилами построения композиции речи;
— освоить разные способы анализа структуры: темы, идеи, авторской позиции;
— понимать назначения разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;
— совершенствовать навыки выразительного чтения, работая над интонацией;
— отрабатывать знания по разным видам связи предложений в тексте;
— расширять поэтапно объём анализа, охватывая все элементы работы с текстом;
— применять приём сравнительного анализа 2-х произведений;
— строить работу по принципу – от теории к практике.
— учитывать при создании творческих заданий стартовый уровень речевой
креативности детей;
— прививать через творческое задание интерес учащихся к любому проявлению
творчества;
— учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть
непонятым окружающими;
— создавать ситуации комфортности и успешности творческой деятельности;
— повышать уровень самооценки.
коллективной
выразительное чтение, жужжащее чтение, чтение в парах,
Основные этапы работы с текстом:
— выразительное чтение;
-выделение опорны х слов и словосочетаний;
-деление текста на относительно самостоятельные (законченные)
в смысловом
-указание микротемы и основной мысли каждой части;
— трактовка тезисов;
— составление простого или сложного плана;
— определение вида связи;
Чтение художественных произведений в начальной школе
... эксперимент, анализ работ учеников, наблюдение, беседа с учителями, учениками. Опытно-экспериментальная работа ... что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, ... тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения ...
— работа над стилем текста;
-создание собственного высказывания.
Необходимо помнить, что познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны, школьники к получению результата идут разными путями, поэтому стержень занятий — личностно-ориентированный подход в организации и содержании учебного процесса. На начальном этапе работы анализируются тексты с помощью вопросов учителя. В качестве промежуточного контроля учащиеся могут самостоятельно подбирать фрагменты из изучаемых на уроке литературы произведений и готовить вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. А, исследуя стратегию творчества классика, в качестве тренировочного упражнения можно предлагать ученикам писать текст-стилизацию как успешный конечный результат какого-то этапа индивидуальной или совместной с учителем, а может, с одноклассниками деятельности.
Целесообразно шире
— использовать работу с текстом на протяжении всего курса изучения русского языка,
— отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
— обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка, принимая тот факт, что «язык — одежда мыслей» ( .)
— учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных
стилей и жанров, учитывая что «п
В ходе такой работы реализуются следующие компетентности.
Языковые компетентности
— умение воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли;
—
— работа над языковой и речевой подготовкой, которая необходима ученикам для того, чтобы комфортно чувствовать себя в повседневной жизни, быть способными обслуживать словом собственные запросы во всех сферах жизнедеятельности
Учебно – познавательные компетентности
— способность организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
— владение приемами решения учебно-познавательных проблем, действий;
— работа над развитием функциональной грамотности: умение находить доказательные факты, владение учебными навыками, использование различных методов познания.
Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности
... занятий по изобразительной деятельности. Гипотеза нашей работы: целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на: развитие мелкой моторики рук, умение ...
Компетенции личностного самосовершенствования
— освоение способами духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
— овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях;
— формирование грамотности, культуры мышления и поведения;
Коммуникативные компетенции
— навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
— умение представить себя, написать сочинение, задать вопрос, вести дискуссию;
— способность взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми.
Информационные компетенции
— поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение, передача и умелое использование её в речи;
— навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
— владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
— умение собирать и систематизировать любой материал.
Ценностно – смысловые компетенции
— способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
— владение механизмом самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности;
— создание своей индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом.
7 класс
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно,
мыслям – просторно.
Н. А. Некрасов
Цели курса:
— углубление работы по совершенствованию навыков написания
сочинения – рассуждения;
— умение письма сочинения – опровержения основной мысли(тезиса);
— практическое овладение различных способов выражения причинно –
следственных отношений в связной речи.
Сообщение «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые ...
... выяснили, что запись справа - это текст . А в первом столбике ведь тоже группа предложений. Она является текстом? В какой группе есть общая мысль, связывающая предложения в единое целое? Сделайте вывод: ... в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста (умение отбирать соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, ...
