В гости к дымковской игрушке. – описание игрушки

Сочинение

«Дымковская игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. До сих пор мастера игрушек преданы своим традициям.»Дымковская игрушка» для детей очень ценна так как передает традиции предков и экологически безопасна.

Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова.

В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь немногим более полутора веков.

Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице.

Краснощекие дымковские «кормилки», «водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а свистульки-бараны в штанишках, удалые всадники – веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульптурное украшение.

Сообщение-доклад Дымковская игрушка , Дымковская игрушка

Вначале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Праздник этот начинался панихидой по погибшим в «хлыновском побоище», а заканчивался игрой на свистульках и плясками. Поэтому к нему женщины делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.

Дымковские игрушки лепят только вручную, поэтому двух похожих не существует. Сырьем для них является местная глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение.

Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи. Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.

5 стр., 2134 слов

О дымковской игрушке по русскому языку 6 класс

... неповторимая, удивительная картина, которая запомнилась мне надолго. В гости к дымковской игрушке. Сочинение – описание игрушки «Дымковская игрушка» — одна из старейших игрушек в России, родившееся в Кировской области, в селе Дымково ... Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. ...

В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки птиц, домашних животных, людей. Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми.

Дымковская игрушка уже давно является отличительной чертой Кировской области. Ей даже установлен памятник.

2 ,3, 4, 5, 6, 9 класс для детей. На тему Дымковская игрушка

Особенности глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.

Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал белое покрытии для дымки.

Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть.

Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой.

Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.

Популярные темы сообщений

  • Любовная лирика Есенина

    В творчестве Сергея Есенина можно выделить несколько ключевых тем: любовь к Родине и природе, крестьянский быт, о животных и любовная лирика.

  • Углич: Золотое кольцо России

    Не так давно в туристический маршрут Золотое кольцо России, был добавлен еще один красивый город – Углич. Его название имеет всего несколько версий происхождения. Первая версия город назвали от слова «уголь». Это было связано с тем,

    9 стр., 4193 слов

    Дымковская игрушка

    ... 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя ... игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения. Но не случайно человек ...

  • Word

    Большинство пользователей Windows так или иначе встречались с программами Microsoft Office, а в основном с конкретной, интересующей нас программой, Microsoft Word (так же ее часто именуют как WinWord, MS Word) чаще всего просто World.

Возрождение красочной сказки

В конце XIX века рукотворные глиняные фигурки были вытеснены фабричными гипсовыми изделиями. Однако известный вятский художник Алексей Иванович Деньшин взялся за возрождение промысла. Тщательно изучались особенности уникального ремесла, собирались материалы. В 30-е годы XX столетия была организована артель «Вятская игрушка». Она объединила замечательных мастериц, в числе которых — Зоя Васильевна Пенкина, Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина.

Возрождение промысла было прервано началом войны, однако в 1942 году производство ярких изделий возобновилось. По словам Алексея Деньшина, «дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 50−60-е годы промысел активно развивался. Искусство выдающихся мастериц было отмечено многочисленными наградами. Сейчас в Кирове действует творческое объединение «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка краткое сообщение расскажет Вам много полезной информации об одном из старейших народных русских промыслов. Информация о дымковской игрушке может быть дополнена интересными фактами.

Дымковская игрушка: сообщение

Дымковская игрушка: история создания

Данный народный промысел родом из Дымковской слободы, современная территория города Кирова. С созданием этой игрушки связана одна интересная легенда. Много веков назад к стенам города подошло два дружественных войска. На улице была уже ночь и ничего не видно. Они решили, что перед ними стоит враг и начался страшный бой. В сражении много воинов погибло. После такого трагического события было решено править каждый год по весне тризну. С годами о происшествии было забыто и вместо тризны появились «свистопляски» — народные гуляния. Женщины занимались лепкой различных шариков и фигурок из глины, которые красочно расписывали. На гуляньях весело свистели этими фигурками, а шариками, внутри которых были горошины, кидались друг в друга, создавая дополнительный шум. Так гулянья превратились в традицию по лепке керамических изделий, игрушек с особенными росписями, ставшими настоящей визитной карточкой Кирова. Кроме того, в пределах Дымковской слободы находились залежи глины, что также сыграло свою роль.

