Так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации, значительно облегчит написание сочинения клише (типовая конструкция).
Внимание!
Композиционные части сочинения-рассуждения
1. Тезис и рассуждение на его основе.
Цель: сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе.
Речевые клише
Тезис
Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».
Рассуждение на его основе
Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: …
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о…
Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
Образец сочинения-рассуждения 9.1.
Тезис
Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего- то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».
Рассуждение на его основе.
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
2. Аргументация.
Цель: привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:
- вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании,
- найдите примеры данного явления в тексте,
- выпишите их или укажите номер предложения,
- укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове,
- каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.
Аргумент 1
Учимся писать -рассуждение по тексту публицистического стиля. ...
... сочинения на основе прочитанного текста Используя материалы выполненных вами заданий в рубрике «Проверка понимания прочитанного», сформулируйте и запишите тему текста. ... значимыми для каждого человека. Возможный вариант сочинения-рассуждения Данный текст посвящен теме ... слова в переносном значении. Связность текста ... тексте». Дайте обосно вание своей позиции с использованием подходящих по смыслу ...
- Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
- Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
- Рассмотрим предложение…
- Предложение…подтверждает мысль о том, что ….
Пример аргумента 1
Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (в корне -нес-) содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени -л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание -а указывает на форму единственного числа женского рода.
Аргумент 2
- Также убедительным аргументом может стать…
- В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения…
- Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
Пример аргумента 2
Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня — сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс -ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.
3. Вывод (заключение)
Пишем заключение:
Подведите итог своему рассуждению.
Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.
- Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.
- Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …
- Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста… верно (справедливо, бесспорно).
Пример вывода
Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н. Тихонова справедливо.
Обращаем внимание на то, что примеры сочинений заимствованы из различных источников.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/klishe-nana-lingvisticheskuyu-temu/
- Открытый банк заданий по русскому языку ФИПИ. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 24.03.2020 г.).
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 24.03.2020 г.).
3 стр., 1193 слов
Описание человека на английском языке — примеры предложений с переводом
... thick — курчавые, sparse — редкие. Примеры предложений: He has short nose. — У ... характера Тема «Внешность» на английском языке не будет раскрыта, если не включить в сочинение несколько слов о характере ... можно коснуться и роста. Например, высоких людей называют словом tall, а низких — ... английском — moustache. Рассказ о телосложении После описания лица переходят к телосложению. В младших классах ...
- 4 ЕГЭ. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 24.03.2020 г.).