Еще раз об экзаменационном изложении в 9-м классе

Сочинение

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

в 9-м классе

Работа над изложением на уроках русского языка является важной составляющей подготовки к выпускному экзамену за курс основной школы. Традиционный экзамен по русскому языку в 9-м классе – это подробное или сжатое, по выбору учащихся, изложение с дополнительным творческим заданием – ответом на поставленный вопрос, т.е. мини-сочинением.

два варианта заданий

Авторы сборника отмечают, что, во-первых, варианты заданий отличаются степенью сложности. Безусловно, второй более труден: он требует не только умения использовать разные способы сжатия текста при сохранении основного содержания, но и знания литературных произведений и способности их анализировать; серьезного знакомства с музыкой, живописью, историей России и т.д.

различным

Анализируя тексты изложений на занятиях по подготовке к письменному экзамену, можно предложить девятиклассникам разные задания:

  • определить тему, основную мысль, стиль и тип (типы) речи текста;
  • выделить микротемы и составить план;
  • продумать логические связи между частями текста и найти конкретные связки;
  • составить различные варианты высказываний – с использованием лексических средств, соответствующих стилю и типу речи, в том числе выразительных средств языка.

подробном

анализ текста

АНАЛИЗ ТЕКСТА “О ДОКТОРЕ ЯНСЕНЕ”

(ИЗ КНИГИ Б.ВАСИЛЬЕВА “ЛЕТЯТ МОИ КОНИ…”)

Текст взят из “Сборника текстов…” Л.М. Рыбченковой и В.Л. Скляровой.

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представляющегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти города Смоленска без выходных и праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

2 стр., 927 слов

Сочинение доктор янсен свое мнение

... СОЧИНЕНИЕ: Б.Л.Васильевым, автором данного текста, ставится проблема самопожертвования. Кто готов ради спасения другого человека не жалеть собственной жизни? Автор представляет перед читателями доктора Янсена, ... слякоть и вьюгу, днем и ночью. Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился ... о своих интересах, никогда не сможет пожертвовать ради них ни самой малостью, ни тем более ...

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании – стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы – таилась притягательная сила этого развлечения.

Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, “германскую” войну, где применялись реальные отравляющие вещества.

И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.

Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Варианты заданий

1-й вариант

1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно .

2. Ответьте на вопрос: “Как вы думаете, почему доктора Янсена еще при жизни назвали святым?”.

2-й вариант

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато .

2. Выскажите свое впечатление о рассказе.

первом варианте.

смоленского доктора Янсена,

Борис Васильев,

публицистическом (

повествование

Тема текста – рассказ о жизни и смерти известного в Смоленске доктора, который назван “последним святым города”. Просим ребят найти в тексте фразу, в которой заключается основная мысль. “Он обладал редчайшим даром жить не для себя…” (второй абзац).

несколько вариантов заголовка,

В тексте восемь абзацев, причем третий и шестой абзацы состоят каждый из одного предложения, важного для понимания смысла очерка и раскрытия характера его героев – городского врача и мальчишек, мечтавших подражать своим отцам, прошедшим гражданскую и мировую войны (об этом следует сказать особо).

3 стр., 1230 слов

Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского)

... читают: Картинка к сочинению Роль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского) Популярные сегодня темы Наверное, нет в целом мире ни ... исключительно по доброте душевной. Когда мальчик вырос он часто, вспоминал эту учительницу, поскольку она была ... в какой-нибудь день игра не заладилась. Игра на деньги между учительницей и ее учеником была связана с тем, чтобы ее одиннадцатилетнему мальчику было, на ...

План изложения

План

1. Каким запомнился доктор Янсен автору очерка?

2. Почему люди называли доктора Янсена святым?

3. Какой можно назвать гибель доктора?

4. Катание в канализационных колодцах.

5. Чем мальчиков притягивало опасное катание? (или) “Мы… летели в смрадные дыры, как в газовую атаку”.

6. Как доктор Янсен спас двоих мальчиков?

