Лувр отапливался калориферами. Исходный текст для изложения. Только в письменной речи

Сочинение

Редактирование собственного текста

Редактирование собственного текста – важный этап работы над изложением и сочинением. Чтобы эта работа прошла успешно, нужно иметь ввиду, каковы критерии оценивания письменного высказывания и каковы типичные ошибки.

Ещё раз напоминаем, что эксперт, проверяющий экзаменационное изложение и сочинение, будет руководствоваться специально разработанными критериями. В соответствии с этими критериями составлена следующая памятка. Чаще обращайтесь к ней при анализе своих и чужих изложений и сочинений.

Памятка

Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений.

1. Соответствие текста теме и основной мысли.

2. Для сочинения-рассуждения – обоснованность ответа на поставленный вопрос, полнота раскрытия темы, наличие примеров-аргументов.

3. Для сжатого изложения – применение оправданных приёмов сжатия исходного текста (исключения, обобщения, упрощения).

4. Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развертывание по плану); правильность выделения абзацев; композиционная стройность работы.

5. Достоверность фактического материала (в изложении – передача содержания исходного текста без искажений).

6. Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу и стилю речи.

Речевое оформление текста

1. Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений).

2. Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

3. Уместное использование выразительных языковых средств.

4. Соответствие высказывания нормам современного русского литературного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).

Основные виды ошибок в устных и письменных высказываниях

Виды ошибок

В чем заключается ошибка

В устной и письменной речи

Речевые ошибки

Грамматические ошибки

Только в письменной речи

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Только в устной речи

Орфоэпические ошибки

Интонационные ошибки

Ошибки в использовании невербальных средств общения

слабая связность предложений и частей текста,

Основные средства связи предложений в тексте

Средство связи

Пример

Лексический повтор

Юрий Олеша писал, что золотая полка заводится исключительно для любимых книг. Золотую полку хотелось бы завести и мне.

Слова-заместители

Противопоставление (использование антонимов)

Полина, увидев Антона, радостно засмеялась и побежала вперед. Он смешался и невольно попятился назад.

Слова (в том числе и вводные), с помощью которых подчеркивается логика высказывания

Во-первых, для начала, вот почему, именно поэтому, из этого следует, следовательно, итак, наконец, в заключение.

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Моя старшая сестра очень рано пристрастилась к книгам и каждый вечер читала мне сказки. Я тоже научилась читать в раннем детстве.

Единство видовременных форм глагола

Человек садится за компьютер. Он сразу попадает в необъятный мир информации. Она обрушивается на человека и начинает проверять на прочность его умственные способности, психику и характер.

Вопросительные предложения

Какие чувства испытываешь, возвращаясь в родной дом после многих лет странствий? Вряд ли я смогу точно описать эти ощущения.

Неполное предложение

На самом краю ветки, тесно прижавшись друг другу, сидят три воробья. Нахохлились, глазки закрыли, дрожат от страха.

Синтаксический параллелизм

Марине Цветаевой принадлежат слова: «Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь. Чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь».

Памятка

Как редактировать текст изложения и сочинения

1. Проанализируйте содержание изложения:

для подробного изложения:

для сжатого изложения:

2. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развертывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; достаточно ли четко выражена связь между ними; правильно ли членится текст на абзацы; не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце.

3. Уточните, правильно ли употреблены слова: уточняем лексическое значение слов, проверяем их лексическую сочетаемость, уместность выбора синонимов из возможных (не забываем на этом этапе пользоваться словарями разных видов).

4. Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее; добавляем или, наоборот, исключаем средства эмоциональной выразительности речи в соответствии со стилистической задачей.

5. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: находим слова, трудные в орфографическом отношении, применяем правила; проверяем употребление прописной буквы в именах собственных; разбираем предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Тренировочные задания по текстоведению

(изложения и сочинения)

1. Перечислите основные требования к содержанию текста. Руководствуетесь ли вы этими требованиями при написа-нии сочинений и изложений? Чтобы ответить на этот во-прос, проанализируйте несколько собственных сочинений и изложений. Установите, какие нормы построения текста вы обычно нарушаете. Сделайте выводы.

Изложение.

Цербер тихо и как-то жалобно взвизгивал. Бедному псу, по-видимому, тоже становилось страшно ввиду наступающего царства мертвящего мороза; он прижимался ко мне и, задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно вглядывался в беспросветно-серую мглу.

Вдруг он повёл ушами и заворчал. Я прислушался. Сначала всё было по-прежнему тихо. Потом в этой напряжённой тишине выделился звук, другой, третий… В морозном воздухе издали донёсся слабый топот далеко по лугам бегущей лошади.

