«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал». И Л Добролюбов (По одному из произведений русской литературы. )

Сочинение

Действительно, проблема поиска истины волнует умы не только великих мыслителей, поэтов, писателей, но и обычных людей

уже много столетий. От успеха в этом нелегком деле зависит и счастье человека. Большинство обществоведов утверждают,

что абсолютной истины нет, хотя, в то же время определяют ее как «несомненное, раз и навсегда установленное знание». На

мой взгляд, истина в широком смысле слова состоит из двух частей. Первая из них – абсолютное знание, философское

понимание которого верно охарактеризовал О. Хайям:

Где мудрец, мирозданья постигший секрет?

Смысла в жизни ищи до конца своих лет.

Все равно ничего достоверного нет –

Только саван, в который ты будешь одет.

Вторая же часть это то, к чему призвал великий перс: «Искать смысл жизни», свое место в обществе, свое духовное

состояние, свое призвание, истину, которая доставит счастье.

Так, для служителей «Ее Величества Искусства» цель существования – поиски «двери в бесконечность» в разуме,

сердцах, душах многих людей (например, Пушкин А. С. , Толстой Л. Н. ).

А для крестьянина истина, смысл бытия – земля (исключение составляют, возможно, лишь наши, российские – для них

это, скорее всего, необходимость, порожденная невозможностью оторваться от «кормилицы»).

Но давайте окунемся в недавнее прошлое России, обратимся к дворянскому сословию, где люди могли круто изменить

свою жизнь, свои взгляды на нее в поисках истины счастья. В этом нам поможет роман Л. Н. Толстого «Война и мир» и один

из его главных мужских персонажей – образ Андрея Болконского.

Если задуматься, то его жизненный путь – мучительный поиск истины в жизни. Андрея не удовлетворяют те ничтожные,

низменные интересы, пустое словоизвержение, которые царят в салоне А. П. Шерер.

В самом начале романа Андрей предстает перед нами человеком, четко знающим свою цель, верящим в свою звезду и в

победу русских войск, но, как это ни странно, его кумир – Наполеон, император Франции. Князь думает, что чтобы

совершить подвиг, нужно обособиться от простых людей, ведь история творится в штабах армии. Но под Шенграбеном, при

виде подвига батареи Тушина, он осознает ошибочность своих мыслей, хотя и боится признать это – до того герой-капитан

невзрачен, прост и далек от идеалов Болконского.

Но идет 1805год, год, когда внутренний мир князя раскалывается. Оказывается, что мечта реальности рознь – в

13 стр., 6342 слов

Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

... и всего общества. Цель: Раскрыть понятие смысла жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и ...

войсках царят беспорядок и неразбериха, а армия, в которую он так слепо верил, в панике бежит с поля брани под

Аустерлицем, а патриотизм штабных офицеров – фальшь. Андрей не может стерпеть того, что все идет вопреки его желаниям.

Наступает героический момент: князь Болконский со знаменем в руках бежит впереди всего отряда к «своему Тулону».

Но вот минута, ознаменовавшая конец первого этапа, шага Андрея на пути к истине: «Как же не видал я раньше этого

высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец! Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.

Ничего, ничего нет кроме его. Но и его даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!».

Князь начинает понимать суть абсолютной истины (вспомним Хайяма).

Небо – бесконечность, небытие, в которое

окунется каждый из нас.

И вот с высоты этого бесконечного неба, куда он устремился всем своим внутренним существом, все прежние стремления

оказались ничтожными, а великий Наполеон при ближайшем рассмотрении – тщедушный маленький съежившийся человечек в своей

радости победе.

В Андрее совершается переворот. Он вспомнил княжну Марью, благодаря образку, «который с таким чувством и

благоговением навесила на него сестра. И вот князь представляет себе тихую, спокойную жизнь в кругу семьи. Андрей

вспоминает Лизу, свое ошибочное отношение к ней. Но вот еще одно потрясенье: умирает жена, оставив ему сына и вечный

укор на своем лице: «Ах, что вы со мной сделали?»

И Болконский делает вывод, что ему остается лишь жить для себя, для своих близких, отделившись от остального мира

с его проблемами и лишениями. Но не такова натура Андрея, чтобы вести размеренное, тихое существование. Характер

Болконского кипуч и деятелен; князю тесно в новом мирке, но чтобы оттуда выбраться, ему нужен толчок.

Возрождение начинается благодаря Пьеру, который приезжает в Богучарово. Безухов в зените увлечения новым

вероучением, он нашел смысл жизни в религиозной истине. Пьер доказывает основные принципы своих новых убеждений. Но из

всех фраз друга Андрей надолго запомнил слова: «Надо жить, надо любить, надо верить…» Действительно, жизнь Болконского

не закончилась. Он имеет возможность приносить пользу, любить и быть счастливым. «Андрей поглядел на небо, на которое

указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел на Аустерлицком

поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. »

Эпизод романа, где речь идет о пути Болконского в Отрадное и обратно и о самом пребывание там ознаменовывает

конец второго этапа пути князя к истине.

3 стр., 1397 слов

Любовь — сущность жизни Наташи Ростовой

... эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу" : Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Смотрите также по произведению "Война и мир":

Если раньше, под небом Аустерлица, Болконский мечтал жить для других, отделяя себя от них, то теперь он хочет

жить с другими, он жаждет общения. В это стремлении ему, конечно же, помогает семья Ростовых. Да, Наташа наносит ему

сильный удар, но она научила князя отличать естественное и искреннее от наносного и искусственного. Болконский понимает

призрачность и фальшь Сперанского и реформ, которыми так недавно Андрей занимался с огромным усердием.

Последняя стадия эволюции сознания Болконского заканчивается в момент его смерти в 1812 году. Уже накануне

битвы при Бородино Андрей утверждает Пьеру, что осознает народный характер войны, что история совершается не в штабах, а

зависит «от того чувства, которое есть во мне,…каждом солдате», от боевого духа войск.

Сознание Болконского приближается к реальности, к земной жизни. В умирающем Андрее противостоят два чувства:

любовь к одной Наташе и идеальная, внеземная любовь, любовь ко всем людям. И побеждает последняя, ведь он прощает

Анатоля, которого так недавно так люто ненавидел, даже несмотря на чрезмерную гордость.

Так пройдя сложный, полный лишений путь к истине (крушение устоявшегося мировоззрения, смерть жены, ее немой

укор, предательство Наташи), Андрей перед самой смертью понимает свою правду, свой смысл жизни: народ велик, и миру

необходима любовь к ближнему. Истину души Болконского можно охарактеризовать словами моего любимого поэта О. Хайяма:

Изначальней всего остального – любовь,

В песне юности первое слово – любовь.

О, несведущий в жизни людей горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!