7 занятий
1 занятие.
Виды связей предложений и частей
в тексте рассуждения.
Это занятие предлагается проводить в конце сентября
(после повторения изученного в 6 классе).
2 и 3 занятия.
Контрольное изложение
с творческим заданием.
Итоговая работа за
4 занятие.
Обучение сочинению – рассуждению
с доказательством от противного.
По итогам
5 занятие.
Работа над рассуждением
на дискуссионную тему.
Работу рекомендуется проводить в феврале
6 занятие.
Комплексная работа с текстом.
Можно провести в марте месяце.
7 занятие.
Контрольное сочинение – рассуждение.
Это занятие целесообразнее проводить в апреле в качестве
контрольного среза.
1 занятие.
Виды связей предложений и частей
в тексте рассуждения.
Цели урока:
— погружение в понятие связей предложений и частей в тексте;
— навыки практической работы по установлению связей в рассуждении;
— формирование связной логической речи.
-
Мотивационный этап.
«Перемешанные данные».
Восстанови соответствие.
Описание Что произошло?
Повествование Почему?
Рассуждение Какой?
— объясните ход своих действий.
-
Операционный этап.
-
Практическая работа над видами связи с изучением теории ($ 9,стр. 28)
— упр. 53.
Текст № 1.
-
Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка .
-
Парк был окружён глубокими каналами.
5 стр., 2326 словРассуждение 15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл последнего ...
... как вы понимаете смысл финала текста Вопрос: ПОМОГИТЕ ПРОШУ ЗАВТРА ОГЭ 2 )Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений ...
-
Над каналами висели чёрные железные мосты .
-
Мосты охранялись дворцовой стражей- гвардейцами в чёрных
клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.
-
Вокруг парка до самой небесной черты находились луга,
засыпанные цветами, рощи и пруды.
6. Здесь было отличное место для прогулок. (Ю. Олеша.)
— прочитать текст;
— озаглавьте его;
«Дворцовый парк», «Парк Трёх Толстяков» и др.
— установите, как связываются предложения в тексте:
1 и 2 предложения – посреди парка – парк – лексический повтор
2 и 3 предложения – каналами – над каналами– лексический повтор
3 и 4 предложения – мосты – мосты– лексический повтор
5 и 2 предложения — вокруг парка– лексический повтор
5 и 6 предложения – вокруг парка – здесь — наречие
Слово парк – ключевое в этом тексте. Оно
повторяется в шести предложениях 3 раза.
— постройте схему предложений и их связей;
посреди парка каналами мосты вокруг парка вокруг парка
1 2 3 4 5 6
парк над каналами мосты здесь
Вывод.
В этом тексте каждое последующее предложение связано лексическим повтором, один раз наречием, заменяющем слово «вокруг парка».
Такой вид связи называется
— чтение теории на стр. 28, 29.
Текст № 2.
-
В зверинце шло большое представление.
-
На деревянной сцене три толстых косматых обезьяны изображали
Трёх Толстяков.
-
Фокстерьер играл на мандолине.
-
Клоун в малиновом костюме, с золотым солнцем на спине и с золотой
15 стр., 7487 словАнализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик ...
луной на животе, в такт музыке декламировал стихи. (Ю. Олеша.)
— прочитать текст;
— озаглавьте его;
(«В зверинце»,«Большое представление» и др.)
— установите, как связываются предложения в тексте;
Предложения друг с другом не связаны, как это было
в первом тексте
— а как же всё-таки осуществляется связь здесь?
2, 3, 4 предложения связаны с первым.
— постройте схему предложений текста.
1 предложение
( в зверинце – большое представление )
2 предложение 3 предложение 4 предложение
(три обезьяны (фокстерьер (клоун
изображали) играл) декламировал)
В данном тексте первое предложение содержит тему(большое
представление), а все остальные предложения (2, 3, 4) «работают» на неё,
раскрывают её содержание: «три обезьяны изображали», «фокстерьер играл», «клоун декламировал».
