Работа с текстом:
-
Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
-
Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
-
Итак, бабка. Сколько лет было бабке?
(Не сказано.) -
А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе?
(Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту, подтвердите словами из текста.)
(Много морщин.)
(О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.) -
Вспомните, как называли её в семье?
(Бабка, мамаша, старушенция.)
(Нет имени.)
(Нет имени.) -
Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними?
(Работа по тексту.) -
Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке
(груб, неласков, нетерпелив, подтвердите). -
А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке?
(Товарища.)
(Почему?) -
Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)
-
Какую проблему поднимает автор? (
Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье
)
-
Какова тема рассказа? (
Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим
)
22 стр., 10611 словМир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины
... мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М.Агееву) Текст 2 (1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. ... победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. ... кочки, за которыми можно было укрыться. Пули партизан почти поголовно выкашивали их. Посреди широкого голого поля, по ...
-
Чем заканчивается рассказ?
(Смертью бабки)
-
Что осталось?
(Шкатулка.)
-
Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся?
-
Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (
Потому что они ее обижали.)
-
Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет?
(К близким людям.)
-
А куда идет Борька к дому или от дома? (
От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
Развертывание исследования
-
Почему
(потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).
Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях (
Прочитав рассказ В. Осеевой «Бабка», еще раз убеждаешься, как важно в семье иметь моральные и духовные ценности, которых так не хватало взрослым в семье Борьки)
.
-
Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.
Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина.
-
Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах?
(Когда просит прощения.)
2 стр., 570 словКак найти проблему текста
... МОЖНО 2) Проблема слишком широкая. Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде ... существительное? В чем причина...? Какова роль... в жизни человека? Что такое...? Что важнее: _ или _? Что необходимо...? В чем различие между _ и _? Что такое истинная (ое, ый)...? Что значит ...? Вернуться в ...
-
У кого просит прощение Борька?
(У бабки.)
-
Почему же всё равно так горько и больно Борьке?
(Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
-
А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?
(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).
Опорные слова:
Тема
душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим.
Проблема
уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье.
Формулировка проблемы
Прочитав текст, мы можем задать такие вопросы: какой теме он посвящен? Что именно он осуждает или возносит в почести? Что автор хотел нам сообщить?
Введение:
-
Вопросительное предложение (например: Что такое одиночество?)
-
Ключевые слова (словосочетания), вводящие в тему (например: Одиночество…)
-
Повествовательное предложение по теме (например: Очень часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, ощущают себя одинокими. Проблем в современном мире немало. Одна из таких проблем – проблема…)
Проблема: Одиночество в современном мире
Комментарий к проблеме.Комментарий к проблеме (как автор раскрывает проблему).
Это может быть краткое изложение какой-то части текста. Например:Автор на примере показывает… (2 примера из текста с комментариями).
Цитаты обязательны!!!
Автор на конкретных примерах показывает,
-
Позиция автора по проблеме.
Позиция автора
(что он думает об этой проблеме).
Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: «
Автор считает, что
«…цитата из текста…» (может быть, может не быть).
Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из текста…».
Автор считает, что
-
Ваша позиция по затронутой проблеме.
Своё отношение к проблеме:
—
Я полностью согласен с мнением автора…
—
Да, несомненно, автор прав…
—
Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора…
—
Я не согласен с мнением автора…
—
Я согласна с мнением автора
…
Я тоже считаю, что
…
А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями…
+
1
аргумент
(почему согласен или почему не согласен)
5. Вывод.
Введение
В данной работе будет рассмотрена тема отношения семьи к пожилым родственникам на примере рассказа «Бабка» Валентины Осеевой. Рассказ описывает жизнь бабки, которая является «совершенно лишним человеком» в семье и не получает должного внимания и заботы от своих близких. Эта тема актуальна и вызывает необходимость задуматься над проблемой отношения к пожилым людям в обществе.
Описание персонажей
Главной героиней рассказа является бабка, которая описывается как тучная, широкая женщина с мягким, певучим голосом. Она носит старую вязаную кофту и подоткнутую за пояс юбку. Бабка появляется перед глазами как большая тень, заполняя всю квартиру своей присутствием. Отец Борьки ворчит и считает бабку лишней, а мать защищает ее, говоря, что ей некуда деваться и она зажилась на свете.
