Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.Ф. Бэкон
Дорогие друзья!
Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.
Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.
В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.
Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения – это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.
Желаем успехов!
Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением
В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение – увлекательное занятие, с другой – работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.
Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:
- накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;
- осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;
- располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;
- отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;
- выстраивать связный текст.
Вариант 2
Я хочу описать свою любимую игрушку. Моя любимая игрушка – это кукла Бриджит. Она очень дорога для меня, так как ее мне подарили мои родители на мой день рождения.
Кукла совсем неновая, она находится у меня уже более 7 лет. Она сделана из пластика, она может говорить, плакать и смеяться. У нее сгибаются руки и ноги, а голову можно поворачивать в разные стороны. В кукле находятся батарейки, которые периодически приходится менять.
Рост моей куклы составляет 60 сантиметров. У куклы волосы светлые, длинные и волнистые. Я люблю делать ей разные прически. Глаза у нее ярко-голубые, кожа довольно светлая. Кукла одета в красивую салатовую блузку с рюшами и темно-синие штаны с коричневым ремнем. Также на кукле есть белые туфельки. У моей куклы есть целый гардероб. Мама сшила для нее воздушное платье розового цвета с большим объемным подолом. Помимо этого у нее есть 2 юбки красного и белого цвета с яркой вышивкой, 3 блузки голубого, зеленого и белого цвета, а также вязаная шапка, берет, шарф, ботинки, купальник и пальто.
«Использование художественных возможностей обработки ткани ...
... оберегом). Сейчас, конечно, на продажу кукол делают из новых тканей [3, с.47]. Другой вид обрядовой куклы – насыпная кукла – мешочек. Если её тело ... устали от Фабричной штамповки.… А в каждой текстильной кукле чувствуется тепло ручной работы, в неё вложена частичка души мастерицы [3, ... Лёгкая небрежность, неровность и не всегда гармоничные цвета предают этим куклам особый шарм. Есть в них что-то ...
Сейчас моя кукла сидит на моем фортепиано. Раньше я брала ее с собой в кровать, укрывала одеялом. Каждое утро я кормила свою куклу, умывала ее, расчесывала ей волосы. Моя кукла путешествовала со мной по разным городам, я брала ее даже с собой в городскую больницу. Я часто брала игрушку с собой в гости к подругам. Там мы устраивали чаепития и вечеринки для наших кукол, шили одежду для них.
У моей куклы даже есть собственная мебель. Папа сделал для нее игрушечный стол, стул, кровать и небольшой комод из дерева и покрасил всю мебель в нежно-розовый цвет. Сейчас вся мебель лежит в моем шкафу.
Моя кукла была для меня самым лучшим другом долгие годы, несмотря на то, что у меня было много разных красивых игрушек. Сейчас же мне просто нравится любоваться на нее. Я хочу сберечь куклу, чтобы сохранить мои самые теплые детские воспоминания, а потом через много лет смотреть на нее и вспоминать свое детство.
Рекомендуемый порядок работы над сочинением
1. Обдумайте тему сочинения.
2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.
3. Составьте план сочинения.
4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.
5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).
6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.
7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.
8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.
Так много полезного!
«Описание предмета» – это прежде всего развивающая игра, которую используют педагоги для развития речи детей. Это довольно универсальное занятие, которым могут заниматься и малыши двух-трех лет, и ребята постарше, в том числе школьники младших классов. Цель задания – всестороннее описание предмета с натуры или его изображения. Такая игра очень хорошо помогает увеличить словарный запас детей, кроме того, она учит концентрации внимания, ведь участникам всегда нужно следить за тем, что говорили конкуренты, тренирует память за счет того, что необходимо вспоминать уже произнесенные характеристики и свойства.
Когда дети играют группой – в ходе занятия они нарабатывают хорошие коммуникативные навыки, понимают принцип взаимодействия между собой. В семейном кругу – это шанс найти подход к малышу; разговорив его во время простой игры, родители сумеют достучаться до чада и в более серьезных вещах.
Тема и идея
Сочинение – работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.
Тема текста
– это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Сочинение начинается с обдумывания темы, выделения ключевых слов. Если вам предложена тема сочинения «Как я провёл летние каникулы», то писать нужно о том, где и как проводились летние каникулы. – А если дана тема «Как я однажды провёл лето», то нужно рассказать о конкретном лете или об определённом случае во время каникул.
Сочинение наш двор 6 класс описание места
... Не нужно одеваться, как на парад. В своем дворе никто не запретит играть, устраивать забавы, что-нибудь мастерить. Во нашем дворе много места, он просторный. Наш двор огорожен забором, чтобы не ... влезали посторонние. Он заасфальтирован, но в нем оставлены клумбы с землей. На них мама посадила ...
Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.
Идея текста
- это главная (основная) мысль, ради которой создаётся текст; это ответ на поставленный темой вопрос. Например, в сочинении «Моё любимое занятие» требуется ответить на вопрос: «Какое занятие я люблю?».