Дымковская игрушка: особенности и процесс изготовления

Дымковская игрушка от других отличается статуэток и фигурок отличается тем, что она может трещать, свистеть, грохотать, то есть создавать шум. Ее первоначальное предназначение – разогнать злых духов, которые шум таки не любят. Сегодня разгоном злых сил не занимаются, однако дымковская игрушка заняла прочное место в ремесленном промысле России, оставив при себе прежний способ изготовления и росписи.

Процесс создания состоит из нескольких этапов:

Лепка полностью ручная. Поэтому среди огромного количества дымковских игрушек вы не найдете двух одинаковых. Каждая из них уникальна по-своему. Для поделки используют ярко-красную глину вперемешку с речным песком. Каждая часть создается отдельно, потом скрепляется между собой красной жидкой глиной. Стыки для плавного перехода затирают мокрой тканью. В лепке дымковской игрушки составляет туловище. Вначале скатывают шарик, а после из него вытягивают нужную форму. Аналогично делаются и другие детали. В конце игрушку украшают колечками, колбасками, шариками, канавками. Особенность изделия в том, что все они к низу расширяются (дамы в пышных платьях, мужчины часто на конях, а животные на коротких ножках).

4 стр., 1796 слов

Урок русского языка в 3 классе «Обучающее «Моя любимая игрушка»

... сочинению об игрушке, мы должны: 1) Определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал. 2) Еще раз отработать элементы композиции. 3) ... игрушками. Самые знаменитые из них, конечно, дымковские… (рассказывают дети) «Дымковские игрушки ... игрушки… (рассказывают дети) «Городецкая деревянная игрушка изготавливалась мастерами из города Городец Нижегородской губернии. Игрушки ... игрушках из Дымки. ...

Благодаря этому в процессе сушки игрушка выдерживает тяжесть веса и не видоизменяется.

Длительность сушки изделия зависит от его размеров и климата внутри помещения В среднем процесс занимает ль 3 дней до месяца.

Раньше дымковские игрушки обжигались в деревенских печах: их клали на противень и устанавливали на дрова. Как только изделие накалилось, его остужали. Сегодня обжиг проводят в специальных печах, которые значительно экономят время.

После обжига игрушка стает красно-коричневого цвета. Перед нанесением узора ее выбеливают специальным раствором из скисшего молока и мелового порошка. Когда раствор затвердевает, на поверхности изделия создается ровный слой белого цвета. Благодаря этому можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной.

Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных и ярких цветов с геометрическими формами. Изначально использовали краски разведенные уксусом, квасом или же растертые на яйце. Наносилось 8 основных цветов палочками, на которых были накручены тряпочки. Для прорисовки бровей и глаз использовались лучинки-палочки.

Сегодня мастера рисуют специальными красками для керамики, гуашью или акрилом, растертым на яйце. Рисунок наносится кистями. Классическая роспись состоит из гладкоокрашенных частей и крупных геометрических узоров. Цвета контрастные, перемежаемые с черным и белым, используются листки сусального золота. Чаще всего для росписи игрушек берут синий, красный, зеленый, малиновый, голубой, оранжевый, черный, изумрудный и коричневый цвета.

Рисунок наносится последовательно: волосы, глаза, брови, головной убор, юбка. Для придания узору дополнительного блеска наклеивают сусальное золото. Узор сочетает в себе цветовые решения и геометрические фигуры: круги, кольца, полоски, змеи.

Интересные факты о дымковской игрушке

  • Несмотря на то, что дымковскому промыслу уже 400 лет, к ХХ веку он пережил упадов. В 1942 году благодаря художнику Алексею Деньшину он получил вторую жизнь, став визитной карточкой Кирова.
  • В СССР дымковскую барыню изображали на автоматах с газировкой.
  • Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.
  • Секрет изготовления игрушек в семье передавался по женской линии.
  • Символ «дымки» — барыня.

Надеемся, что «Дымковская игрушка» доклад помог узнать о народном русском промысле, который возник 400 лет назад. А краткий рассказ о дымковской игрушке для 2 класса Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Урок «Подготовка к сочинению-описанию действия. Дымковская игрушка»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

27 стр., 13432 слов

Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке, как средство ...

