Рассуждение на лингвистическую тему «Обращения и их роль в языке»

Сочинение

1.

Сочинение-рассуждение

на лингвистическую тему

«Обращения

и их роль в языке»

2.

Что же такое обращение?

Обращение — это слово или

сочетание слов, называющее того

к кому обращена речь

3.

ФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЙ

С помощью

обращений

можно

Привлечь

внимание

к сообщению,

побудить

собеседника

слушать

Выразить

отношение

говорящего к

собеседнику

Указать на

степень

родства

и социальный

статус

Олицетворить

неодушевленные

предметы

Отразить

речевую

культуру

человека

4.

Особенности обращений

Имеет форму Им.п.,

произносится с особой

звательной интонацией

Товарищ, верь: взойдет она,

звезда пленительного счастья.(П.)

В разговорной речи

выражено одушевленными

существительными,

прилагательными,

причастиями ( в значении

существительных)

Провожающие, освободите вагоны!

Различаются

распространенные

и нераспространенные

обращения

Береза, береза родная, о тебе

я в тропических чащах скучал

В художественной речи

могут быть

неодушевленными

существительными

Что ты рано в гости, осень,

к нам пришла?

5.

Выделение обращений

*Обращения вместе со всеми относящимися к ним

словами выделяются запятыми.

Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей.

*Если обращение , стоящее в начале предложения,

должно произноситься с восклицательной интонацией,

то после него ставится восклицательный знак.

Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

*Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от

него никаким знаком.

Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.

*Однородные обращения, соединенные союзом И ИЛИ

ДА, запятой не разделяются.

Здравствуйте, хлопцы да девчата!

6.

ВНИМАНИЕ!

обращение

1. Произносится с особой

звательной интонацией

6 стр., 2972 слов

Обращение как единица речи

... форму, существующую в ряде славянских языков и имевшуюся в древнерусском языке. Таким образом, главным формальным средством указания на обращение в русском языке считается особая звательная интонация, кстати, очень ... понимание их в тексте и использование их в общении; способность к логичной и последовательной речи; владение эпистолярным жанром, умение написать грамотное письмо на любую тему в ...

2. Не является членом

предложения.

3. На письме выделяется

знаками препинания

подлежащее

1. Является главным

членом предложения.

2.Нельзя убрать из

предложения

без изменения смысла.

3.Не выделяется знаками

препинания

7.

Укажем предложения с обращениями

Жизнь прекрасна.

Жизнь, как ты прекрасна!

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Под окном склонила ветки тонкая рябина.

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев,

и барская любовь.

О Волга, колыбель моя.

Широко раскинулась матушка Волга.

Распахни мне объятья свои , густолистый

развесистый лес.

Лес теснее сомкнул свои ряды.

8.

Особые случаи!

Личные местоимения

ты и вы,

однако

как правило, не являются

обращениями,

а выступают

в функции подлежащего

Ты желаешь возвестить

людям какую-нибудь истину?

Они могут входить

в состав

распространенного

Обращения.

Да неужели вам мало,

ненасытный Вы этакий!

9.

Исключения

Личные местоимения ТЫ и ВЫ могут сами

по себе выполнять функцию обращения,

заменяя собой название лица, к которому

обращена речь. В этом случае они

выделяются запятыми.

Эй, ты, не спи!

10.

Напишем сочинение-рассуждение

«Обращения и их роль в языке»

ТЕЗИС

Аргумент №1:

ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР

ИЗ ТЕКСТА

Аргумент №2:

ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР

ИЗ ТЕКСТА

ВЫВОД

11.

Работа с текстом

  • Выписываем обращения.

(1) Я не мог спорить с Савельичем. (2)Деньги, по моему

обещанию, находились в полном его распоряжении.

  • (3)Хорошо,- сказал я хладнокровно, если не хочешь дать полтину,

то вынь ему что-нибудь из моего платья. (4)Он одет слишком

легко.(5) Дай ему мой заячий тулуп.

ему твой заячий тулуп? (8)Он его пропьет, собака, в первом

кабаке.

  • (9)Это, старинушка, уж не твоя печаль, -сказал мой бродяга, пропью ли я или нет. (10)Его благородие мне жалует шубу с

своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не

спорить, а слушаться.

  • (11)Бога ты не боишься, разбойник! -отвечал ему Савельич

сердитым голосом.- (12)Ты видишь, что дитя ещё не смыслит,

а ты его и рад обобрать, простоты его ради. (13)Зачем тебе

барский тулупчик? (14)Ты и не напялишь его на свои плечища.

