- «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» — это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова
— «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»
Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту в картине И. Шишкина.
Шишкин — один из выдающихся художников мира.. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан).
Он рано начал рисовать, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости. Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист.
«Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины. С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев. Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа. Что означают слова пейзаж, пейзажист ?
По картине На опушке соснового леса Ивана Шишкина? по картине ...
... при жизни и теперь сторицей приходит поле его ухода. Описание картины Ивана Шишкина «Цветы на опушке леса» | источник sochinenie-o.ru Сочинение-описание картины Шишкина «Цветы на опушке леса» Недаром говорят, что Шишкин – это ... Академии художеств в Санкт-Петербурге. За годы учебы дополнительно к занятиям в академии самостоятельно писал этюды в окрестностях Петербурга и во время пребывания на ...
Ученик : В словаре С .И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:
Пейзаж
Пейзажист
Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция ?
Ученик : Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.
2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом
Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?
(Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)
Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Берёзовая роща»
- Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?
-
Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.
Учитель : Что изображено на картине?
Ученик : На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.
- Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.
(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».)
- Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
- Что можно сказать о колосьях?
(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)
- Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)
- Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)
- Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.
(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)
- Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
- Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?
(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)
- Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
- О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?
— Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, — он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…». Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.
Учитель: Заполните таблицу «Лексика к картине И.И. Шишкина «Рожь»
Звук |
Цвет |
Запах |
Расположение в пространстве и времени |
колышется волнуется |
Золотистая рожь Золотые переливы |
Благоухают |
Полдень Широкое поле Безбрежная жатва хлеба |
Слова для справок
Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу
«Композиционная схема сочинения – описания»
Вступление |
Основная часть |
Заключение |
Приглашение к восприятию |
Описание того, что изображено на картине |
Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод |
На переднем плане картины мы видим… … начинается у края холста… Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался) На фоне…(выделяются, показаны) |
Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?
Ученики:
— Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Лесные дали», «Берёзовая роща» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.
— В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел, прежде всего, как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Учитель: Что можно написать в конце сочинения?
Ученик: Можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
Словарная работа. Обогащение словарного запаса:
Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.
Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….
С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..
Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….
Художник сумел передать в картине «Рожь» то…………..настроение
Слова для справок:
( Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)
Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:
Как можно называть И.И. Шишкина в сочинении |
Как можно заменить слово «нарисовал»? |
Какими словами можно заменить выражение «картина нарисована»? |
Слова для справок:
-
Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской
природы.
-
Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.
-
Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.
-
Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени
Самостоятельная работа- написание сочинения.
Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении
-
Кто написал картину «Рожь»?
-
Какие еще картины этого художника вы знаете?
-
Что изображено на этой картине?
-
Какими красками изображен осенний пейзаж?
-
Какие чувства будит в вас эта картина?