Тема урока : Литературная загадка. Сочинение загадок. Презентация этапов работы над проектом «Составляем сборник загадок».
Цели урока
-
познакомить с литературными стихотворениями – загадками К. И. Чуковского, Ульяницкой Л., Яхнина Л., родителей учеников нашего класса;
-
попытаться выявить характеристики литературной загадки в сравнении с народной, учить разгадывать и составлять загадки;
-
развивать память, речь, мышление, воображение;
-
учить работать в паре и группе.
Планируемые результаты
-
учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова;
-
сравнивать загадки разных авторов, в том числе и свои; находить в загадках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения;
-
сочинять загадки на основе подсказки в учебнике и самостоятельно;
-
отгадывать загадки на основе ключевых слов загадки;
-
работать в группе; презентовать свои страницы сборника загадок;
-
оценивать свои достижения.
Оборудование:
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
— Сегодняшний урок чтения начнём с речевой разминки. Зачем нам это нужно?
2.Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
В чем загадка характера хлестакова
... Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина В чем загадка характера Хлестакова?В чем загадка характера Хлестакова? «Хлестаков – первое из художественных ... Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен. Образ Хлестакова в «Ревизоре» — это действительно художественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит ... опытного в делах городничего? Может быть, лучшим ответом на этот вопрос будут слова ...
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Прочитайте медленно, только шевеля губами (немое кино),шёпотом, выразительно с разными интонациями: весело, удивлённо, сердито, обиженно.
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?
- Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, подводим предварительные итоги работы над проектом « Сочиняем сборник загадок», узнавая новое о них, будем пробовать себя в роли авторов загадок.
4.
Работа по теме урока.
- Маршрутом нашего путешествия будут странички ваших сборников загадок,
раскрываю створки доски
1 ) Первый пункт путешествии я — ИСТОРИЯ ЗАГАДКИ ( на доске страницы книг с предисловиями).
- Вы знаете загадки с самого детства. В 1 классе мы встречаемся с ними на всех уроках. Что же такое загадка?
- Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка , разгадка).
- Что вы знаете об истории возникновения загадки, её роли в жизни людей?
Свою страницу книги сейчас презентуют Вяликов С., Аникин А., Ермолаева Н.
- Что могут добавить ребята из групп?
Вывод учителя : Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности — это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас — забава. Загадка — мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
2) .Второй пункт путешествия — СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ .
- Работаем с учебником на с. 68.
- Прочитайте 1-ую загадку сначала про себя, потом классу выразительно.
- Что это? Как догадались ? (в старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушённые семена разносятся лёгким дуновением ветра).
- Прочитайте следующую загадку. Кто автор? Откуда мы знаем Л.Яхнина?
- Что это? Какие слова в загадках помогли разгадать их? ( Слова, употребляемые для описания предмета в переносном значении, они указывают на признаки и свойства предмета).
в них перечисляются наиболее характерные признаки предмета, о котором придумана загадка
Урок русского языка » загадок»
... Только брать в букет не стоит Украшение лесное – Ландыш, – он красив на вид. Но, представьте, – ядовит! Сочинение загадок про ландыш. Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На ... другой, похожий на него. Что еще помогает нам отгадать загадку? Д.: Признаки данного предмета. Как звучат последние слова строк? Д.: В рифму. Слайд 2, картинка одуванчика. б) ...
- Именно это поможет нам сочинять свои загадки.
- Эти загадки народные или авторские? Чем они отличаются от народных?
( вспомните отличия авторских и народных сказок).
С народными загадками мы работали часто и даже проводили КВН. Сегодняшний урок о загадках авторских.
про Марьюшку и копеечку
Мы пробовали сочинять загадки, работая над сборниками своих загадок и в классе, и дома; и самостоятельно, и с помощью родителей.
- Сегодня продолжим эту работу.
