Урок подготовки к сочинению «Моя будущая профессия»

Сочинение

Урок развития речи. Подготовка к сочинению – рассуждению на тему

«Моя будущая профессия»

Пояснения к уроку

Сочинение-рассуждение – один из этапов итоговой аттестации выпускников девятых классов. Умения анализировать прочитанный текст, понимать позицию автора, вступать с ним в диалог являются основополагающими и требуют неустанной работы по их формированию. Помимо этого, выпускники должны уметь формулировать и аргументировать собственную позицию, а для этого необходимо достичь определённого уровня личностного развития. Для девятиклассников плане саморазвития актуальным является вопрос самоопределения, который тесно связан с представлением человека о своей будущей профессии. Смысл урока – побудить обучающихся к рассуждению на личностно значимую тему, опираясь на повесть Ю.Германа относительно выбора будущей профессии, предложенной для анализа. Работа над текстом не только позволяет решить учебные задачи, но и даёт возможность сориентировать обучающихся в их работе по саморазвитию.

Класс – 9 (общеобразовательный).

Тип урока – урок открытия новых знаний (урок развития речи).

Тема лингвистическая – текст, типы речи, проблема текста.

Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал из текстов о профессиях и труде

Тема по развитию речи – сочинение – рассуждение.

Технология урока – комплексная (блочная подача материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).

Средства обучения – исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Цели урока.

1. Познавательные:

  • а) повторить ранее изученные сведения о композиции рассуждения, способах выражения авторской позиции в текстах разных типов;
  • б) расширить представления о приёмах написания сочинения-рассуждения.

Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно-дедуктивный.

2. Практические:

  • а) закрепить (старое) умение выявлять проблемы, затронутые автором текста, формулировать авторскую позицию по проблеме;
  • б) сформировать (новое) умение написание сочинения в заданном направлении рассуждения, умение аргументировать собственную позицию, опираясь на тексты художественных и публицистических произведений.

3. Общепредметные:

3 стр., 1304 слов

«Какого цвета снег». – описание с элементами рассуждения по картинам ...

... уроке мы постараемся увидеть, какого цвета снег на некоторых картинах русских художников. Для этого мы совершим путешествие в мир этих картин. Подготовка к написанию сочинения. Наблюдение и беседа по картинам., ... урок посвящён этому сказочному времени года. Мы рассмотрим замечательные картины русских художников и попробуем угадать, что объединяет их. Мы будем готовиться к описанию ... занят, его с трудом ...

а) воспитывать:

      • интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему саморазвития;

      • уважительное отношение к чужому мнению;

      • умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

      • языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

      • нравственные качества школьников (понимание ценности жизни и здоровья; осознание необходимости саморазвития, достижения внутренней гармонии; способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные и философские понятия, эмоциональное отношение к ним);

      б) развивать: память (зрительную, слуховую, логическую, механическую, ассоциативную, образную), логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания, разумно используя источники информации.

Оформление доски.

«Самая трудная профессия — быть человеком». Марти Х.

«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство». Шевелев И.

«Сгорая сам — свети другим» Ю. Герман

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Ожидаемые результаты

Самоопределение к деятельности

1. Организационный момент.

2. Проверка готовности к уроку

3. Анализ вынесенных на доску высказываний. Определение темы урока.

1. Организационная:

создавать ситуацию мотивации к обучению («стартового желания учиться»)

2.Коммуникативно-образовательная:

формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества

Включаются в учебную деятельность, определяя самостоятельно тему урока, значимость её для себя.

1. Личностные, регулятивные:

  • мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;
  • устанавливать целевые приоритеты.

2. Познавательные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • формулировать проблему.

3. Коммуникативные:

  • слушать и слышать друг друга;
  • вступать в диалог.

1. Личностные, регулятивные:

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
  • выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке
  • осознание самого себя как движущей силы своего научения.

2. Познавательные:

5 стр., 2175 слов

Коллективная творческая деятельность учащихся на х и во внеурочное время

... интерес к творчеству. Формы коллективной творческой деятельности и их классификация. В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности, которые можно использовать и на уроках технологии. фронтальная, комплексная, коллективно-производственная. Фронтальная форма, ...

  • уметь переходить от одного вида общения к другому;
  • уметь видеть проблему;
  • проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

3. Коммуникативные:

  • уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технология индивидуально-личностного обучения

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

  1. Определение собственных представлений о том, что может повлиять на выбор профессии.

  2. Постановка вопросов саморазвития:

Есть ли у меня интересы и увлечения, способствующие дальнейшему выбору мной профессии?

Какие личностные качества, имеющиеся у меня, помогут мне в выборе?

Чей пример, чьё мнение могут повлиять на мой выбор профессии?

Какие факторы могут повлиять на мой выбор профессии? (Популярность профессии, возможность трудоустройства и востребованность, легкость в овладении специальностью, возможности карьерного роста, возможность достижения социального и материального благополучия и т.д.)

Какая профессия и почему является привлекательной для меня?

Что мне необходимо сделать для достижения цели?

  1. Повторение структуры рассуждения, композиции сочинения-рассуждения как вида творческого задания на ГИА.

  2. Определение затруднения: сложность ответа на вопрос: «Как выбрать профессию?»

1. Организационная:

уметь создавать учебную ситуацию, способствующую оперативному включению имеющихся у школьников знаний в решение поставленных задач

2.Коммуникативно-образовательная:

формировать атмосферу исследования, учебного полилога

Свободно высказываются,

обмениваются мнениями, слушают друг друга. Воспроизводят структурную схему сочинения-рассуждения.

1. Личностные, регулятивные:

  • мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;
  • устанавливать целевые приоритеты.

2. Познавательные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • формулировать проблему.

3. Коммуникативные:

  • слушать и слышать друг друга;
  • вступать в диалог.

1. Личностные, регулятивные:

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
  • выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке
  • осознание самого себя как движущей силы своего научения.

2. Познавательные:

  • уметь переходить от одного вида общения к другому;
  • уметь видеть проблему;
  • проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

3. Коммуникативные:

  • уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технология саморазвития личности.

13 стр., 6342 слов

Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

... смысла жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в любой ... на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их -- и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять ...

Постановка учебной задачи

  1. Знакомство с текстом Ю.Германа о выборе профессии.

(См. Приложение 1. Отрывок из романа Ю. Германа «Дело, которому ты служишь»)

2. Работа в группах: Определение круга проблем, затронутых в тексте.

Определение авторской позиции по ключевым проблемам.

Включение учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы.

Читают текст, определяют круг проблем, обсуждают в группе авторскую позицию по заданной проблеме.

1. Личностно-регулятивные:

  • готовность к самообразованию,

освоению общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2. Познавательные:

  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • определение основной и второстепенной информации.

3. Коммуникативные:

  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Личностно-регулятивные:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером.

2. Познавательные:

  • подвергать сомнению достоверность информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта;
  • находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов.

3. Коммуникативные:

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Технологии: группового обучения, проблемного обучения.

Построение проекта выхода из затруднения

  1. 1. Формулировка авторского ответа на вопрос «Как выбрать профессию?»

2. Соотнесение точки зрения писателя с собственной. 3.Сопоставление различных точек зрения на вопрос о выборе профессии.

4.Чтение дополнительных текстов:

  • С.Михалков «А что у вас?», В.Маяковский «Кем быть?» — многообразие мира профессий;
  • А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (отрывок) –труд, приносящий удовольствие, удовлетворение;
  • Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — , пожалуйста, с нами.