Взял заниматься нового ученика 6-го класса. Занятия проводим дистанционно, так что своя специфика. Опыт дистанционки у меня уже значительный, поэтому даже без зрительного контакта, только на основе общения с учеником понимаю, насколько вовлечен ребенок в процесс, насколько внимательно слушает и т.д.
После занятия мама ученика написала и спросила, как прошло занятие. Я ответил в числе прочего, что ребенок немного отвлекался на занятии, но для дистанционки в принципе это в пределах нормы.
На что мама сообщила, что есть у них такая проблема, и она на следуюшем занятии будет присутствовать с ребенком в комнате, чтобы он поменьше отвлекался.
Так вот, идет следующее занятие и в самом его начале я задал какой-то пример, который он начал решать. И тут он допускает ошибку при переносе числа через знак «=», на что я обратил его внимание. И я слышу на заднем фоне голос мамы: «ТЫ ДЕБИЛ? ЧЕГО ТВОРИШЬ?»
Эмм… ну ладно, продолжаем урок. Мальчик, в принципе, сообразительный, хорошо решает задачки, но иногда допускает небольшие ошибки.
Через минут 15 снова он делает ошибку и после того, как я показываю ему место, где он ошибся, мама сзади:
«ТЫ БОЛЬНОЙ? С ГОЛОВОЙ ВСЁ В ПОРЯДКЕ?»
Это было очень странное занятие и я уже стал прислушиваться, вдруг услышу, как мальчику леща отвешивают или подсрачники», но вроде не было… Наверное, этот способ мотивации был запланирован на вечер после окончания урока.
После урока мама снова спросила меня, отвлекался ли он теперь. Я даже потерялся, как на этот вопрос ответить. Но сообщил ей, что и в первый раз было нормально, и в ее присутствии на уроке нет необходимости, и если что-то пойдет не так, я ей обязательно сообщу.
На следуюшем уроке когда мальчик ошибся, я сказал ему, что в ошибках нет ничего страшного, и чтобы он не боялся их допускать. Главное, пробовать, решать, рассматривать разные варианты решений и не пугаться, если что-то может не получиться. Ошибки — часть обучения, и без них оно будет не так эффективно. Ошибки необходимы.
Бывают ли в жизни непоправимые ошибки
... Почему человек не должен быть рабом своих чувств? 123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам? 124. Когда следовать чувствам неразумно? 126. Может ... должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации); нацеленность ...
Не знаю, как пойдет у нас дальше, но на данном этапе мы сосредоточены на том, чтобы убрать у ребенка страх осуждения за то, что он может сделать что-то не так. Из-за этого за некоторые задачи он боится даже браться. Я дал ему несколько сложных для его уровня задач, чтобы количество возможных ошибок зашкаливало и предложил решать и рассуждать вслух. Да, он совершал ошибки, но мы не останавливались на этих моментах долго, пробовали другие подходы к решению, снова ошибались. Я, показывая ему решение, намеренно ошибся в мелком вычислении, но получив ответ, мы увидели, что он неверный, после чего вместе искали место, где была допущена ошибка.
Вот я представляю, насколько бы повысилась мамина производительность на работе, если бы у нее за спиной стоял начальник и орал: «ТЫ ЧТО ТВОРИШЬ, ОВЦА?», «ДОЛБАНУЛАСЬ?» и т.д.