Сначала выполним задание в парах
____________________________________________________________
Слетает белой стаей, сверкает на лету, тает на ладони и во рту., Белый дед, старый, горбатый, лежит всю зиму — никто не поднимет. Весна придёт — сам уйдёт., Деревянные друзья, на которых можно лететь стрелой, но не летом , а зимой., Колючая, как ёж. Зимой ходит в летнем платье. Все готовят ей наряды., Пластмассово — железный. Говорить с ним бесполезно, а все с ним часто говорят., Хобот резиновый, желудок парусиновый. Любит глотать пыль и мусор., Стоит на столе молчком, задрав носишко. Если попросят, то сразу кланяется.
Ездит медленно и чинно по полотняному полю. К нему идут с морщинами и складками, а уходят красивые и гладкие.
Петушок без хвоста и гребешка. Весь день молчит, только утром кричит., Светится окошко, в нём живёт вся вселенная, но понарошку., Ночью всё преобразилось, засверкало серебром., Что за чудо то светило, что нам с неба светит мило? (, С ним нельзя дружить, потому что оно не живое., Оно повторяет все твои движения. (, Летит в окно на сладкий запах. Жужжит, кружит и всем надоедает. (, Летает, но не бабочка. Светится, но не лампочка. Маленький, но не муравей. (, Кисточка в его руке, белый холст на столе., Зиму превратит он в лето, ну, скажите, кто же это? (, Он несётся и пыхтит, он дымит и тарахтит., Возит грузы и людей по дороге из жердей. (, Он родом из жарких стран, его обожают мартышки (, Высоко живёт. От него всё растёт. (, Следующая задача обратная
3).
ПРИВАЛ с литературной загадкой
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literaturnaya-zagadkazagadok/
— Её нам сочинили родители Марины Шулики, она нам её и проведёт.
Раз, два, три, четыре, пять,
Собрался некто погулять.
Одел кафтан неброский с коричневой полоской,
С серым жилетом, что носит зимой и летом.
Пригладил вихорок и вышел за порог.
Увидел голубей круг,
Расхаживающих важно вокруг.
Хотел пройтись точно так,
Да понял быстро, что ходить не мастак.
Может только летать и прыгать,
Да хвостиком ловко дрыгать.
Сочинения об авторе пришвин
... Пришвина, Пришвин М.М. Стр. 1 Сочинение на тему Творчество Михаила Михайловича Пришвина, Пришвин М.М. Стр. 2 Сочинение на тему Творчество Михаила Михайловича Пришвина, Пришвин М.М. Стр. 3 Сочинение на тему Творчество Михаила Михайловича Пришвина, Пришвин ... не были упомянуты Пришвиным. Автор не ограничивается одним ... мир полон чудес и «это… чудеса не как ... мысль, заключенная в книге, состоит в том, ...
Подскакал к голубям, хлеб клюющим,
И стащил у них кусок пребольшущий.
Голуби кричат: « Держи вора скорей!!!»
- ???????????( хором).
4). Следующий этап путешествия: СОВЕТЫ СОЧИНИТЕЛЯМ.( страницы висят).
— Авторы страниц с советами сочинителям презентуют свои страницы (Ваня, Еркеназ, Анна).
Что могут добавить ребята?
- Сравните с советами в учебнике на с. 69.Читаем по цепочке.
5). Творческий этап : Мы – авторы ( висят обложки книг и чудо-дерево).
- В среду в начальной школе — конкурс стихов К. И. Чуковского. К нему Еркеназ с мамой «вырастила» чудо- дерево. Сегодня на нём выросли книжки с загадками.
- А мы подошли к последнему этапу: творческому. Вот обложки ваших книг
( авторы встают).
Сегодня добавим ещё страницу в ваши книги.
- Пересаживаемся для работы в группах, открываем рабочие тетради своих групп, в которых мы работаем над этим проектом. Прошу гостей дать слово, на которое дети будут придумывать загадку.
- А гостям мы тоже дадим слово. Выберите сами того, кто вам его придумает
если не захотят, раздаю страницы детских книг).
- Проверка работы. Загадки доработать в группах и оформить в книжку.
8. ИТОГ УРОКА.