высшей квалификационной категории
пгт. Каменка 2013
Тема урока: Подготовка к ГИА: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль имени прилагательного в речи»
Цель урока:
выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная, точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).
добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;
- обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;
- развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность;
- развивать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Ход урока
1. ВВЕДЕНИЕ в тему урока
Вы шестиклассники, и слово ГИА вам ничего еще не говорит. Но не удивляйтесь, сегодня мы с вами будем готовиться к этому самому ГИА, то есть к государственной итоговой аттестации (так расшифровывается данное слово).
То, что предстоит нам сегодня сделать, вам знакомо: вы уже писали сочинение на лингвистическую тему «Роль суффикса в образовании слова», «Приставка – значимая часть слова» и другие.
В течение сегодняшнего урока развития речи мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Роль имени прилагательного в речи». Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы докажите, что роль прилагательных в речи огромна.
2. ПОВТОРЕНИЕ изученного ранее материала
Блиц-опрос
Задание:
У.:
Рассуждение?
Лингвистика?
Лингвистическое сочинение?
Тезис?(
Аргументы?
У.:
1. Первое доказательство (аргумент).
2. Тезис
3. Вывод.
4. Второе доказательство (аргумент)
У.:
2. АНАЛИЗ текста.
Задание:
Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.
(1) …По своей величине, огромной силе,необычайной красоте и величавой осанке давно назван царём всей водяной или водоплавающей птицы.
Урок развития речи. Подготовка к обучающему сочинению по произведениям ...
... сочинению «Татьяна – русскою душою» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Эпиграф Пушкин первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину (В.Г.Белинский) План. ... на уроке, пригодятся Отвечают, рефлекируют Рефлексия учителя Достиг или не достиг цели урока учитель? ... сочинения-рассуждения Аргументируют свой ответ Операционный этап: Понимание Примерные темы и планы. 1.Тема поэта и поэзии в лирике ...
(2) Белый , как снег, с блестящими ,прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен , когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову )
(О лебеде.)
У.:
У.:
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ
У.:
У.:
У.:
У.:
Прилагательные
1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;
2) заключают в себе авторскую оценку.
4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала
У.: Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные
(1)…, … день. (2)… лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно … осень.
(3)Удивительно… тишина.
(4)Сижу над … прудком в парке. (5)… дно засыпано … листьями. (6)И они блестят в воде, как … блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя … смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
У.: Какую же картину природы вы себе представили? Проверим, что у вас получилось.
У.: Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу:
Теплый, солнечный
(3)Удивительноцелебная тишина.
(4)Сижу над маленьким прудком в парке. (5)Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. (6)И они блестят в воде, какмедные блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себяневероятными смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
У.: Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас?
У.: Что позволяет ему добиться такого точного описания природы?(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.) (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ)
У.:
У.: Что мы знаем об эпитете?(Эпитет – это образное определение)
У.: Прочитайте, пожалуйста, в Приложении о роли эпитета в речи
Эпитет (образное определение) — слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства. |
В художественном произведении эпитет помогает живо представить себепредмет, почувствоватьотношение автора к нему Эпитеты могут: 1) усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предмета выделять их наиболее существенные признаки; характеризовать, пояснять какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; 2 ) уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество); 3) создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона (убогая роскошь); 4) передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления (дурно пахнут мертвые слова ); 5) заряжать настроением, формировать эмоциональное впечатление, передавать психологическую атмосферу; передать впечатление героя от увиденного; 6) помогать ФИО передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного; 7) создавать зримый образ предмета, явления; 8) воплощать мироощущение писателя, 9) в описании природы выражать чувства, настроения, внутреннее состояние человека 10) делать нашу речь более яркой, эмоциональной, выразительной. |
У.:
У.: Найдите в данной пейзажной зарисовке эпитеты, выраженные именами прилагательными (Теплый (день), Бабье (лето), сырую (осень), целебная (тишина), невероятными (смельчаками) )
У.: «
Эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым,
У.: Какое словосочетание, содержащее в себе эпитет, обратило на себя ваше внимание своей необычностью?(Целебная тишина.)
У.: Как вы его понимаете?(Тишина, исцеляющаядушу.)
У.: Обобщим сказанное вами о роли прилагательных в речи:
1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, то есть прилагательные украшают нашу речь.
2. Прилагательные помогают автору выразить своё отношение к тому, о чём он пишет.
3. С помощью прилагательных описываемые явления становятся точными, меткими, выразительными.
4. Прилагательные помогают нам представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 5)
У.: Проведём физкультминутку, она у нас сегодня будет рабочая. Заодно проверим вашу наблюдательность
Упражнение 1., Прекрасный, добрый, тих, гениален, громкое, смел, красивый, свеж., Упражнение 2., Лесной, белый, птичий, красивый, теплый, осенний, ребячий., Упражнение 3.
Если я называю эпитет, вы вытягиваете руки вперед и два раза хлопаете в ладоши перед собой.
Золотое кольцо
6. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
У.: Ребята,
(С чего начать? Что писать в основной части? Как закончить?)
У.:
Этапы работы (СЛАЙДЫ 6,7,8
Продумать вступление. В нём должны содержаться ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ
Аргументы., Их должно быть не менее двух аргументов, Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса, Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису
1) ВСТУПЛЕНИЕ.
У.:
У.:
У.:
2) АРГУМЕНТЫ
У.:
У.:
У.:
У.:
Запись ответов в тетрадях:
Аргумент 1
Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть характерные признаки ранней осени, зарядить читателя хорошим настроением, передать психологическую атмосферу тишины, душевного покоя.
У.:
Запись ответов в тетрадях:
Аргумент 1
Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.
3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У.:
4) СКРЕПЫ
У.:
7. «ОЗВУЧКА» написанного совместно СОЧИНЕНИЯ.
У.:
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту Федора Абрамова.