Рассказ о себе. план-конспект по русскому языку (5 класс)

Сочинение

Цели:

познавательные:

  • повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение;
  • познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

практические:

  • закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;
  • формировать новое умение – создавать текст по памяти.

общепредметные:

  • развитие логического мышления;
  • формирование умения самостоятельно выполнять задания.

воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция);
  • нравственное воспитание;

Актуализация знаний.

Посмотрите на доску, вы видите на ней варианты различных заглавий, как вы думаете, о чём могут быть эти произведения?

  • С папой на рыбалке;
  • Моя любимая игрушка;
  • Самый счастливый день;
  • Первый раз в музее истории;
  • Семейный вечер;

(предположения детей)

Как вы думаете, важна ли роль заголовка в тексте?

Да, конечно. Роль заголовка очень важна. Всякое заглавие, так или иначе, информирует читателя о тексте. Заглавие может выявлять авторскую позицию, а также психологически готовить читателя к восприятию текста, поэтому при составлении своих сочинений или рассказов нужно обратить большое внимание на выбор заглавия, чтобы оно привлекло внимание читателя, заинтересовало его.

2 стр., 800 слов

«Воспитание «талантливого читателя» в процессе ...

... его. Но воспитание «талантливого», профессионального читателя невозможно без развития умения анализировать произведение, т.е. читать текст лингвистически вооружённым ... чтобы получить информацию об окружающем мире. Правда, может быть, есть ещё одна причина – «убить время». Таким ... очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Большую роль в развитии литературного вкуса, навыков «правильного ...

Ребята, а теперь попробуйте отгадать тему нашего урока, для этого возьмите корень однокоренных слов «сказывать», «сказка». Добавьте к нему приставку от слов «рассудительный», «расценить». Какое слово у вас получилось? (рассказ)

-Что такое рассказ?

это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера

-По какой композиционной схеме строятся рассказы?

завязка; развитие действия; кульминация; развязка.

-О чём бывают рассказы?

Варианты ребят; действительно, рассказ – это любая интересная история

— А случались ли с вами интересные истории?

— О каком случае из жизни вы могли бы рассказать друзьям? (о подарке, походе в интересное место, отпуск, хорошая оценка и т.д.)

предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (учиться строить и сочинять рассказы\устные высказывания) совершенно верно, запишем тему урока « невыдуманный рассказ о себе» .

Работа над темой урока

  1. Слово учителя

— любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?

  1. Чтение вслух отрывка из текста А. Аверченко «Душистая гвоздика»

Иду по грязной, слякотной, покрытой разным сором улице, иду злой, бешеный, как цепная собака. Сумасшедший петербургский ветер срывает шляпу, приходится придерживать ее рукой. Рука затекает и стынет от ветра; я делаюсь еще злее! За воротник попадают тучи мелких гнилых капель дождя.

Ноги тонут в лужах, образовавшихся в выбоинах дряхлого тротуара, а ботинки тонкие, грязь просачивается внутрь ботинка… так-с! Вот вам уже и насморк.

Мимо мелькают прохожие. Они норовят задеть плечом меня, я — их.

Все скудные краски смешались в одно грязное пятно, даже яркие тона вывесок погасли, слились с мокрыми ржавыми стенами сырых угрюмых домов.

А тротуар! Боже ты мой! Нога скользит среди мокрых грязных бумажек, огрызков яблок и раздавленных коробок.

14 стр., 6671 слов

По технологии : «Продуктивное использование новых образовательных ...

... учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая работа и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Но ...

И вдруг… сердце мое замирает!

Как нарочно: посреди грязного тротуара ярким трехкрасочным пятном сверкнули три оброненные кем-то гвоздики, три девственно-чистых цветка: темно-красный, снежно-белый и желтый. Кудрявые пышные головки совсем не запятнаны грязью, все три цветка счастливо упали верхней частью стеблей на широкую коробку, брошенную прохожим.

О, будь благословен тот, кто уронил эти цветы, — он сделал меня счастливым.

Ветер уже не так жесток, дождь потеплел, грязь… ну что ж, грязь когда-нибудь высохнет; и в сердце рождается робкая надежда: ведь увижу я еще голубое жаркое небо, услышу птичье щебетанье, и ласковый майский ветерок донесет до меня сладкий аромат степных трав.

Три кудрявых гвоздики!

  1. Беседа по тексту.
  • Докажите, что это рассказ? (есть завязка, развитие, кульминация, развязка)
  • Какой обычный предмет в рассказе оказался удивительным? Почему?
  • Какой фон для этого предмета «нарисовал», описал автор? (мрачный: погода плохая, настроение безобразное, вокруг грязь)
  • Какой фразой начинается рассказ о встрече с гвоздиками («И вдруг…»)
  • Как повлияла находка на главного героя?
  • Какая часть рассказа является развязкой?
  • А у вас так бывало, чтобы что-то вдруг подняло вам настроение?

-Ребята, предлагаю вам ещё посмотреть отрывок из замечательного короткометражного советского мультфильма, который называется «Просто так», после просмотра ответьте на вопрос: Какое событие подняло настроение одному из героев? Почему?

  • Просмотри мультфильма 2 минуты

-Вспомните похожий случай из своей жизни. Расскажите о нём. (дать время: 5 минут – спросить 2-3 человек)

Итак, как мы видим, темы для невыдуманных рассказов о себе могут быть разнообразными, какую выберете вы – решаете сами.

«На закуску»

Ребята, у вас уже есть опыт написания изложений, составления устных и письменных рассказов, сочинений. Давайте теперь попробуем представить себя в роли редакторов.

Редактор – человек, который проверяет, исправляет, обрабатывает тексты.

Наша задача – прочитать фрагмент из изложения в нашем учебнике (стр. 114, упр. 651) и исправить его.

Выполнение упражнения. Редактирование (по предложениям); запись исправленного варианта, его чтение.

После выполнения ответить на вопрос: почему важно использовать в речи, в тексте глаголы того или иного вида?

6 стр., 2733 слов

Методика работы над рассказом на х литературного чтения

... чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Несомненно, что формы работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема. Приведем пример работы над конкретным рассказом. М. Пришвин. «Ребята ...

Домашнее задание

Написать рассказ о случае, происшедшем с вами (от первого лица) упр. 652

Рефлексия

Чем мы с вами занимались сегодня на уроке?

С каким видом заданий вам понравилось работать больше всего?

Скажите, для чего вам пригодиться это в жизни?