Подумав об одиноком всаднике, которому, судя по слабому топоту, предстояло проехать ещё версты три до слободы, я быстро сбежал с крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту. Минута в воздухе с открытым лицом грозила отмороженным носом или щекою. Цербер, издав громкий, торопливый лай в направлении конского топота, последовал за мной.

(В. Короленко)

Изложение.

калориферами.

Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед ста-рик-нищий, похожий на Дон Кихота, застывший перед карти-нами Делакруа, не может не броситься в глаза. Посетители то-же как будто ничего не замечают. Они только стараются поско-рее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжев-шей от времени, лоснящейся тальме. Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её доче-рей — моих тётушек. Даже в те далекие времена тальмы вы-шли из моды.

Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было со-вершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза, В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у мно-гих посетителей Лувра сжималось сердце.

Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.

мольбертом

Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

Мерси, мадам!

Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действи-тельно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом го-ворим, что «гора свалилась с плеч…»

(К. Паустовский)

Изложение., В конце изложения выскажите свое отношение к проблеме, под-нятой в тексте.

Он просто не находил себе места. Правда, никто из домаш-них и даже жена, Наталья Александровна, не заметили его волнения: голубые глаза Алексея Александровича потускнели и вообще уже почти никогда не улыбались в последние годы, а в его большой лоб глубокой бороздой врезалась какая-то беспо-койная, напряжённая мысль — на многострадальные печали России его сердце не могло не откликнуться и не болеть.

Я все обдумал. Идите скорее к ректору. Только не назы-вайте ни в коем случае моего имени. Сообщите ректору, что эти деньги будут доставлены ему через вас от одного лица, пожелавшего остаться неизвестным!

Разговор с ректором был краток.

Что более подействовало на ректора Санкт-Петербургского университета — уверенность ли студента в том, о чём он говорил, или догадка, о каком неизвестном человеке шла речь? В университете распространились прямо-таки почти невероятные слухи о пришедшем менее года назад на историко-филологиче-ский факультет академике, который бескорыстно и безвозмезд-но помогал студентам в их бедах: то устраивал кого-либо из них на квартиру, то навещал заболевшего в больнице, снабжал лекарствами, покупая их в аптеке, то кому-то оказывал денеж-ную помощь, то лаской и любовью рассеивал чье-то горе. Что более подействовало на ректора — сказать, наверное, трудно, но он дал студенту твердое обещание задержать до понедельника приказ об увольнении студентов.

Узнав о заверении ректора, Алексей Александрович обнял юношу, молча пожал ему руку и понемногу стал успокаивать-ся. В тот же день он телеграфировал управляющему имением в село Губаревку Саратовской губернии срочно продать часть ле-са и выслать на его имя 2000 рублей. Всю последующую неде-лю оба «заговорщика» волновались — каждый по-своему. Точ-но в срок, в последний понедельник марта 1909 года, деньги были вручены П. Евдокимовым ректору университета.

Поблагодарите сердечно от меня этого неизвестного благо-родного человека,- сказал с волнением ректор.

Этим «неизвестным человеком» оказался к тому времени уже широко известный в научных филологических кругах Европы академик, профессор Петербургского университета, выдающий-ся русский ученый Алексей Александрович Шахматов- языко-вед, историк, этнограф, фольклорист, историк русского летопи-сания.

(В. Макаров)

Затем попытайтесь проанализировать изложение учащегося в соответствии с теми критериями, которые даны в памятке по оцениванию сочинения и изложения.

Выполнив такой анализ, сделайте вывод., Исходный текст для изложения

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделённые колокольней. Всё сде-лано из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора. Множество куполов, покрытых лемехами — резными пластин-ками из осины, которые, переливаясь на солнце, кажутся золо-тыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми лицами всё здание устремляется вверх. Внутри здания нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнeгo покоя. Творения древних зодчих просты и бесхитростны.

Кто создал эту лесную и озёрную сказку — Преображенский храм? .

Лодочник рассказал об этом просто и трогательно.

Долго плотники работали, — неторопливо начал он легенду. — Вот главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке. Подошёл к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был — загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, делал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть: можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».

Преображенская церковь — памятник русской воинской славе. Построена она в начале 18 века в честь победы войск Петра 1. До этого шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от этой угрозы было радостным событием.

По соседству с колокольней — Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение — меняются и Кижи. Трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи?

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, её художественное прошлое, живущее в настоящем.

Кижи — это история нашей страны, запечатлённая в памят-никах зодчества.

Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою Родину, беречь её культурное наследие.

(По Е. И. Осетрову)