«Роль имени прилагательного в речи» 6 «А» класс

Сочинение

высшей квалификационной категории

пгт. Каменка 2013

Тема урока: Подготовка к ГИА: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль имени прилагательного в речи»

Цель урока:

выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная, точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).

добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;

  • обогатить память шестиклассников готовыми образцами для выражения своих впечатлений;
  • развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность;
  • развивать навык написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Ход урока

1. ВВЕДЕНИЕ в тему урока

Вы шестиклассники, и слово ГИА вам ничего еще не говорит. Но не удивляйтесь, сегодня мы с вами будем готовиться к этому самому ГИА, то есть к государственной итоговой аттестации (так расшифровывается данное слово).

То, что предстоит нам сегодня сделать, вам знакомо: вы уже писали сочинение на лингвистическую тему «Роль суффикса в образовании слова», «Приставка – значимая часть слова» и другие.

В течение сегодняшнего урока развития речи мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Роль имени прилагательного в речи». Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы докажите, что роль прилагательных в речи огромна.

2. ПОВТОРЕНИЕ изученного ранее материала

Блиц-опрос

Задание:

У.:

Рассуждение?

Лингвистика?

Лингвистическое сочинение?

Тезис?(

Аргументы?

У.:

1. Первое доказательство (аргумент).

2. Тезис

3. Вывод.

4. Второе доказательство (аргумент)

У.:

2. АНАЛИЗ текста.

Задание:

Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.

(1) …По своей величине, огромной силе,необычайной красоте и величавой осанке давно назван царём всей водяной или водоплавающей птицы.

2 стр., 673 слов

Урок развития речи. Подготовка к обучающему сочинению по произведениям ...

... сочинению «Татьяна – русскою душою» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Эпиграф Пушкин первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину (В.Г.Белинский) План. ... на уроке, пригодятся Отвечают, рефлекируют Рефлексия учителя Достиг или не достиг цели урока учитель? ... сочинения-рассуждения Аргументируют свой ответ Операционный этап: Понимание Примерные темы и планы. 1.Тема поэта и поэзии в лирике ...

(2) Белый , как снег, с блестящими ,прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен , когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову )

(О лебеде.)

У.:

У.:

3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ

У.:

У.:

У.:

У.:

Прилагательные

1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;

2) заключают в себе авторскую оценку.

4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала

У.: Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные

(1)…, … день. (2) лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно осень.

(3)Удивительно тишина.

(4)Сижу над прудком в парке. (5) дно засыпано листьями. (6)И они блестят в воде, как блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себя смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

У.: Какую же картину природы вы себе представили? Проверим, что у вас получилось.

У.: Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу:

Теплый, солнечный

(3)Удивительноцелебная тишина.

(4)Сижу над маленьким прудком в парке. (5)Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. (6)И они блестят в воде, какмедные блёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себяневероятными смельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

У.: Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас?

У.: Что позволяет ему добиться такого точного описания природы?(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.) (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ)

У.:

У.: Что мы знаем об эпитете?(Эпитет – это образное определение)

У.: Прочитайте, пожалуйста, в Приложении о роли эпитета в речи

Эпитет (образное определение) — слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства.

В художественном произведении эпитет помогает живо представить себепредмет, почувствоватьотношение автора к нему

Эпитеты могут:

1) усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предмета выделять их наиболее существенные признаки; характеризовать, пояснять какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления;

2 ) уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество);

3) создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона (убогая роскошь);

4) передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления (дурно пахнут мертвые слова );

5) заряжать настроением, формировать эмоциональное впечатление, передавать психологическую атмосферу; передать впечатление героя от увиденного;

6) помогать ФИО передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного;

7) создавать зримый образ предмета, явления;

8) воплощать мироощущение писателя,

9) в описании природы выражать чувства, настроения, внутреннее состояние человека

10) делать нашу речь более яркой, эмоциональной, выразительной.

У.:

У.: Найдите в данной пейзажной зарисовке эпитеты, выраженные именами прилагательными (Теплый (день), Бабье (лето), сырую (осень), целебная (тишина), невероятными (смельчаками) )

У.: «

Эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым,

У.: Какое словосочетание, содержащее в себе эпитет, обратило на себя ваше внимание своей необычностью?(Целебная тишина.)

У.: Как вы его понимаете?(Тишина, исцеляющаядушу.)

У.: Обобщим сказанное вами о роли прилагательных в речи:

1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, то есть прилагательные украшают нашу речь.

2. Прилагательные помогают автору выразить своё отношение к тому, о чём он пишет.

3. С помощью прилагательных описываемые явления становятся точными, меткими, выразительными.

4. Прилагательные помогают нам представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 5)

У.: Проведём физкультминутку, она у нас сегодня будет рабочая. Заодно проверим вашу наблюдательность

Упражнение 1., Прекрасный, добрый, тих, гениален, громкое, смел, красивый, свеж., Упражнение 2., Лесной, белый, птичий, красивый, теплый, осенний, ребячий., Упражнение 3.

Если я называю эпитет, вы вытягиваете руки вперед и два раза хлопаете в ладоши перед собой.

Золотое кольцо

6. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ

У.: Ребята,

(С чего начать? Что писать в основной части? Как закончить?)

У.:

Этапы работы (СЛАЙДЫ 6,7,8

Продумать вступление. В нём должны содержаться ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ

Аргументы., Их должно быть не менее двух аргументов, Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса, Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису

1) ВСТУПЛЕНИЕ.

У.:

У.:

У.:

2) АРГУМЕНТЫ

У.:

У.:

У.:

У.:

Запись ответов в тетрадях:

Аргумент 1

Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть характерные признаки ранней осени, зарядить читателя хорошим настроением, передать психологическую атмосферу тишины, душевного покоя.

У.:

Запись ответов в тетрадях:

Аргумент 1

Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает своё впечатление от увиденного, выражает своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.

3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У.:

4) СКРЕПЫ

У.:

7. «ОЗВУЧКА» написанного совместно СОЧИНЕНИЯ.

У.:

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту Федора Абрамова.