Один из самых удивительных и “плодовитых” периодов отечественного искусства — так называемый “серебряный век” — не был однородным по своему содержанию. Состоял он из двух крупных направлений: модернизма и критического реализма. Первое направление считалось причудливым дитём прогресса, которое отрицало все законы, существовавшие на тот момент в обществе, а второе направление — критический реализм — относилось к прошлому более лояльно, что, однако, не помешало ему впоследствии трансформироваться в реализм социалистический. Сегодня мы поговорим более подробно об этих двух направлениях.
Основные черты
Основоположниками философских идей модернизма были А. Бергсон и Ф. Ницше, которые во второй половине XIX века и положили начало данного направления в искусстве. Немалый вклад в становление модернизма внесли психологические (и психиатрические) концепции К. Юнга и З. Фрейда. Это время глобальных изменений в умах и в мире в целом — ломалась прежняя система классических ценностей, менялись эстетические нормы, появлялись новые, более свободные взгляды на жизнь. Конечно, свободолюбивые художники первыми откликнулись на это новое веяние и вскоре распространили его по всей Европе. Но новшества были по душе далеко не всем. К примеру, общеизвестен факт, что в Париже в 1863 году существовал специальный “Салон отверженных”, где выставлялись картины художников, не принятые официальным жюри. Единственная цель данного салона была — осмеять выставленные работы и их создателей, раздуть негативную реакцию публики до предела. Мероприятие пользовалось бешеной популярностью, толпы людей приходили в салон специально посмотреть и поучаствовать в унижении других людей.
Модернизм в художественном искусстве делится на несколько основных течений: это импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм и ещё несколько других более мелких течений.
В литературном творчестве русской культуры модернизм проявился более ярко, нежели в художественном. Именно с приходом модернизма в стране наступил великолепный “серебряный век”. Буйство течений здесь случилось более широко — можно выделить несколько новых, совершенно уникальных.
Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» ...
... войне в рассказе М.А. Шолохова, раскрытия эпоса войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». В заключении на основе обобщения изложенного в настоящей работе материала исследования формулируются ... нашей эпохи, эффективность творческих открытий писателя рассмотреть под знаком проблем реализма. Следовательно, говорить о Шолохове - значит вникать в смысл таких понятий, как народность творчества, ...
Акмеизм
Акмеисты выделяются на фоне представителей других направлений своей аполитичностью и некоторой безразличностью к проблемам современного мира. Они приземленны и несколько даже однозначны, хотя их философско-эстетическая концепция сформирована очень слабо. Основным фактором, который повлиял на их сплоченность и долговременное совместное творчество стала личная дружба, однако даже она не мешала разладам внутри группы.
Согласно утверждению Анны Ахматовой, «акмеистов было шесть [Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут], и седьмого никогда не было», но многие исследователи включают в этот список также и Г. Иванова, которого поэтесса случайно или нарочно вычеркивает из списка. Будто бы следуя её примеру, Мандельштам ещё урезает этот список, вычеркивая поэта Городецкого, что оставляет в числе акмеистов всего 5 фамилий. Однако, изучив творчество самого Мандельштама, можно усомниться и в его приверженности к акмеизму — подтверждают это антисталинские произведения автора, которые в корне противоречат аполитичности данного течения.
Футуризм
Что касается футуризма, то родиной его можно считать Италию, где в 1909 году литератором Филиппо Томазо Маринетти в газете “Фигаро” был опубликован первый “Манифест футуризма”, публично заявивший о позициях объединения — антикультурности, антиэстетичности, антифилософичности. Своей главной задачей члены этого направления считали ежедневные плевки в сторону норм и устоев в искусстве. Высказывая свою позицию крайне эпатажно и экспрессивно, юные поэты играют с литературными правилами как могут: раскидывают слова по страницам, складывая тем самым изображения и даже картины; сочетают несочетаемое; и в грубоватой форме, иногда саркастично, отвечают своим хейтерам в форме стихов и плакатов.
Но за эпатажностью и вседозволенностью поэты иногда теряют самое главное — смысл произведения. Так, например, А. Кручёных, изобретает «заумский язык», который отказывался от норм современного языка в пользу придуманных автором. Стихотворение «Дыр бул щыл» написано именно в такой манере.
Еще одной яркой чертой футуризма является культивирование индустриализма., Российский футуризм также не однозначен, его принято разделять на четыре группы:
- Кубофутуристическая «Гилея», которую представляли — В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк и А. Кручёных,
- Эгофутуризм, представителями которого были И. Северянин и его последователи,
- «Центрифуга», представители — Б. Пастернак и Н. Асеев,
- «Мезонин поэзии», представители — В. Шершневич, Р. Ивнев и др.
Символизм
Символизм в России появился первым из всех течений периода модернизма. История появления и существования символизма тесно связана с такими фамилиями как: Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Брюсов и Ф. Сологуб. Эти люди мыслят иначе, большое значение в их разуме придается знакам и символам, любой объект получает двоякий смысл: помимо обычного смысла, появляется ещё и мистический. Это приводит к появлению целого второго мира, полного тайн, скрытых сообщений и неизведанных источников знания, романтичности. Этот новый мир более интересен для символистов, нежели обычный, плоский и одномерный, и они отражают это в своём творчестве.
Эпоха Серебряного века: характеристика, особенности и направления
... произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются: В. Брюсов; Ф. Сологуб; К. Бальмонт; З. Гиппиус; Д. Мережковский. По прошествии некоторого времени к направлению присоединились «младосимволисты». К числу последователей относились: А. ...
Чуть позже, в 1900-х к этому течению прибавляются ещё три фамилии — А. Блок, В. Иванов и В. Белый, которые позже получают прозвища “младосимволисты”.
Имажинизм
Некоторые исследователи выражают свои сомнения в том, является ли имажинизм отдельным направлением, или он является всего лишь продолжением футуризма. Но если изучить литературу данного направления, то можно выделить одно отличие от всех других — они признают незыблемую значимость художественного образа. Во главе угла стоит не символ, не звук, не слово, а именно изображение. Хотя, несомненно, такими же приемами, как и имажинисты, пользуются последователи и иных течений.
«…единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов…»
Самыми яркими представителями этого течения были А. Мариенгоф, А. Кусиков, Н. Вольпин и С. Есенин, который, однако, разочаровался в созданном им: «Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом».
Соцреализм
Термин «социалистический реализм» впервые публично употребил в своей речи в 1932 году председатель оргкомитета Союза писателей России И. Гронский. В период соцреализма это направление становится единственным официально разрешенным, а значит все остальные течения обречены на угасание, под страхом репрессий. Соцреализм поддерживался партией и его деятели всячески поощряются. Для этого направления характерно воспевание тяжкого труда во имя движения в светлое будущее. Заслуги и образы вождей сильно преувеличивали, политический и общественный уклад страны запрещалось критиковать.
В роли заказчиков таких произведений выступает государство, всех “иных” изгоняют за пределы официальных сообществ. Данное течение работало с целью пропаганды социализма и осуществляло контроль за неугодными деятелями искусства.
В числе последователей этого направления можно найти А. Фадеева, М. Горького, А. Серафимовича, К. Федина и некоторых других.