Урок развития речи. Подготовка к сочинению – рассуждению на тему
«Моя будущая профессия»
Пояснения к уроку
Сочинение-рассуждение – один из этапов итоговой аттестации выпускников девятых классов. Умения анализировать прочитанный текст, понимать позицию автора, вступать с ним в диалог являются основополагающими и требуют неустанной работы по их формированию. Помимо этого, выпускники должны уметь формулировать и аргументировать собственную позицию, а для этого необходимо достичь определённого уровня личностного развития. Для девятиклассников плане саморазвития актуальным является вопрос самоопределения, который тесно связан с представлением человека о своей будущей профессии. Смысл урока – побудить обучающихся к рассуждению на личностно значимую тему, опираясь на повесть Ю.Германа относительно выбора будущей профессии, предложенной для анализа. Работа над текстом не только позволяет решить учебные задачи, но и даёт возможность сориентировать обучающихся в их работе по саморазвитию.
Класс – 9 (общеобразовательный).
Тип урока – урок открытия новых знаний (урок развития речи).
Тема лингвистическая – текст, типы речи, проблема текста.
Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал из текстов о профессиях и труде
Тема по развитию речи – сочинение – рассуждение.
Технология урока – комплексная (блочная подача материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).
Средства обучения – исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цели урока.
1. Познавательные:
- а) повторить ранее изученные сведения о композиции рассуждения, способах выражения авторской позиции в текстах разных типов;
- б) расширить представления о приёмах написания сочинения-рассуждения.
Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно-дедуктивный.
2. Практические:
- а) закрепить (старое) умение выявлять проблемы, затронутые автором текста, формулировать авторскую позицию по проблеме;
- б) сформировать (новое) умение написание сочинения в заданном направлении рассуждения, умение аргументировать собственную позицию, опираясь на тексты художественных и публицистических произведений.
3. Общепредметные:
«Какого цвета снег». – описание с элементами рассуждения по картинам ...
... уроке мы постараемся увидеть, какого цвета снег на некоторых картинах русских художников. Для этого мы совершим путешествие в мир этих картин. Подготовка к написанию сочинения. Наблюдение и беседа по картинам., ... урок посвящён этому сказочному времени года. Мы рассмотрим замечательные картины русских художников и попробуем угадать, что объединяет их. Мы будем готовиться к описанию ... занят, его с трудом ...
а) воспитывать:
-
-
-
интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему саморазвития;
-
уважительное отношение к чужому мнению;
-
умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
-
языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
-
нравственные качества школьников (понимание ценности жизни и здоровья; осознание необходимости саморазвития, достижения внутренней гармонии; способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные и философские понятия, эмоциональное отношение к ним);
б) развивать: память (зрительную, слуховую, логическую, механическую, ассоциативную, образную), логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;
-
-
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания, разумно используя источники информации.
Оформление доски.
«Самая трудная профессия — быть человеком». Марти Х.
«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство». Шевелев И.
«Сгорая сам — свети другим» Ю. Герман
Ход урока
Этап урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Ожидаемые результаты
Самоопределение к деятельности
1. Организационный момент.
2. Проверка готовности к уроку
3. Анализ вынесенных на доску высказываний. Определение темы урока.
1. Организационная:
создавать ситуацию мотивации к обучению («стартового желания учиться»)
2.Коммуникативно-образовательная:
формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества
Включаются в учебную деятельность, определяя самостоятельно тему урока, значимость её для себя.
1. Личностные, регулятивные:
- мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;
- устанавливать целевые приоритеты.
2. Познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формулировать проблему.
3. Коммуникативные:
- слушать и слышать друг друга;
- вступать в диалог.
1. Личностные, регулятивные:
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке
- осознание самого себя как движущей силы своего научения.
2. Познавательные:
Коллективная творческая деятельность учащихся на х и во внеурочное время
... интерес к творчеству. Формы коллективной творческой деятельности и их классификация. В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности, которые можно использовать и на уроках технологии. фронтальная, комплексная, коллективно-производственная. Фронтальная форма, ...
- уметь переходить от одного вида общения к другому;
- уметь видеть проблему;
- проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.
3. Коммуникативные:
- уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технология индивидуально-личностного обучения
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
-
Определение собственных представлений о том, что может повлиять на выбор профессии.
-
Постановка вопросов саморазвития:
Есть ли у меня интересы и увлечения, способствующие дальнейшему выбору мной профессии?
Какие личностные качества, имеющиеся у меня, помогут мне в выборе?
Чей пример, чьё мнение могут повлиять на мой выбор профессии?
Какие факторы могут повлиять на мой выбор профессии? (Популярность профессии, возможность трудоустройства и востребованность, легкость в овладении специальностью, возможности карьерного роста, возможность достижения социального и материального благополучия и т.д.)
Какая профессия и почему является привлекательной для меня?
Что мне необходимо сделать для достижения цели?
-
Повторение структуры рассуждения, композиции сочинения-рассуждения как вида творческого задания на ГИА.
-
Определение затруднения: сложность ответа на вопрос: «Как выбрать профессию?»
1. Организационная:
уметь создавать учебную ситуацию, способствующую оперативному включению имеющихся у школьников знаний в решение поставленных задач
2.Коммуникативно-образовательная:
формировать атмосферу исследования, учебного полилога
Свободно высказываются,
обмениваются мнениями, слушают друг друга. Воспроизводят структурную схему сочинения-рассуждения.
1. Личностные, регулятивные:
- мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;
- устанавливать целевые приоритеты.
2. Познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- формулировать проблему.
3. Коммуникативные:
- слушать и слышать друг друга;
- вступать в диалог.
1. Личностные, регулятивные:
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке
- осознание самого себя как движущей силы своего научения.
2. Познавательные:
- уметь переходить от одного вида общения к другому;
- уметь видеть проблему;
- проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.
3. Коммуникативные:
- уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технология саморазвития личности.
Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути
... смысла жизни. Задачи: 1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии. 2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути. Глава 1. Определение смысла жизни Понятие смысла жизни наличествует в любой ... на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их -- и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять ...
Постановка учебной задачи
-
Знакомство с текстом Ю.Германа о выборе профессии.
(См. Приложение 1. Отрывок из романа Ю. Германа «Дело, которому ты служишь»)
2. Работа в группах: Определение круга проблем, затронутых в тексте.
Определение авторской позиции по ключевым проблемам.
Включение учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы.
Читают текст, определяют круг проблем, обсуждают в группе авторскую позицию по заданной проблеме.
1. Личностно-регулятивные:
- готовность к самообразованию,
освоению общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
2. Познавательные:
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- определение основной и второстепенной информации.
3. Коммуникативные:
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1. Личностно-регулятивные:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером.
2. Познавательные:
- подвергать сомнению достоверность информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта;
- находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов.
3. Коммуникативные:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Технологии: группового обучения, проблемного обучения.
Построение проекта выхода из затруднения
-
1. Формулировка авторского ответа на вопрос «Как выбрать профессию?»
2. Соотнесение точки зрения писателя с собственной. 3.Сопоставление различных точек зрения на вопрос о выборе профессии.
4.Чтение дополнительных текстов:
- С.Михалков «А что у вас?», В.Маяковский «Кем быть?» — многообразие мира профессий;
- А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (отрывок) –труд, приносящий удовольствие, удовлетворение;
- Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — , пожалуйста, с нами.