Такой вид связи называется
— чтение теории на стр. 31;
Общий вывод.
Надо знать, что, какой бы связью ни соединялись предложения, текст должен быть целостным: нельзя нарушать тематическое, смысловое, стилевое содержание текста.
-
Практическая отработка полученных знаний.
— упр. 55
— прочитайте мини – тексты и укажите слова, при помощи
которых предложения сцепляются.
— упр. 62
— укажите вид связи предложений в этом тексте;
— подчеркните грамматическую основу первого предложения;
— в чём особенность сказуемых, выраженных краткими
прилагательными?
Творческая работа
— составьте мини – текст с цепной связью на тему
«В поле растёт берёза».
— составьте мини – текст с параллельной связью на тему
«В воздухе запахло зимой».
-
Проверка сочинений .
Рефлексия.
— Ваши действия по определению вида связи
Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над м
... к сочинению, сознательно или бессознательно ориентируются на известные им схемы. И некоторые ошибки в их работах ... редактирования описания . Существенные черты этого типа текста. Описания объективные и субъективные, статические и динамические. Типичные композиционные и речевые ошибки в описаниях 2005 1 Лекция 5. Сущность ... предложение нужно поставить в начало. Мы поработали над текстом, ... основе ... Однако при ...
— текст прочитать
— найти сцепляющие слова
— если их нет, связь параллельная
— если есть, связь цепная.
Домашнее задание.
-
Упр. 289, стр. 124 (устно)
-
Написать мини – текст (5 – 6 предложений) на тему
«Добродетель – путь к счастью» (связь параллельная)
2 и 3 занятия.
Контрольное изложение
с творческим заданием.
…с помощью подробного изложения формируются и
совершенствуются следующие умения:
1. Умение раскрывать тему и основную мысль;
2. Умение использовать композиционные и языковые средства;
3. Умение совершенствовать написанное.
Т. Жирова
Цели урока:
—
— умение следить за рассуждением автора, понимать его позицию, четкое определение цели высказывания и видение точных формулировок, как тезиса, так и доводов;
— выявление причинно-следственных связей как в изложении, так и
в творческом задании.
-
Мотивационный этап.
-
Подберите слову ИЗЛОЖЕНИЕ однокоренные слова и выделите в них корень.
Из
-
Подберите синонимы к слову ИЗЛОЖЕНИЕ
Высказывание, рассказывание, пересказ, передача, переложение, конспект,
реферат, преподнесение, рассказ, пересказывание, растолковывание.(по «
-
Сделайте вывод: что должно лежать в основе такого вида работы как изложение?
4 стр., 1729 словТекст для работы папе было сорок лет славику десять ёжику и того меньше
... с живым, «курносым и симпатичным» ёжиком! Наверное, все мы скучаем по своему детству, ведь в нём — истоки всего лучшего, что есть в ... предл. 95-96). Но грустит он совсем не по «выигрышу», а по «счастливому времени» своего детства. Ведь он когда-то тоже был таким же ... псу оно было нужнее, чем Алисе! Детство — светлая пора. Мысли и воспоминания о нём радуют! Вариант 3 Детство — это время, когда ты только ...
изложение, пересказ
-
Объясните правописание приставок в словах – синонимах.
-
Операционный этап.
-
Первое чтение текста .
О хороших манерах.
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?
В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятным надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять. (По Д. Лихачёву.)
-
Работа с текстом .
люди обычно мало черпают из этих книг — тезис
— как осуществляется связь между тезисной частью (1 абзац) и последующим текстом?
риторические вопросы
— какими способами автор раскрывает идею текста?
советы, примеры и их объяснение
— сколько частей можно выделить в этом тексте? ( 3 )
— составьте сложный план текста.
1. О книгах про «хорошие манеры».
Что лежит в основе хороших манер:
а) забота;
б) умение не мешать;
в) глубокий смысл.
