Тема : «Обучающее -описание «Моя любимая игрушка».» методическая разработка по русскому языку

Сочинение

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

— Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов.

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

— Посмотрите на меня.

-Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Слушайте внимательно!

Объясняйте обстоятельно!

Ответить хотите — не шумите

А только руку поднимите!

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Сочинение».

Постановка проблемы

Для того, чтобы начать работу, нам необходимо получить «билет» на урок. Правильный ответ на вопрос позволит нам продолжить работу.

— Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).

— Что такое описание? (описание — это тип речи, основа которого перечень признаков предмета, явления).

— Какова композиция описания? (общее впечатление, описание деталей, оценка)

Постановка проекта выхода из проблемы

— Сколько частей имеет текст-описание? (3) Назовите их.

— Какая из этих частей самая объёмная? (основная часть)

— О чём расскажем во вступлении?

— О чём расскажем в основной части?

— Может ли основная часть состоять из нескольких небольших частей?

— В какой последовательности описываем игрушку?

1. Общие признаки (цвет, размер, материал)

2. Признаки частей (описания головы, глаз, носика, ушей, лапок, хвоста)

3. Индивидуальные особенности игрушки (что умеет делать игрушка, что в ней особенного)

4. Оценка игрушки (какие эмоции вызывает) весёлая, милая, красивая, забавная.

— О чём расскажем в заключении?

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

— Какое слово главное в названии? (Любимая)

— Что означает это слово? Обратимся к словарю. (Любимый — пользующийся наибольшей любовью)

— Подберите синонимы к этому слову. (Дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный.)

— Какие чувства, эмоции несет это слово? ( Положительные, позитивные)

— А слово «моя» о чем говорит? (О личной оценке, должна чувствоваться личность владельца, проявляться эмоции и чувства владельца).

— В каком стиле, как вы думаете, должно быть выдержано описание?

— Сравним два текста.

Щенок — мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 25 см., высота — 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, без механического завода.

Перед вами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета, лишь животик беленький. Из-под шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка.

— Какой текст соответствует нашей теме и почему? (Текст №2, т. к. в первом тексте идет разговор об игрушке вообще, а не о любимой вещи, нет авторского отношения, а второй текст больше подходит, т.к. есть описание и оценка игрушки).

— Какие чувства и эмоции у вас вызывают оба текста? (Первый — сообщает информацию сухо, без эмоций; во втором видно отношение к игрушке.)

— К какому типу речи относится текст №2 , докажите, найдя композиционные части? (К описанию.)

I. Общее впечатление: Перед нами веселый маленький щенок.

II Описание игрушки: У него большая голова со смешными ушками-лопушками, задорно торчащий хвостик и т.д.

III. Оценка: Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка.

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

— Попробуйте дать описание игрушки на картинке

— Попробуем описать устно ваши любимые игрушки, пользуясь планом. (2-3 ученика составляют устные описания, ребята их поправляют)

Сам. Работа с проверкой по эталону

Сейчас вы будете работать самостоятельно.

Пользуясь планом, на черновике вы напишите сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

— В процессе работы можно задавать мне вопросы.

Включение в систему знаний

Обменяйтесь работами. Прочитайте сочинения. Дайте друг другу полезные советы.

— Кому пригодились советы друга?

— Поблагодарите ребят за помощь.

Итог

— Какова была тема урока?

— Какую цель мы ставили на уроке?

— Смогли ли мы ее достичь?

— Какими знаниями мы пользовались?

— Что мы закрепляли, что отрабатывали?

— Для чего используются в речи?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

— Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.

  • У меня всё получилось, я всё понял, поэтому мне – радостно (КРАСНЫЙ)
  • У меня получилось, но было трудно, поэтому мне спокойно, но немного грустно (ЗЕЛЁНЫЙ)
  • Мне трудно, я ничего не понял, поэтому мне грустно и тревожно (СИНИЙ)

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.