Конспект по русскому языку «Кем я хочу быть» (4 класс)

Сочинение

Русский язык. 4 класс

Тема : Развитие речи. Сочинение. Кем я хочу быть?

Цели :

  • Способствовать развитию умения передавать содержание картины о природе, включая в свой рассказ элементы описания;
  • формировать развитие орфографической зоркости;

воспитывать интерес к искусству, любовь к природе.

Тип урока:

Ход урока.

1.Орг. момент. Психологический настрой.

2. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

Исаак Ильич Левитан – русский художник, которого недаром называют мастером пейзажа. Несмотря на свою нелегкую жизнь и тяжелое детство с ранней потерей матери, Левитан не перестал видеть прекрасное вокруг и, более того, научился передавать свое виденье прекрасного окружающим, посредством написания картин.

Мечтой писателя в молодые годы была поездка на Волгу, которую с таким упованием изображал его любимый учитель Саврасов. Первая поездка абсолютно не впечатлила Левитана, о чем он не преминул сообщить своего другу Чехову. Зато следующая поездка познакомила творца с маленьким городком на Волге под названием Плёс. Исаак Ильич пробыл в нем три лета, написав 200 картин, которые и принесли ему славу и известность в широких кругах. Как и художник, городок Плёс стал популярен, и им начали интересоваться многие пейзажисты.

«Весна. Большая вода» — картина Левитана, на которой изображено пробуждение весны. Картина написана в 1897 году, за три года до смерти художника. На холсте изображено пробуждение природы от долгой зимней спячки, признаком которого, в первую очередь, является половодье. Вода затопила прибережную зону, но, несмотря на это, нет чувства, что она агрессивна. Наоборот: тишь и гладь воды завораживает. Изумительны отображенные в воде деревья и легкое небо, покрытое мягкими весенними облаками. Тонкие оттенки голубого, желтого и зеленого придают картине особенный колорит. Наиболее разнообразным является голубой цвет. На картине он представлен всеми оттенками: от темно-синего до практически белого.

4 стр., 1604 слов

И. И. Левитан Весна. Большая вода. материал по русскому языку (4 класс)

... воде? Какие цвета преобладают на картине? Почему главные цвета голубой и жёлтый? А как можно понять, ... Левитана «Весна. Большая вода». Анализ картины Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все ... картине) Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…) (Мне эта картина нравится тем то…) План сочинения можно ...

«Весна. Большая вода» считается одной из самых лирических картин Левитана. Она очень красива и притягательна. Очаровывает момент пробуждения природы после долгой спячки. Этот момент ассоциируется с чем-то новым в жизни каждого человека, что, возможно, и очаровывает поклонников художника.

3. Работа по теме урока.

А) Рассматривание картины. Обмен впечатлениями.

-Как вы понимаете смысл названия?

-Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

-Какое у вас возникает настроение? (радости, свежести, приподнятости)

-Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем –то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

-Какой день изобразил художник?

-Что вы можете сказать про цвет неба?

-Что особенного привлекает вас в изображении деревьев?

-Что интересного в описании берега?

-Какой цвет помогает художнику показать большую воду?

-Какое настроение передаёт автор?

-Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к весне?

-Представьте, что вы оказались в этих местах. Чтобы вам захотелось сделать?

Б) Составление плана.

1 Весенний день.

2 Большая вода.

3 Деревья.

4 Берег.

5 Моё отношение.

В) Словарно – орфографическая работа.

1) Упражнение «Найди лишнее слово»

  • Разлилась, затопила, легли, называют (наст. вр.)

  • Большая, деревья , оказалось, ель (ь разделит.)

  • Отражаются, вырисовываются, называются, разливается (ед.ч.)

  • Песчаный, счастливый, писчая, прозрачная (сочет. чн)

2) Опорные слова.

Подберите прилагательные к словам:

Небо какое?

Вода какая?

Берёзки какие? тоненькие, хрупкие, молодые, стройные, нежные

3 стр., 1451 слов

По картине «Весна. Большая вода» И. И. Левитан

... прилагательные к слову березки, которые помогут выразительнее ее представить. Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные Что вы видите на картине в центре? Молодые берёзки, ... использовать в сочинении? Лучи: играют, улыбаются, скользят, пробиваются, радуют. Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, ... как широко разлилась река и подтопила берега, прибрежный лес и маленькую деревушку. ...

Лес какой?

Берег какой?

Дома какие?

Лодка какая?

Солнце что делает? льёт лучи, сияет, сверкает

Деревца что делают? тянутся, растут, выгибаются

4 Самостоятельная работа. Письмо сочинения.

Знаменитый художник – пейзажист И.И. Левитан написал картину «Большая вода».

На ней изображены ….

5 Итог урока. Чтение 1-2 сочинений.

1) Упражнение «Найди лишнее слово»

  • Разлилась, затопила, легли, называют.

  • Большая, деревья, оказалось, ель.

  • Отражаются, вырисовываются, называются, разливается.

  • Песчаный, счастливый, писчая, прозрачная.

2) Опорные слова.

Подберите прилагательные к словам:

Небо какое?

Вода какая?

Берёзки какие?

Лес какой?

Берег какой?

Дома какие?

Лодка какая?

Солнце что делает?

Деревца что делают?

1) Упражнение «Найди лишнее слово»

  • Разлилась, затопила, легли, называют.

  • Большая, деревья, оказалось, ель.

  • Отражаются, вырисовываются, называются, разливается.

  • Песчаный, счастливый, писчая, прозрачная.

2) Опорные слова.

Подберите прилагательные к словам:

Небо какое?

Вода какая?

Берёзки какие?

Лес какой?

Берег какой?

Дома какие?

Лодка какая?

Солнце что делает?

Деревца что делают?

Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление — когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Еще часто говорят: большая вода пришла.

14 стр., 6673 слов

Сочинение рассуждение дерево падает а лес стоит

... лес (сочинение рассуждение) Зима-это изначально очень красивое время года, но какой восторг приходит, когда ее красота посещает лес. Есть много причин, почему стоит ... случайная, временная оттепель. А поняв это, деревце еще глубже засыпает, ... природы. Как зимуют деревья Как зимуют деревья и другие ... падают на тропки. Они украшают все вокруг. Зимний лес ... не сможет впитывать воду. В состоянии застывшей ...

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину — «Большая вода». Она изображает весеннее половодье. Вода — разлившаяся река — занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья — затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них — почти обязательные для русского пейзажа деревья — березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.

В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.

Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.

На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа — одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.