3. Манеры придут сами.
рассуждение
параллельный
— определите стиль текста;
публицистический
— докажите свою точку зрения;
учебник — $ 44, стр. 162
Черты публицистического стиля:
— призыв задуматься
— убедительность
— эмоциональность.
— укажите языковые средства этого стиля, подтверждая примерами;
— риторические вопросы
— настойчивые повторы слов
— повторы мысли (… чтобы не мешал…)
— ряды однородных членов
— неполные предложения
— обратный порядок слов
— прямое обращение к читателю…
Вторичное чтение текста.
4. Письмо изложения.
5. Творческое задание
Продолжить рассуждение, построив новую часть на основе мысли, заложенной в последнем абзаце, сохраняя авторский стиль.
-
Рефлексия.
Закончите фразу
Домашнее задание.
— $ 44, стр. 162
устная работа с текстом
4 занятие.
Обучение сочинению – рассуждению
с доказательством от противного.
Цели урока:
— различие способов создания текстов –рассуждений;
— составление вариативных текстов – рассуждений;
— развитие устной и письменной речи учащихся, логически выстроенной
и последовательной.
-
Мотивационный этап.
Объяснить лексическое значение слов
работа по толковому словарю
УТВЕРЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. ок. утвердить, -ся. 2. Положение, мысль,
Словарь С. Ожегова
ОПРОВЕРЖЕНИЕ опровержения, ср. 1. Только ед. Действие по глаголу опровергнуть – опровергать. Опровержение клеветы. 2. Речь или статья, в которой что – нибудь опровергается. Поместить опровержение в газете.
Толковый словарь русского языка
-
Операционный этап.
-
Работа с новым материалом
Рассуждение может быть построено
- как доказательство истинности
или
- как доказательство ложности
выдвинутого основного положения – тезиса.
В зависимости от этого доказательства в рассуждении делятся на 2 вида – утверждение и опровержение.
Виды рассуждений
рассуждения – утверждения рассуждения – опровержения
прямые доказательства, доказательства, доводы
доводы, которые обосновывают от противного. Истинность тезиса
справедливость выдвинутого здесь доказывается посредством
тезиса опровержения предлагаемых
положений, противоположных
доказываемым
Аргументы могут быть самые различные
— факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;
— факты, взятые из литературных источников;
— ссылки на литературу (цитирование);
— сопоставление фактов;
— логические умозаключения и т. д.
степень убедительности
-
Закрепление полученных знаний на тексте,
в основе которого – две точки зрения.
Текст №1.
Текст дискуссионного рассуждения
Дорогая редакция! Ответьте мне на вопрос: для чего нужен спорт? Вот, например, я ни разу не делал зарядку, не купался, не ходил на лыжах, но здоров, не умираю. Другие ребята делают зарядку, занимаются в секциях. Зачем всё это? Говорят, что спорт помогает стать сильным, но мне что – то не верится… (Из письма Володи Семёнова в газету.)
— чтение текста вслух;
— определите, что утверждает автор;
спорт – бесполезное занятие
— как вы думаете, справедливо ли это утверждение?
На этом этапе урока уместна д
укажите, каким будет ваше рассуждение? Почему?
(опровержение)
обсуждайте сразу две точки зрения: да и нет
высказывайте обе точки зрения, делая ответы
развёрнутыми, убедительными
— вставляйте в свои ответы факты из различных
источников.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/metodika-napisaniya-sochineniya-rassujdeniya-v-klasse/
План работы может быть таким.
-
Утверждение Володи Семёнова.
-
Доказательства ошибочности этого утверждения
(факты из личной жизни, наблюдения над жизнью
окружающих, факты из художественной и документальной
литературы, из кинофильмов и т. п.)
-
Вывод (справедливый тезис, противоположный тезису
автора письма).
Текст №2.
Приумножение добра
Есть такое выражение «приумножать добро». Я поинтересовалась у знакомых, значит он конкретно для них.
