Сказок по картам Проппа

Сочинение

Цель урока:

Задачи урока:

  • Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах множественного числа.
  • Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
  • Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

  • На ковре-самолете
  • В сапогах-скороходах
  • На крылатом коне
  • На сивке-бурке
  • На коньке-горбунке
  • На сером волке
  • На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

  • Колечко
  • Клубок
  • Перышко

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

  • Скатерть-самобранка
  • То, не знаю что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

  • Двое из сумы
  • Джин из бутылки
  • Волшебная лампа Алладина
  • Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

  • Живая и мертвая вода
  • Молодильные яблоки
  • Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

  • Барабан
  • Дудочка
  • Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

  • Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
  • Гребешок – лес
  • Полотенце – речка
  • Щетка, зуб – горы
  • Другие средства:
  • Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2 . Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю что”).

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски, заедки, вина и меды”?

22 стр., 10544 слов

Предоставление земельных участков для жилищного строительства ...

... индивидуального жилищного строительства; поиск решений выявленных проблем и формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в сфере регулирования земель , предназначенных для жилищного строительства. ... земли , основных и оборотных средств), он считал, что все различия в характере и назначении этих объектов отражаются лишь на объеме прав ... гражданам ...

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Голос: Нет, меня никто не может видеть, я то – не знаю что”

Воспитатель:

Голос: Крепко держитесь, вниз не смотрите.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослабевает ветер и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

“Дом с колокольчиком” /звучит голос/

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром,

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь

Старушка приветливо скажет:

– Входи, не стесняйся, дружок! –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна,

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

  • Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”, “Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

  1. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к бабушке отнести горшочек масла и пирожок.
  2. “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно.
  3. Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
  4. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему… Наф – Наф. Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости, где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.
  5. Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время
  6. И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.
  7. Стали они жить – поживать, горя не знать

    Или:

    3 стр., 1427 слов

    Перечитывая сказку Красная шапочка

    ... последующие события, которые привели к проглатыванию волком бабушки и «Красной шапочки». Фразы из диалога «Красной шапочки» и волкав финале сказки, стали «крылатыми», цитируемыми многими поколениями: «Бабушка, а почему у тебя такие большие ...

    …Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

    А тут и Красная шапочка подошла.

    … Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками и он остался сторожить дом у бабушки.

Воспитатель:

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно,получились новые и интересные сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи. Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,

В тесной маленькой избушке,

Было пять сыновей

И все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами

Вот с такой головой

Вот такой бородой

Ничего не ели

Целый день глядели

И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а сам не плошай.

6.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослаб ветер и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета , беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа.

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

  1. Сказка “Про добрую девочку Машу”.
  2. Сказка “Заколдованная царевна”.

4 стр., 1560 слов

Сочинение по сказке волк на елке

... и смысл( остаться целым) Остановить этот бег по кругу заставляет елка( красота). Очарованный красотой понял, что «есть на свете что-то посильнее волков» Итак, проблемы: › Основная- мира; › Другие: › 1. ... на этот раз заяц никуда не убегал: он сидел и зачарованно смотрел куда-то. Из любопытства подняв глаза , волк увидел потрясающей красоты елку. Так, прервав свой вечный бег по ...