Готовимся к итоговому сочинению по литературе: методы и приемы

Сочинение

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе

C 2014/2015 учебного года в образовательных организациях РФ было введено обязательное условие допуска к ЕГЭ – итоговое сочинение (ИС) по литературе. Целью ИС является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно, а также – развитие навыков правильного формулирования и изложения собственных мыслей.

Подача материала на уроках литературы в 11 классах строится с учетом не только интересности, но и максимальной доступности для учеников. Благодаря этому подготовка к декабрьскому итоговому сочинению становится более эффективной.

Итоговое сочинение является обязательным для всех учеников 11 классов, независимо от выбранного профиля обучения (гуманитарный, технический и проч.).

Испытание начинается в 10 часов утра (по местному времени) в первую среду декабря (пересдать можно в феврале и в мае текущего года) и длится 3 часа 55 минут (235 минут), за исключением инструктажа и заполнения бланков. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов, а норма – 350, при этом ограничений нет.

Работы оценивают учителя-словесники и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет». Важно помнить, что грамотная речь, как в письменном, так и в устном эквиваленте, высоко ценится во всех направлениях человеческой деятельности. Именно благодаря ей можно занять неплохую нишу в обществе.

Влияние окружения на словарный запас школьников

В современном обществе школьники подвержены воздействию множества факторов, включая сверстников, социальные группы, интернет-сообщества и развлекательные каналы телевидения и радио. В результате, у школьников наблюдается тенденция к снижению исходного словарного запаса.

Особенно негативно на словарный запас влияет использование коротких фраз в сообщениях и смс, а также цитирование банальных фраз из рекламы. В результате, школьники не могут строить связные тексты и формулировать свои мысли в письменной форме. Это приводит к истощению интеллектуальной деятельности.

Подготовка одиннадцатиклассников к написанию сочинения

Выполнение итогового сочинения является одной из самых сложных задач для современных школьников. Они должны писать на высоконравственную тему, с использованием литературных аргументов и примеров. В сочинении необходимо ссылаться на литературный материал и использовать его для аргументации рассуждения.

7 стр., 3112 слов

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению

... с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. «Клише к итоговому сочинению» Примеры вступления. 1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи ... образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет): ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ 1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего ...

Определение сочинения ФГБНУ «ФИПИ» подразумевает проверку по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и использование литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Для получения зачета необходимо набрать баллы хотя бы по трем критериям из пяти.

Проверка сочинений Рособрнадзора трудоемка и требует от учителей-словесников дополнительной работы с обучающимися. Однако, это необходимо для того, чтобы подготовить выпускников к написанию качественных сочинений на высокую оценку.

Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдачи итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем звене на уроках русского языка. Так, одним из методов обучения может служить подробный анализ, как готовых текстов, так и текстов собственного сочинения (до рецензии далеко, но хорошо развиваются навыки орфографической зоркости слов – Критерий №5).

Одним из вариантов данного метода можно назвать – взаимопроверку творческих работ учеников по эталону, где работает и зрительная и словесно-логическая память. Например, школьникам после изучения темы «Типы и стили речи» предлагается создать свой текст по заданному шаблону с пропусками слов (в 5-6 классах) или предложений (в 7-8 классах).

А далее по критериям учителя данные тексты проверяются учениками и на правописание слов, и на структуру созданного текста. Поэтому сказать, что ученики 11 класса начинают подготовку к ИС с нуля нельзя. Ведь в школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Да, безусловно, учителя на всех предметах учат составлять последовательный, логичный ответ. Но только на уроках литературы и русского языка задача развития речи школьников решается целенаправленно и систематизировано.

Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков школьников. Но можно назвать общие методы подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы:

1. Известно, что тематические направления ИС публикуются на официальном сайте разработчика экзаменационных направлений тем – ФИПИ, в начале сентября нового учебного года. Всего их 5. Каждый год направления меняются. А конкретные темы сочинений становятся известны одиннадцатиклассникам в день проведения экзамена (за 15 минут до его начала).

Предугадать темы итогового сочинения невозможно. Но планомерная работа в рамках указанных тематических блоках помогает школьникам грамотно написать соответствующее всем критериям сочинение в декабре текущего учебного года и получить заветный «зачет». Поэтому целесообразно завести общую тетрадь-навигатор и начать работать с каждым направлением тем по очередности, путем подбора литературного материала (произведений) в виде списка и примерных тем к нему (проблемный вопрос, рассуждение над известной цитатой и др.). Также целесообразно подобрать несколько ярких цитат к тематическому блоку в целом и выучить 2-3 из них. Грамотно подобранная цитата в сочинении придаст тексту образность и обстоятельность. Цитатой в сочинении можно воспользоваться или в первой части сочинения (в введении), или в последней части сочинения (в заключении).

Цитаты нужно заучивать наизусть. К каждому направлению стоит выучить по 2-3 цитаты. Но обязательное условие подготовки к сочинению – знание критериев оценки ИС.

2. Итак, тетрадь-навигатор заведена, список литературы, тем и цитат составлен. Далее начинается непосредственная работа со списком необходимой литературы. Сначала нужно поставить галочки напротив каждого прочитанного произведения или срочно заполнить пробелы в знаниях литературных текстов, т.е. прочитать или знать краткое содержание произведений. Здесь целесообразно заполнять таблицу памяти, в которую можно вносить данные ранее прочитанных произведений для систематизации знаний. В среднем звене эта тетрадь носит название «Читательский дневник» и к 11 классу может иметь весомый объем:

Автор.

Его краткие выходные данные

Название произведения

Краткое содержание текста

Главные герои и их характеристика

После заполнения данной таблицы работать над критерием №2 «Аргументация» становится проще.

заучивание плана сочинения-рассуждения и необходимых клише.

План:

А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);

Например, тема звучит так: «Какими качествами должен обладать смелый человек?». И на этом этапе работы над ИС мы находим ключевые слова в выбранной теме. Даем определение выбранным ключевым словам. Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.

Б) Аргумент №1 (Доказательство №1);

На страницах художественных произведений тема сочувствия затрагивается очень часто. Вспомним, например, пьесу М. Горького «На дне»… Подчеркнутые слова в клише можно заменять соответственно выбранной теме.

или

Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие мою позицию.

  • Во-первых, …
  • Во-вторых, …

Г) Вывод.

Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующие выводы: …

Необходимо заметить, что в сочинении должно быть не менее 250 слов. При меньшем количестве слов можно получить «незачет», поэтому стоит пересчитывать слова после каждого абзаца и помнить соотношение:

тезис + вывод = 1/3 всего объема текста.

4. Пишем сочинение. Не одно.

Здесь присутствует еще одно условие – взаимопроверка по критериям, чтобы научится видеть ошибки на чужом произведении. Обязательно должна быть обратная связь с учителем – подробный комментарий к каждой ошибке.

Таким образом, подробно прорабатывая каждое направление можно благополучно подготовиться к успешной сдаче итогового сочинения.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/metodika-napisaniya-sochineniya-po-literature-v-starshih-klassah/

1. Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников № 05–06 (694) // Взаимообучение: совершенствуем орфоэпические навыки, О.В.ПРЯДИЛЬНИКОВА, г. Уфа с. 39

2. Приказ Министерства образования от 17 декабря 2010 года №1897.

3.09.2018