Кто сказал, что приумножать добро — это значит приобрести себе какие добротные вещи, то есть накапливать материальные ценности, ибо они являются для них показателем хорошего, обеспеченной жизни.
Другие отвечали, что для них это значит отдавать людям свою ласку, тепло, доброту. За полученное от кого-то добро расплачиваться им же, а значит, его приумножать. Выходит, что приумножать — значит отдавать.
Мне по душе слова В. Симоненко, который писал:
Живет лишь тот, кто не живет для себя,
Кто для других оспаривает жизни.
— чтение вслух;
— определите основную мысль текста;
выражения «приумножать добро»
— к какому мнению склоняетесь вы?
— выскажите свою точку зрения.
-
Рефлексия.
Работая над текстами
утверждение или опровержение? Почему?
ответ – одно предложение
Домашнее задание.
Письменное высказывание
«Приумножать добро… Как я понимаю это выражение?»
5 занятие.
Работа над рассуждением
на дискуссионную тему.
Цели урока:
— обучение вести дискуссионный спор;
— развитие речи учащихся от прямого и обратного;
— формирование собственной позиции на основе текстов дискуссионного
характера.
-
Мотивационный этап.
Проработайте
дискуссия
-
Обсуждение какого – либо спорного вопроса.
(по словарю Ефремовой.)
-
Спор, обсуждение какого – либо вопроса ( по словарю С. Ожегова.)
-
Обсуждение какого – либо вопроса или группы связанных
вопросов компетентными лицами с намерением достичь
взаимоприемлемого решения. ( По Логическому словарю.)
— Выделите ключевое слово во всех толкованиях.
обсуждение
-
Операционный этап.
обсуждение текстов на дискуссионную тему
Текст №1.
Чистота — залог здоровья или предмет споров?
Каждую весну, едва лишь всходит снег, улицы и парки нашего города приобретают ужасный вид: за зиму там накопилось большое количество мусора. Власть, как всегда, объявляет двухмесячник «Зеленая весна», и начинается борьба за… да да, за чистоту. Звучат призывы к населению принять участие по этому благородному делу. Кто-то с энтузиазмом берется за метлу или грабли и получает от этого удовлетворения. Кто-то скептически или даже грубо отмахивается, считая, что это дело дворников. Кое-кто по-своему реагирует на такие призывы, продолжая мусорить, где захочется.
Что же касается нас, учеников школ, то выбор мы имеем богатый: можем помогать родителям у дома или на приусадебном участке, а можем тренироваться с граблями около школы. Есть еще один вариант — принимать участие в расчищении городских парков. Вот где интересная работа! После уроков или даже и в учебное время (по-видимому, учеба уже не имеет такого значения, как чистота в парке), мы вынуждены воевать с кучами листьев — и не только листья. Скажете, что мы не слишком перерабатывались и наша святая обязанность — помогать. А во власти не хватает средств…
И все же, может, для такой работы стоит привлечь более серьезные силы, а не прикрываться школьниками? Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Тем более, что убирать за вас листья, уважаемые взрослые, мы можем, а вот вы за нас учиться — нет…
— читать текст вслух;
— определите авторскую мысль, ссылаясь на ключевые слова
и мысли;
— согласны ли вы с авторским утверждением? Почему?
— стройте Дискуссионную карту.
-
Да
Дискуссионный вопрос
Нет
«Каждый должен заниматься своим делом…»
обсуждение памятки
Памятка «
-
Я критикую идеи, а не людей
-
Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
-
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
-
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
-
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
-
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
-
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
мини – дискуссия
— несколько ДА
— несколько НЕТ
Текст № 2.
Нужно ли читать книги?
Сегодня, в годы бурного информационного бума, остро встает вопрос: нужно читать книги?
Многие люди, особенно молодых, склоняются к мнению, что для развития личности достаточно просмотреть интересные телепередачи, перечитать популярные газеты и журналы, посидеть у компьютера.