Смоленск, доктор Янсен, мировая “германская”

интеллигент, специалист, искусственное освещение, канализационный колодец, притягательная сила,

Анализируя синтаксические конструкции, встречающиеся в тексте, ученики под руководством учителя разбирают сложные предложения, составляют их схемы, выявляют однородные и обособленные (причастные и деепричастные обороты) члены предложения и знаки препинания при них.

Заметим, что повествование ведется от первого лица. В задании к этому изложению замена лица не требуется, но ученики должны быть к такой замене готовы и уметь вместо я использовать лексемы автор текста, известный российский прозаик, Борис Васильев, он.

самостоятельной части работы

второй вариант

Писатель Борис Васильев вспоминает о своем смоленском детстве и о городском враче Янсене, который в бедном районе города от зари до зари неутомимо, пешком, в будни и в праздники, в любую погоду обходил больных и боролся с болезнями, спасая людские жизни.

Этот доктор имел высочайший авторитет, как врачебный, так и человеческий, потому что обладал редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о себе и всегда говорить правду людям. Жители Смоленска называли его за эти качества святым. В понимании людей жизнь святого человека неизбежно заканчивается особой, мученической гибелью.

Так и случилось с доктором Янсеном: он задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В городе уже была канализация, которую часто и долго ремонтировали, оставляя привязанную веревкой бадью в глубоком колодце. Вечерами ребята развлекались, стремительно спускаясь в бадье вниз и медленно поднимаясь наверх. Это было не только развлечение для мальчиков.

Воздух в глубине был насыщен опасным вредным газом метаном, и это напоминало детям недавнее прошлое их отцов, прошедших гражданскую и “германскую” войны. Они пережили газовые атаки, во время которых применялись реальные отравляющие вещества.

Мальчики летели вниз, как в газовую атаку.

Однажды, когда мальчишки решили прокатиться вдвоем, веревка оборвалась. Рядом случайно оказался доктор Янсен. Он послал оставшихся перепуганных ребят за помощью, но не стал ее дожидаться и сам полез вниз. Вытащил одного из пацанов, уже потерявших сознание, и спустился за другим. Привязал его к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчика спасли, доктора – не смогли.

2 стр., 961 слов

Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна

... появляется волшебство в нашей жизни. Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Популярные сегодня темы Знаки препинания – это элемент ... жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу. Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе Пирогове, писатель нацеливает читателей порассуждать на ...

Своего Доктора, последнего святого Смоленска, хоронил весь город – от мала до велика.

Творческое задание второго варианта

Суть устного высказывания сводится к тому, что автор поднимает очень важную (особенно в современном жестоком и равнодушном мире) проблему – проблему активного милосердия. Пример бескорыстия, великого терпения и “редчайшего дара жить не для себя” подает нам скромный городской врач, самоотверженно выполнявший “долг интеллигента перед своим народом”. Хорошо, если ученики смогут привести примеры бескорыстного служения людям из современной жизни – их мало, но они все-таки есть, – и сопоставить наших современников с доктором Янсеном (например, существуют ли, по их мнению, среди сегодняшних врачей похожие на “последнего святого Смоленска” или он, добрый, отзывчивый, самоотверженный, довольствующийся лишь скромным жалованием врача, действительно последний святой? ).

Такие произведения, как очерк о докторе Янсене, не только трогают душу, их невольно вспоминаешь тогда, когда складывается трудная ситуация, требующая твоей помощи.

И, пожалуй, последнее, что мне как учителю и как человеку, которого взволновала история жизни и смерти смоленского врача, хочется сказать: в кабинете русского языка у меня висит небольшой плакат со словами современной русской писательницы Марии Семеновой: “Помоги сегодня тому, кто нуждается в помощи, и тогда завтра кто-то поможет тебе”. Мы не должны призывать наших воспитанников повторить подвиг “последнего смоленского святого”, да это и не нужно: святых все-таки единицы. Но стать добрее, душевнее, отзывчивее к чужой беде они могут. И в этом, думается, им поможет знакомство с рассказом о судьбе настоящего Доктора.

Л.В. ТОРОПЧИНА,

гимназия № 1549,

г. Москва