... использование педагогом на занятиях по лепке Дымковской игрушкой будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей старших дошкольников. В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие ... нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы.[25;10] Произведения декоративно-прикладного ...

Тема: Подготовка к сочинению-описанию действия.

Дымковская игрушка.

Учитель Фуфыгина Е. В.

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей народного художественного промысла.

2. Описать игрушку в художественном стиле, используя различные варианты введения описания действия по её изготовлению.

3. Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.

4. Формировать ключевые компетенции учащихся и развивать их художественно-эстетические способности.

Оформление:

Над доской яркий плакат «Город мастеров». Рисунки учащихся. Игрушки из солёного теста или пластилина.

На доске: ключевые слова ( дымка, художественный образ, торс, кокошник).

Ход урока:

1. Введение в урок. Постановка цели.

— Это урок развития речи. Его конечный результат- сочинение-описание действия-изготовления дымковской игрушки в художественном стиле. Нас ждёт заочное путешествие в «Город мастеров». Приготовьте маршрутные листы (тетради), чтобы отмечать всё, что будет услышано и увидено в пути. Переноситься туда мы будем просто. Давайте на минуту закроем глаза, теперь откроем, мы в «Городе мастеров», в мастерской Анфисы Ивановны Воронцовой. Кто эта женщина, давайте узнаем?!

2.Основная часть.

А) Выразительное чтение отрывка из статьи Л. Лебедева «Весёлая дымка».(учебник Е.И.Никитиной «Русский язык. Русская речь» 7 класс, упр. 34).

Фронтальная беседа:

  • Кто такая А.И.Воронцова?
  • Определите, какова основная мысль этого текста?
  • Обратите внимание на название статьи, с которой мы работаем. Какое ключевое слово оно содержит и что обозначает? (Дымка).

Б) Словарная работа, которую учащиеся подготовили к уроку заранее; даётся определение слова дымка. Презентация.

Дымковская игрушка-дымка (вятская игрушка)-глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских художественных промыслов, которым были заняты мастерицы в издавна существующей слободе Дымково.

В) Фронтальная беседа:

  • Так в каком «Городе мастеров» мы находимся? ( В «Городе мастеров» дымковской игрушки).

  • Давайте закроем глаза, откроем, мы в далёком прошлом , в дымковской слободе.

Презентация. Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями по истории появления игрушки, её легендами, современным состоянием производства.

Г) – Как вы думаете, ребята, сложно ли вылепить такую нарядную и весёлую игрушку? Давайте закроем глаза, теперь откроем, мы в «Городе мастеров». Один из районов этого города находится в нашей школе: в нашей школе работает кружок декоративно-прикладного искусства, руководителем которого является Федосова Наталья Валерьевна. На занятиях кружка ребята делают замечательные поделки из бисера, а также изделия из солёного теста и пластилина. Накануне урока ребята-журналисты взяли интервью у Федосовой Н.В.

14 стр., 6794 слов

«Работа с соленным тестом в ДОУ»

... по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. 1. Повышает ... можно отметить, что работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творчества детей дошкольного возраста. Объектом ...

Презентация интервью.

  • Наталья Валерьевна, скажите, пожалуйста, с чего началось Ваше увлечение?
  • Я давно делаю разные поделки из бумаги, ниток, кусочков ткани, бисера, солёного теста.
  • Почему Вы учите ребят именно лепке из солёного теста?
  • Хочу научить видеть красоту жизни, хочется, чтобы ребята приносили радость себе и окружающим.
  • Наталья Валерьевна, Вы помните свою первую работу?
  • Свою первую работу я сделала, когда сама была ученицей. Это были изделия именно из солёного теста.
  • Какие темы Вы берете для работ?
  • Темы самые разнообразные: люди, красота окружающей действительности, животные, птицы, растительный мир.

Ведь так много удивительного вокруг нас.

  • Какие трудности возникали у Вас и Ваших учеников?
  • Трудности, конечно, возникали.

Очень трудно передать красоту окружающей действительности без опыта. А любой опыт и мастерство складываются со временем. Но ребята стараются.