Другие, сколько живут, столько и черпают мудрость из произведений классической литературы. И для них проблемы, затронутые в произведениях, актуальны и сейчас.
Я считаю, что значение книги в жизни человека неоценимо. Если не читать, никогда не узнаешь ни о Гомера ни о Данте, ни о Вольтера. А если человек не знает гениев, то вряд ли ее о характер изовать как человека развитую.
Чтобы точно передавать свои мысли, необходимо в совершенстве владеть языком. В этом, я уверен, поможет чтение книг, в которых собраны несметные богатства человеческого опыта.
Следовательно, чаще заглядывайте в сокровищницу духовности — книги, из которых бьет неиссякаемый источник мудрости.
— прочитайте текст вслух;
— определите авторскую мысль, ссылаясь на ведущие мысли автора
статьи;
— выделите две точки зрения на один вопрос;
для развития личности достаточно просмотреть
интересные телепередачи»
— « значение книги в жизни человека неоценимо»
— какая из них вам ближе и почему?
фронтальная беседа
— определите разряды местоимений текста.
-
Рефлексия.
Ответьте на один тезис двумя фразами
Нужно ли пускать опоздавших в класс?, Домашнее задание.
сочинение – рассуждение
Нужно ли пускать опоздавших в класс?
— аргументировать тезис
— привести убедительные доказательства
— сделать вывод
— сохранить публицистический стиль речи
— строить доказательство от противного
6 занятие.
Комплексная работа с текстом.
Цели урока:
— обучение способам комплексного анализа готового текста, основанного на знании определённых разделов языковедения школьного курса, и работе над отдельным тезисом;
— освоение методов структурного анализа: заглавие, план, тема, идея, композиция, язык, связь, тип речи, стиль текста;
— формирование связной речи, в составе которой гармонично сочетаются знания законов грамматики и речеведческих понятий построения текста.
-
Мотивационный этап.
Экскурс в домашнее задание
Игра «Лесенка»
Итог
-
Операционный этап.
-
Продолжите фразу : «Анализ текста — это …».
Мысли вслух.
-
Комплексная работа с текстом.
-
Много необыкновенного на земле, но самое интересное – это круговорот воды в природе.
-
Плывут над нами облака. А они образуются из мельчайших капелек. Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. А когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются. Вот вам и облака.
-
И ещё: летние дожди. Влага, пролитая ими на сушу, стекает с высоких мест в более низкие. Отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи. Те в свою очередь дают начало рекам. После короткого или долгого пути достигают океана или моря.
-
А часть выпавших осадков по трещинам и порам проникает в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океанам.
-
В круговороте участвует и зимний снег, выпавший в короткое (холодное) время года на равнинах и в горах, он образует снежный покров и ледники. Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.
-
Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, различными путями снова попадает в него. Так замыкается круговорот воды в природе.
-
До чего же интересное явление!
— чтение текста вслух;
— определите тему текста, построив развёрнутое доказательство;
круговорот воды в природе
— определите основную мысль текста через логически выстроенный
« До чего же интересное явление! »
— озаглавьте текст, объясняя, что выражает заглавие: тему или основную мысль;
— определите тип речи, докажите свою точку зрения;
— постройте схему рассуждения;
Тезис – 1 абзац …
Доказательства – 2…,
3…,
4…,
5…,
6… абзацы.
Вывод – 7 абзац.
— составьте 2 вида плана текста
простой план
сложный план
— укажите средства связи, используемые в сочинении – рассуждении;
Лексический повтор – вода – 1 раз, воды – 4 раза, Синонимы – вода, влага, пары, струйки, осадки…
— определите стиль текста, доказывая свой вариант ответа;
-
Письменное высказывание .
По одному из тезисов постройте одно полное доказательство.
( на выбор)
1 тезис.
