Урок творчества в 8-м классе. по воображению «Слушая пьесу Камиля Сен-Санса «Лебедь»…»

Сочинение

Разделы:

Цели урока:

  • Развитие устной и письменной речи учащихся.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Формирование навыка анализа музыкального произведения.
  • Формирование умения выражать свои впечатления от прослушанного музыкального произведения.

Оборудование урока:

  • Портрет Камиля Сен-Санса кисти А. Росси(1903 г.)
  • Репродукция картины М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”
  • Видеозапись балетного номера “Лебедь” в исполнении М.Плисецкой
  • Аудиозапись пьесы К. Сен-Санса “Лебедь”

Тип урока:

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок – урок творчества. А посвящен он музыке, литературе, живописи и танцу. Почему мы их объединили?

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту окружающего мира. И часто художники, композиторы и поэты учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий нас мир. Они не только передают собственное настроение, чувства в произведениях искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

Гельвеций: “Задача искусства – волновать сердца”. Все виды искусства волнуют сердца, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком: живопись – линиями и красками, музыка – звуком, литература – словом, танец – движениями.

Итак, тема нашего урока – “Слушая пьесу Камиля Сен-Санса “Лебедь”…

Мы соприкоснемся с удивительным миром классической музыки, попробуем постичь, понять мысли и чувства композитора, попробуем разобраться в своих мыслях и чувствах, которые пробуждает в нас музыка. И все это постараемся отразить в своих сочинениях, то есть обратимся к искусству слова.

  1. Усвоение новых знаний.

Камиль Сен-Санс – известный французский композитор 19 века. “Лебедь” — пьеса из сюиты “Карнавал животных” (1886 г. зоологическая фантазия для ансамбля инструментов).

  1. Что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, состоящее из отдельных пьес (14), жанровых зарисовок)
  2. Как вы думаете, что вдохновило Сен-Санса на создание этой пьесы? Какой образ в ней воплощен? (Лебедь)
  3. Что же могло так удивить, поразить Сен-Санса? Что вы знаете об этой птице? (Декоративная птица, известна лебединая верность, создает супружескую пару один раз на всю жизнь и ищет гибели, если подруга погибает)
  • Фразеологизм — лебединая песня (самое последнее проявление таланта, деятельности) сложился от поверья, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью;
  • фразеологизм – лебединая поступь (плавная, грациозная); в фольклоре: лебедушка.
  1. А в живописи кто-нибудь создавал образ лебедя? (А.Врубель “Царевна-лебедь”, но эта картина навеяна поэзией А.Пушкина (“Сказка о царе Салтане”) и музыкой Н.Римского-Корсакова (к этой сказке.))
  1. Подготовка к сочинению.

Задание перед 1-м прослушиванием музыки:

12 стр., 5967 слов

Интегрированные уроки изобразительного искусства как средство ...

... школьников с народным искусством на уроках изобразительного искусства. 4. Изучить особенности интегрированного урока изобразительного искусства. 5. Спроектировать и частично апробировать серию интегрированных уроков изобразительного искусства, способствующих формированию ... 22] Интерес — это интерес, не только полный мысли и чувств, это и интерес действия, и активный, центральный поиск лучших путей ...

Какую картину вы представляете, слушая музыку Сен-Санса? Что вы представляете? Делайте записи своих чувств, мыслей, своей души, ощущений.

1-е прослушивание.

  • Обмен первыми впечатлениями:
  • Понравилась музыка?
  • Какое настроение старается передать автор?
  • Какие чувства вызывает музыка?
  • Что представили, какую картину?
  • Охарактеризуйте музыку одними прилагательными. (Спокойная, плавная, светлая, робкая, несмелая, гордая, негромкая, лири чная, нежная…)
  • А какие цвета можно использовать, чтобы охарактеризовать музыку, передать характер, замысел автора? (Голубой, розовый, белый, блеск воды)
  • А движениями? (Плавными, медленными)

Задание перед знакомством с балетным номером:

Общеизвестно, что на основе музыки Сен-Санса еще в начале 20 века был создан балетный номер, который сначала блестяще исполнила великая русская балерина Анна Павлова. А мы увидим этот номер в исполнении Майи Плисецкой.

Посмотрите, как балерина создает образ с помощью искусства движений – танца, балета. Просмотр записи.

Обмен впечатлениями:

  • Что сумела воплотить, передать балерина? (Пластику, нежность, грацию, мечтательность)

Словарная работа.

Давайте обратимся к богатству нашего языка и подберем эпитеты и синонимы для нашего сочинения.

Из “Словаря эпитетов русского языка”

Лебедь

  • Белый
  • Белогрудый
  • Белоснежный
  • Благородный
  • Величавый
  • Величественный
  • Горделивый
  • Одинокий
  • Статный

Мелодия

  • Великолепная
  • Величавая
  • Волшебная
  • Дивная
  • Задумчивая
  • Задушевная
  • Красивая
  • Очаровательная
  • Чарующая

Шея

  • Длинная
  • Изящная
  • Тонкая

Осанка

6 стр., 2628 слов

Лебедь сочинение по пьесе сен санса

... музыки”, – писал Сен-Санс. И это было его кредо. “Карнавал животных” Ирония судьбы в том, что это, быть может, самое популярное произведение Сен-Санса было тем сочинением, ... которому Сен-Санс позволил появиться в печати при своей жизни, – “Лебедь”, самое ... способности читать партитуру Сен-Сансу, которому, по его мнению, в этом ... Чайковским), сочинил множество мелких пьес, дал ряд концертов, некоторое ...

  • Величавая
  • Величественная
  • Гордая
  • Горделивая
  • Царственная

Из “Словаря синонимов русского языка”

Удивительный

  • Изумительный
  • Поразительный
  • Дивный

Величественный

  • Величавый
  • Царственный
  • Красивый
  • Прекрасный

Дивный

  • Чудный
  • Чудесный
  • Волшебный
  • Сказочной
  • Фантастический

Очаровать

  • Пленить
  • Обворожить
  • Заколдовать
  • Заворожить
  • Зачаровать
  1. Работа над черновиком сочинения под музыку Сен-Санса.
  2. Чтение учащимися своих сочинений под музыку Сен-Санса.
  3. Итоги урока: оценки.
  4. Рефлексия:

Вспомним слова Гельвеция: “Задача искусства – волновать сердца”. Были ли ваши сердца сегодня на уроке взволнованы? Чем? Что удивило? Что больше всего запомнилось?

  1. Домашнее задание: написать сочинение, можно с иллюстрацией.

Желаю творческих успехов! Идите, творите!

Словарная работа:

  • Грация – красота движений
  • Греза – мечта
  • Танец – искусство пластических движений
  • Пластика – искусство ритмических движений

Образцы ученических работ

Корнеев Сергей.

Маленькое озеро все освещено лунным светом. Темно-синее небо густо усыпано звездами. Хрустальная тишина. Вдруг на середину озера выплывает белая и легкая, как облачко, лебедь. Величавая, гордая, скользит по водному озеру. Кружит в своем волшебном танце, словно балерина в белоснежной пачке. Вскоре ее движения становятся медленными. Луна покрывается легкой дымкой, и прекрасное видение исчезает, растворившись во мгле.

Гришин Максим.

Теплый летний вечер. В глубине леса небольшое озеро с зеркальной водой. Дует слабенький ласковый ветер, слегка колышет ветви деревьев. Вдруг бесшумно выплывает прекрасный лебедь. На краю озера начинает свой удивительный танец: вытянув длинную, изящную шею, поочередно взмахивает крыльями, кружит по воде. Грациозные движения птицы напоминают танец балерины в белоснежной пачке.