  • (15)Прошу не умничать,- сказал я своему дядьке,- сейчас неси сюда

тулуп.

  • (16)Господи Владыка!- простонал мой Савельич.- заячий тулуп

почти новенький! (17)И добро бы кому, а то пьянице

оголтелому!

12.

Работа с обращениями

Определяем значение обращений, их роль в

тексте.

21 стр., 10006 слов

Тексты и образцы сочинений

... в моей душе. Жеребцова А. Текст № 10 Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие- ... Сочинение После прочтения текста А.Приставкина моментально всплыли в памяти слова классика Л.Толстого: « Война не любезность, а самое гадкое в мире дело». Почти каждое предложение текста ... поисками и новыми ошибками. (25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. ...

  • Батюшка Петр Андреич. (Привлечь внимание к

собеседнику, побудить его слушать).

  • Собака. (Выразить отношение к говорящему)
  • Старинушка. (Отразить речевую культуру

человека)

  • Разбойник (Выразить отношение к говорящему)
  • Господи Владыка. (Отразить речевую культуру

человека)

13.

Работа с обращениями

Группируем обращения.

1. Отношение говорящего к собеседнику:

разбойник, собака.

2. Привлечение внимания к собеседнику,

побуждение к слушанию: батюшка Петр

Андреич.

3. Отражение речевой культуры человека:

старинушка, Господи Владыка

14.

Композиция сочинения

Вступление

Начать сочинение вы можете как фразой,

так и собственным высказыванием.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Приведите 2 примера из прочитанного текста,

функции языкового явления.

Приводя примеры, указывайте номера нужных

предложений или применяйте

цитирование.

Заключение

15.

Варианты вступления

Начать можно с

1) вопроса;

2) собственного высказывания;

3) предложения, констатирующего

актуальность темы.

16.

Основная часть

Виды аргументов:

1) прямое доказательство (прямое указание на

необходимость явления);

2)доказательство от противного (что произошло

бы, если бы явление отсутствовало?).

Способы грамматической связи :

  • вводные слова: во-первых, во-вторых…
  • союзы: однако, хотя, потому что, так как, для

того чтобы…

  • лексические, местоимённые повторы;
  • синонимы.

17.

В

Вывод

заключение

сочинения

возможно

использование следующих клише

Все сказанное позволяет сделать следующий

вывод…

Подводя итог сказанному, можно сделать

вывод…

Можно убедиться в том, что…;

В результате рассуждения мы пришли к

выводу о том, что…

Примеры из текста стали убедительным

доказательством того, что…

Следовательно, таким образом, итак, в

заключение, как видим…

18.

Требования к экзаменационному

сочинению-рассуждению

  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом

стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале

и/или в общекультурном плане.

  • Работа должна отличаться смысловой цельностью, речевой

связностью и последовательностью изложения:

  • отсутствие логических ошибок, последовательность

изложения не нарушена;

  • в работе нет нарушений абзацного членения текста.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(Из демоверсии)

19.

Вариант сочинения

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому

обращаются с речью. Оно помогает привлечь внимание собеседника

и побудить его слушать, выразить отношения к говорящему,

указать на степень родства и социальный статус человека,

2 стр., 690 слов

От анализа текста к сочинению и изложению

... Пушкина... Во время летнего отпуска я поехал в Пушкинские горы - напиться уса­дебной атмосферой начала прошлого века. ... дополнительным творческим заданием. После пересказа текста (сохраните повествование от первого лица) напишите сочинение на одну из тем (постарайтесь ... в лесу высокого однорукого человека. Я догадался, что это Гейченко - директор заповедника, человек, о котором рассказывали легенды. ...

олицетворить неодушевленные предметы, отразить речевую

культуру человека.

Хорошими

помощниками

стали

обращения

писателю

А.С.Пушкину в повести «Капитанская дочка». В 8-м и 11-м

предложениях по обращениям :собака и разбойник мы понимаем, как

относится Савельич к вожатому. В предложении №9 благодаря

обращению «старинушка», мы можем сказать о речевой культуре

человека. А в предложении № 6 обращение служит для привлечения

внимания к собеседнику ( батюшка Петр Андреич).

Примеры из текста являются убедительным доказательством

того, что обращения играют важную роль в нашей речи.