  • Наталья Валерьевна, большое спасибо Вам за интервью. Творческих успехов!
  • Спасибо, ребята.

Физминутка.

Д) – Ребята, давайте послушаем наших мастеров. Назовите, из каких этапов состоит описываемое действие.

1.Взять кусочек солёного теста(глины, пластилина), аккуратно вылепить торс с головой, носик, плечи, руки.

2. Затем осторожно нарядить игрушку в кокошник.

3. Вслед за этим расплющить кусочек солёного теста (глины, пластилина),собрать в сборку – юбка с фартуком готовы.

4.После этого дать игрушке высохнуть и потом неторопливо раскрасить её.

Напишите «немой» диктант на тему «Подготовка к работе». ( Учащиеся записывают сами то, что услышали).

  • Слова какой части речи помогают проследить процесс работы мастеров? Прочитайте цепочку, которая у вас получилась.
  • Охарактеризуйте предложения, которые вы используете, чтобы точно и последовательно передать процесс изготовления игрушки.
  • Составьте пересказ той части, в которой описан сам процесс. Какое слово вам непонятно?

Е) Словарная работа. (На доске записаны слова).

Презентация.

Кокошник – старинный Северорусский женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Торс – туловище человека, а также скульптурное изображение туловища без головы и конечностей.

  • Игрушка слеплена и готова для росписи, насколько важен этот этап? Можно ли сказать, что, расписывая, мастер вкладывает свою душу, создаёт свой неповторимый …Продолжите мою мысль (художественный образ).

  • Давайте вспомним, что называется художественным образом в литературе?

Художественный образ – основное понятие теории литературы. В центре образа стоит изображение человека вместе со всем тем, что его в жизни окружает.

  • А вот как образ создаётся при помощи кисти и красок, нам расскажет… Она нарисовала несколько рисунков (раскрасила игрушку) и расскажет, как ей удалось воспроизвести образ.
  • Основная мысль: трудно подобрать цветовую гамму красок, чтобы как можно точнее воспроизвести образ той или иной игрушки, нужно быть настоящим мастером, чтобы создать множество неповторимых, но в то же время узнаваемых дымковских поделок.

Впечатления учащихся от рисунков.

15 стр., 7444 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

... следует начинать на ранних стадиях формирования личности. Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее. Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми ...

Ж) А теперь давайте ещё раз прочитаем текст. Рассмотрим дымковские игрушки и подберём к ним эпитеты. ( Нарядная, весёлая, озорная, задорная).

3.Подготовка к написанию сочинения.

  • Давайте проанализируем ваши маршрутные листы. Что из услышанного и увиденного на уроке было для вас новым, интересным? Что вы знали о дымковской игрушке сами? Что ещё хотели бы узнать?

Напишем сочинение.

Вариант 1.

Сочините историю дымки (пофантазируйте, как дымка «пришла» к вам в дом или в класс).

Постарайтесь включить описание процесса изготовления игрушки.

Вариант 2.

Оживите дымку, опишите её действия, её работу. О своей жизни и о своей работе могут « рассказать» и сами игрушки. Научите их этому!

  • Обдумайте предложенные варианты, выберите тот , который вам более интересен. Начните выполнять черновой вариант сочинения. В ходе работы вы можете использовать материал урока.

4. Рефлексия.

  • Выразите свои впечатления об уроке, какую роль сыграло заочное путешествие в «Город мастеров»?
  • Какие моменты урока особенно понравились и почему?
  • Оценки.

5. Домашнее задание.

Дописать сочинение.

Дымковская игрушка в наши дни

Сегодня старинный вятский промысел пользуется широкой известностью и популярностью в нашей стране и за её пределами. Для нас это такой же символ родины, как Гжель, Палех, Хохлома. В центре города Кирова установлена скульптурная композиция «Семья», изображающая игрушки, прославившие эти места. В 2011 году был открыт музей, главной и единственной темой которого стала дымковская игрушка. Танец с аналогичным названием ставят в детских и взрослых танцевальных коллективах по всей России.

Будем надеяться, что еще долгие годы мы, наши дети и внуки будут любоваться этими веселыми и нарядными статуэтками.