Главная мысль сочинения может быть выражена в названии, например: «Никто не забыт – ничто не забыто», «Золотая осень». Иногда тема и идея могут совпадать. Скажем, тема «Золотая осень» требует отбора такого материала, который покажет всю красоту осени, объяснит, почему осень называют золотой. В этом случае умение раскрыть главную мысль сочинения и есть умение писать на тему.
Эпиграф
- краткое изречение, отражающее основную мысль текста.
В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
Эпиграф приводится без кавычек, ссылка на источник даётся без скобок. После фамилии автора слов, приводящихся в качестве эпиграфа, точка не ставится. Помещается эпиграф после названия сочинения, перед планом, в правом углу.
Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа – украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.
Пример эпиграфа
Тема сочинения: «Моя Родина».
На свете всё небесконечно — От океана до ручья, Но если что-то в мире вечно, То это – Родина моя.
Е. Евтушенко
Сборник работ (сочинение-описание предмета)
Я Веник
В уютном уголке кухни стоял я, Веник. В уголке было довольно-таки уютно, и мне было даже приятно здесь стоять. Хотя я, конечно, уже старый. Что я из себя представляю? Высокий, стройный (скромности мне не занимать…), немного колючий. Я серый, как мышка, которая иногда пробегает мимо и касается моих ног… своим противным длинным хвостом.
Когда-то меня сделали из вербовых прутьев, но они, что естественно, с годами высохли и померкли. Купили меня хозяева на базаре. Раньше я им помогал, я кружился по дому, и мне это нравилось… Что теперь? Я состарился, потускнел… Я загрустил…
(Белов Михаил, 5а кл.)
На заслуженной пенсии
В темной захламленной каморке стоит почти развалившийся веник. Он весь такой взлохмаченный, что похож на колючего ёжика. Желтые толстые прутья, из которых он сделан, совсем состарились и стали ломкими.
Бабушка рассказывала, что раньше веники делали вручную, и наш веник – не исключение, это плод бабушкиных рук. Когда он был молодым, он кружился по квартире, даже прыгал, танцевал. Сейчас он на заслуженной пенсии и просто отдыхает в углу. Ему там нравится, ему спокойно.
(Вафауллина Арина, 5а кл.)
Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...
... получиться текст-рассуждение, т. к. они отвечают на вопрос и доказывают свое мнение.) Повествование-описание-рассуждение. 6. Подведение итогов подготовительной работы - Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы ... привычки, которые взрослые не одобряют, а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас каждый вспомните случай, про который ...
Забытое существо
Веник лежал в темной кладовке. Уже очень долгое время им не пользовались. Проще говоря, о нем забыли. Когда-то давно он, принося пользу, радовался своей жизни. Веник тогда был молодым, и ему очень нравилось то, что он кому-то нужен. Потом он стал старым, часто грустил, а кому нужен такой, недовольный жизнью… И его определили в кладовку вместе с другими старыми вещами. Там он и живет до сих пор. Выглядит, правда, не так уж и плохо. Но ломкие руки и ноги его вряд ли смогут кому-то принести пользу. А в душе появилась обида, он не может забыть предательство, хотя молча продолжает вспоминать былые дни.
(Сиваченко Александра, 5а кл.)
Не грусти, старик
Наш веник находится в светлой кладовой. Он распушился и колется, как маленький задиристый ёжик. Веник посерел от старости и даже чем-то напоминает мышку. Сделан он из прутьев берёзы, которые от времени стали сухими и ломкими. Раньше, когда он поселился в нашем доме, он ещё кружился, танцевал, помогал по дому, а теперь притаился в углу, пригорюнился. Не грусти, старик, отдыхай, ты своё отработал.
(Игнатюк София, 5а кл.)
Веник
В тёмной кладовке, в дальнем углу лежит потрёпанный веник. Он похож сейчас на кисточку, которой так много работал художник… Он потускнел и по цвету походит на старого медведя с облезлой коричневой шерстью. Сплели его из прутьев берёзы, и когда-то он, безусловно, был молод. Тогда он прыгал, летал, а теперь вынужден томиться в углу от безделья. А это, как оказалось, куда сложнее, нежели работать.
(Горский Артур, 5а кл.)
Резвый веник
Он у меня такой колючий, как ёжик. Волосы русые, а весь он, как серая мышка, скромный и не подает и виду, что он совсем молодой. Он новый, даже еще пахнет лесом. Купили мы его в магазине, и он ловко прыгает по комнате, танцует и кружится на полу почти каждый день. Ему, сразу видно, это очень нравится. Нарезвится и ляжет тихо, будет поглядывать из угла, дожидаясь следующего дня.
(Ершова Мария, 5ф кл.)
Грустно…
Старый веник лежит в тёмной кладовке. Он весь в пыли, всеми забытый, серый, как мышка, которая прожила свою нелёгкую жизнь и умирает в тоске и одиночестве. Он был рабом, его заставляли делать то, что ему было не под силу. И вот сейчас из безропотного раба он превращается в бесполезное и никому не нужное существо. У него выпадают прутья-колосья (когда-то это кленовые ветки), он становится почти голым. Когда-то его купили на базаре по смешной цене и не предполагали даже, что он столько времени будет приносить пользу. Но вот теперь он не нужен никому. Старый труженик доживает последние дни своей жизни… Грустно, не правда ли….