Мы часто задумываемся над вопросом: нужно ли изучать досконально все предметы, преподаваемые в школе? Ведь нередко кое-кому неинтересно сидеть на уроках истории, так как готовит он себе для профессии военного, инженера-конструктора, банкира. И наоборот, тот, кому по душе литература, история, с щемящим сердцем заходит в кабинет информатики, математики, физики. Неужели так важно накапливать «лишние», по мнению некоторых школьников, знания?
2 тезис.
Нередко от ровесников приходится слышать: «Как уже надоели эти постоянные упоминания о традициях. Кому они нужны сейчас?»Эти слова заставили меня задуматься: а действительно ли сегодня нужно придерживаться обычаев наших предков?
3 тезис.
«Чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца… Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть…»
(В. Сухомлинский.)
— читать своё доказательство и делать сразу же самоанализ своей работы,
-
Рефлексия.
— Подведи итог своей работы в классе
1. Мне легко работать с текстом, потому что…
2. Мне трудно работать с текстом, так как…
3. Работая с текстом, я затрудняюсь…
Вставляйте в ответ вводные слова
во – первых, во – вторых…
Домашнее задание.
сочинение – рассуждение
на уроке.
7 занятие.
Контрольное сочинение – рассуждение.
Цели урока:
— создание текста-рассуждения на заданную тему;
— построение логически завершённого высказывания;
— умение приводить доказательства, примеры, факты для подтверждения мысли.
-
Мотивационный этап.
Подберите синонимы
Сочинение
-
Операционный этап.
-
Предлагается три тезиса:
1 тезис
Ты хоть много проживи, хоть мало,
Но тебе скажу я не тая:
Если боль других твоей не стала,, Прожита напрасно жизнь твоя., Расул Гамзатов
-
тезис
Одна из самых мудрых истин, Нас убеждает с давних дней:, Лишь тот богат, кто бескорыстен,, А скряга бедного бедней.
И. Бровка
-
тезис
Вы что больше любите: лес или море?
В. Солоухин
-
Порядок работы
-определиться с тезисом;
— выделить в нём ключевое (- ые) слово (-а);
— построить кластер:
— в центре – тема
— методом ассоциации разместить ключевые слова
— наполнить их фактами, примерами, цитатами…
— составить план согласно кластеру;
— продумать средства связи частей и предложений работы;
— сделать наброски в черновике.
-
Письмо сочинения .
-
Рефлексия.
-
Обмен мнениями : какой тезис показался легче, ближе по теме, заложенной в нём?
Домашнее задание.
Все записи по курсу «Сочинение — рассуждение» привести в порядок и использовать их при дальнейшей работе над рассуждением.
Учащиеся должны знать:
— текст , его составные части;
— типы речи и границы их различий;
— особенности строения текста сочинения – рассуждения;
— виды связей в тексте;
— композиционную схему текста;
— последовательность в анализе эпизода, фрагмента;
— стилевые особенности текста;
— приёмы сочетания абзацев различной типовой структуры;
— развитие авторской мысли через ключевые слова;
— роль прямого и обратного порядка слов в тексте;
— функции изобразительно – выразительных средств в авторском замысле.
Учащиеся должны уметь:
— отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
— видеть особенности строения текста сочинения – рассуждения;
— проводить частичный и комплексный анализ поэтического и прозаического текста;
— уметь «читать» композиционную схему текста;
— строить поэтапную исследовательскую работу над эпизодом, фрагментом,;
— выразительно читать текст, выдерживая интонацию, паузы, тон, тембр голоса;
— понимать структуру предложений анализируемого объекта;
— определять роль изобразительно – выразительных средств в авторском замысле;
— различать стилевые особенности текста;
— осмысливать связь предложений и частей текста;
— овладеть приёмами сочетания абзацев различной типовой структуры;
— видеть ключевое слово, фразу и по ним следить за движением мысли автора;
— работать над прямым и обратным порядком слов.
Приложение, Изобразительно – выразительные средства
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
как вечный метеор
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
—
Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела (А. В. Кольцов);
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия
Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
как, словно, будто, как будто
Как хищный зверь,
Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);
— при помощи слов