Действительно, проблема поиска истины волнует умы не только великих мыслителей, поэтов, писателей, но и обычных людей
уже много столетий. От успеха в этом нелегком деле зависит и счастье человека. Большинство обществоведов утверждают,
что абсолютной истины нет, хотя, в то же время определяют ее как «несомненное, раз и навсегда установленное знание». На
мой взгляд, истина в широком смысле слова состоит из двух частей. Первая из них – абсолютное знание, философское
понимание которого верно охарактеризовал О. Хайям:
Где мудрец, мирозданья постигший секрет?
Смысла в жизни ищи до конца своих лет.
Все равно ничего достоверного нет –
Только саван, в который ты будешь одет.
Вторая же часть это то, к чему призвал великий перс: «Искать смысл жизни», свое место в обществе, свое духовное
состояние, свое призвание, истину, которая доставит счастье.
Так, для служителей «Ее Величества Искусства» цель существования – поиски «двери в бесконечность» в разуме,
сердцах, душах многих людей (например, Пушкин А. С. , Толстой Л. Н. ).
А для крестьянина истина, смысл бытия – земля (исключение составляют, возможно, лишь наши, российские – для них
это, скорее всего, необходимость, порожденная невозможностью оторваться от «кормилицы»).
Но давайте окунемся в недавнее прошлое России, обратимся к дворянскому сословию, где люди могли круто изменить
свою жизнь, свои взгляды на нее в поисках истины счастья. В этом нам поможет роман Л. Н. Толстого «Война и мир» и один
из его главных мужских персонажей – образ Андрея Болконского.
Если задуматься, то его жизненный путь – мучительный поиск истины в жизни. Андрея не удовлетворяют те ничтожные,
низменные интересы, пустое словоизвержение, которые царят в салоне А. П. Шерер.
В самом начале романа Андрей предстает перед нами человеком, четко знающим свою цель, верящим в свою звезду и в
победу русских войск, но, как это ни странно, его кумир – Наполеон, император Франции. Князь думает, что чтобы
совершить подвиг, нужно обособиться от простых людей, ведь история творится в штабах армии. Но под Шенграбеном, при
виде подвига батареи Тушина, он осознает ошибочность своих мыслей, хотя и боится признать это – до того герой-капитан
невзрачен, прост и далек от идеалов Болконского.
Но идет 1805год, год, когда внутренний мир князя раскалывается. Оказывается, что мечта реальности рознь – в
Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути
... и всего общества. Цель: Раскрыть понятие смысла жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и ...
войсках царят беспорядок и неразбериха, а армия, в которую он так слепо верил, в панике бежит с поля брани под
Аустерлицем, а патриотизм штабных офицеров – фальшь. Андрей не может стерпеть того, что все идет вопреки его желаниям.
Наступает героический момент: князь Болконский со знаменем в руках бежит впереди всего отряда к «своему Тулону».
Но вот минута, ознаменовавшая конец первого этапа, шага Андрея на пути к истине: «Как же не видал я раньше этого
высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец! Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.
Ничего, ничего нет кроме его. Но и его даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!».
Князь начинает понимать суть абсолютной истины (вспомним Хайяма).
Небо – бесконечность, небытие, в которое
окунется каждый из нас.
И вот с высоты этого бесконечного неба, куда он устремился всем своим внутренним существом, все прежние стремления
оказались ничтожными, а великий Наполеон при ближайшем рассмотрении – тщедушный маленький съежившийся человечек в своей
радости победе.
В Андрее совершается переворот. Он вспомнил княжну Марью, благодаря образку, «который с таким чувством и
благоговением навесила на него сестра. И вот князь представляет себе тихую, спокойную жизнь в кругу семьи. Андрей
вспоминает Лизу, свое ошибочное отношение к ней. Но вот еще одно потрясенье: умирает жена, оставив ему сына и вечный
укор на своем лице: «Ах, что вы со мной сделали?»
И Болконский делает вывод, что ему остается лишь жить для себя, для своих близких, отделившись от остального мира
с его проблемами и лишениями. Но не такова натура Андрея, чтобы вести размеренное, тихое существование. Характер
Болконского кипуч и деятелен; князю тесно в новом мирке, но чтобы оттуда выбраться, ему нужен толчок.
Возрождение начинается благодаря Пьеру, который приезжает в Богучарово. Безухов в зените увлечения новым
вероучением, он нашел смысл жизни в религиозной истине. Пьер доказывает основные принципы своих новых убеждений. Но из
всех фраз друга Андрей надолго запомнил слова: «Надо жить, надо любить, надо верить…» Действительно, жизнь Болконского
не закончилась. Он имеет возможность приносить пользу, любить и быть счастливым. «Андрей поглядел на небо, на которое
указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел на Аустерлицком
поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. »
Эпизод романа, где речь идет о пути Болконского в Отрадное и обратно и о самом пребывание там ознаменовывает
конец второго этапа пути князя к истине.
Любовь — сущность жизни Наташи Ростовой
... эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу" : Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Смотрите также по произведению "Война и мир":
Если раньше, под небом Аустерлица, Болконский мечтал жить для других, отделяя себя от них, то теперь он хочет
жить с другими, он жаждет общения. В это стремлении ему, конечно же, помогает семья Ростовых. Да, Наташа наносит ему
сильный удар, но она научила князя отличать естественное и искреннее от наносного и искусственного. Болконский понимает
призрачность и фальшь Сперанского и реформ, которыми так недавно Андрей занимался с огромным усердием.
Последняя стадия эволюции сознания Болконского заканчивается в момент его смерти в 1812 году. Уже накануне
битвы при Бородино Андрей утверждает Пьеру, что осознает народный характер войны, что история совершается не в штабах, а
зависит «от того чувства, которое есть во мне,…каждом солдате», от боевого духа войск.
Сознание Болконского приближается к реальности, к земной жизни. В умирающем Андрее противостоят два чувства:
любовь к одной Наташе и идеальная, внеземная любовь, любовь ко всем людям. И побеждает последняя, ведь он прощает
Анатоля, которого так недавно так люто ненавидел, даже несмотря на чрезмерную гордость.
Так пройдя сложный, полный лишений путь к истине (крушение устоявшегося мировоззрения, смерть жены, ее немой
укор, предательство Наташи), Андрей перед самой смертью понимает свою правду, свой смысл жизни: народ велик, и миру
необходима любовь к ближнему. Истину души Болконского можно охарактеризовать словами моего любимого поэта О. Хайяма:
Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь.
О, несведущий в жизни людей горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!