(Бессмертный Даниил, 5а кл.)
Рассказ о друге
Привет! Я люстра Семёшка, я хочу рассказать вам о своём друге – венике Степашке. Сейчас он стоит в углу возле мусорного бачка. Он уже старенький, потускневший, пруться рассыпались. Степашка доживает свой недолгий век.
Кажется, совсем недавно он был свеженький, с длинными гибкими прутьями, желтого цвета и походил на пышный сноп. Я часто наблюдала с высоты, как он прыгал по дому, выметая каждую соринку… Но всё когда-то заканчивается… И сейчас мой друг стоит в углу и похож на серого старого мышонка. Я пытаюсь скрасить его дни и иногда направляю свет в его сторону, если хозяйка заглядывает в нашу кладовку…
По тексту Ю. Нагибина. Анализ сочинения по тексту Ю. Нагибина
... служить охране беззащитной, доверчивой и могучей природы, без которой мы - ничто. (По Ю. Нагибину) Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема нарушения равновесия между человеком и природой. ... усовершенствования. (11) Нет большего преступления, чем уродовать, извращать природу. (12) Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая и вскормившая нас, и поэтому относиться ...
(Лебедев Семён, 5а кл.)
Веник
В уютном уголке кухни стоял старичок-веник. Он походил на колючего ёжика. Темно-жёлтый, с серой потускневшей ручкой, когда-то он был собран из березы. Ранее гибкие прутья стали ломкими. Веник кружился по дому, помогал хозяйке, старался. И вот теперь стоит в углу, хрипит и скрипит, рассыпаясь потихоньку, доживает последние дни…
(Ефимцева Лилия, 5а кл.)
Сочинение — описание предмета методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Сочинение – описание предмета (2 класс)
Тема «Моя любимая игрушка».
Цели:
- ознакомить с особенностями описательного текста;
- формировать умение использовать в речи имена прилагательные, грамотно строить предложения;
- учить детей отбирать для описания предмета признаки, соответствующие главной мысли текста –
описания;
- расширять словарный запас.
Примечание. Учитель даёт предварительное задание накануне урока по данной теме принести свою любимую игрушку.
Ход урока.
1.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем учиться писать текст-описание. На уроке нам предстоит разобраться в особенностях сочинения-описания.
2.Наблюдение над особенностями описательного текста.
На доске записан текст (или выведен на экран мультипроектора)
Моя машина.
На день рождения мне подарили большую красивую машину. Это пожарная машина. Вся она красная, а по бокам проходит яркая синяя полоса. Впереди у неё круглые фары, как у настоящей машины. Когда она двигается, издаёт гудки. А какие красивые шины! Просто настоящие.
- О чём узнали из этого текста?
- Можно ли представить себе машину именно такой, какой она описывается в тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какая машина?)
- К какому виду отнесём этот текст? (Описание)
- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить машину?
- Докажите, что автору нравится эта игрушка.
- Какова главная мысль этого текста?
- Приходилось ли вам в устном ответе или письменно использовать описания?
- Для чего нужны описания?
- Что они вам дают?
Работая над текстом и отвечая на вопросы о том, как выглядит предмет, какой он, мы создаём текст – описание предмета.
3.Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, для чего на урок русского языка я попросила вас принести вашу любимую игрушку?
- Сегодня на уроке мы будем учиться описывать игрушку. Постарайтесь научиться описывать предмет так, чтобы читающий ваше сочинение мог легко представить себе его внешний вид, привлекательность.
4.Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
- Что значит – описать игрушку?
- На какие вопросы вы должны ответить в своём сочинении? (Какая игрушка? Как она выглядит?)
- Итак, мы определили главное: по описанию читатель сможет легко представить себе игрушку.
- А что ещё должно быть понятно ему? (Мы должны убедить его, что это любимая игрушка, с ней очень интересно играть)
- Что мы сейчас определили? (Основную мысль)
5.Обсуждение структуры текста.
Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)
... Мы будем рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» ...
- Как лучше начать сочинение? О чём можно рассказать во вводной части? (Рассказать кратко, как появилась у меня игрушка, что это за игрушка)
- Что необходимо осветить в основной части? (Описание игрушки: как выглядит игрушка, за что я её люблю, что в ней интересного)
- Что надо написать в заключительной части? (Нужно выразить своё отношение к игрушке, рассказать о том, почему я люблю играть с ней)
6.Орфографическая подготовка.
7.Проверка сочинения.
- Прочитайте своё сочинение про себя.
- Как вы думаете, можно ли по вашему описанию представить игрушку?
- Сделайте вывод, удалось ли вам передать своё отношение к игрушке?
- Проверьте, грамотно ли написано сочинение.
8.Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- Что представляет собой текст – описание?
- Как связаны признаки предмета с основной мыслью текста?