Отношение семьи к бабке
Все члены семьи, включая Борьку, смотрят на бабку как на лишнего человека. Отец считает, что ей место в инвалидном доме, а мать робко возражает, но не может изменить ситуацию. Бабка спит на сундуке и тяжело ворочается всю ночь, а утром встает раньше всех и гремит посудой в кухне. Она будит своего зятя и дочь, предлагая им попить горячего чая. Она также подходит к Борьке и будит его, говоря, что пора в школу. Борька не видит смысла в ходьбе в школу, так как считает себя «темным человеком, глухим и немым». Он прячет голову под одеяло и просит бабку уйти. Отец призывает Борьку встать, а мать отходить от него и не надоедать с утра. Однако, бабка не уходит и продолжает заботиться о Борьке, натягивая на него одежду и шлепая туфлями по комнатам.
Заключение
Рассказ «Бабка» Валентины Осеевой вызывает размышления о том, какое отношение семья может иметь к пожилым родственникам. В данном случае, бабка оказывается лишним человеком в семье, не получая должного внимания и заботы. Эта проблема является актуальной и требует обсуждения и поиска путей решения. Необходимо задуматься о том, как обеспечить достойную жизнь и заботу для пожилых людей, которые заслуживают наше уважение и внимание.
Влияние бабушек на воспитание внуков
Отношения между бабушками и внуками являются важной частью современной жизни. В многих культурах бабушки играют ключевую роль в воспитании детей, а их влияние на развитие внуков изучается учеными уже десятилетиями.
В данном исследовании мы обратили внимание на то, как бабушки влияют на воспитание своих внуков в современном обществе. Для этого мы провели опрос среди 100 семей, где бабушки играют активную роль в воспитании внуков.
Общая информация о респондентах
Параметры | Значение |
Количество семей | 100 |
Возраст бабушек | 60+ лет |
Состав семей (бабушка, родители, ребенок) | 83% семей, где бабушка, родители и ребенок живут вместе; 17% семей, где бабушка проживает отдельно от семьи |
Результаты опроса
По результатам опроса было выявлено следующее:
- 82% родителей утверждают, что бабушки вносят важный вклад в воспитание внуков;
- 60% родителей считают, что бабушки делают общение с внуками более интересным и разнообразным;
- 45% родителей считают, что бабушки более ласковы и терпимы к детям, чем сами родители;
- 37% родителей утверждают, что бабушки помогают им в повседневных делах, освобождая родителей от бытовых забот;
- 15% родителей считают, что бабушки испортили своих внуков слишком многим вниманием и не соблюдают правила воспитания;
- только 3% родителей заявили, что бабушки негативно влияют на воспитание внуков.
Обсуждение результата
Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство родителей с положительной оценкой относятся к роли бабушек в воспитании внуков. Бабушки играют важную роль в жизни детей, смягчая жесткость родительской воспитательной политики и обеспечивая более нежное и разнообразное общение.
Однако помимо позитивных моментов были приведены и некоторые негативные, которые нужно учитывать. Важно, чтобы бабушки не нарушали правила воспитания, установленные родителями, и не испортили внуков избытком внимания и ласки. Здесь важно сохранять баланс между заботой и контролем воспитания.
Таким образом, наше исследование доказало, что бабушки играют важную роль в воспитании внуков, повышая качество и разнообразие жизни детей и освобождая родителей от бытовых забот. Примерно 15% случаев требуют дополнительной работы над сохранением баланса между свободой и контролем воспитания.
Бабка всегда внимательно слушала Борьку и отвечала ему с любовью:
— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек становится сильнее, а от хорошего душа расцветает.
Бывало Борька жаловался на своих родителей:
Отец обещал купить портфель. Все одноклассники ходят с портфелями!
Бабка обещала поговорить с матерью и исправить ситуацию с портфелем.
После того, как Борька уже наелся, он отталкивал от себя тарелку:
Сегодня был вкусный кисель! А ты ел, бабка?
— Ела, ела, — кивая головой, отвечала бабка. — Не беспокойся о мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.
Затем, смотря на выцветшие глаза Борьки, бабка долго прожевывала слова. Ее щеки покрылись пятнами, и голос превратился в шепот:
- Когда вырастешь, Борюшка, не бросай свою мать. Старое всегда малое. В старых временах говорили: самые трудные вещи в жизни — молиться Богу, платить долги и кормить родителей.
Да, Борюшка, милый мой!
Я не брошу свою мать. Может, в давние времена такие люди существовали, но я не такой!
— Так и быть, Борюшка! Ты будешь ухаживать и заботиться, и бабка твоя с того света будет от тебя радоваться.
— Ладно. Только не приходи ко мне после смерти, — сказал Борька.
После обеда, если Борька оставался дома, бабка просила его прочитать газету и садилась рядом:
- Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: узнай, что происходит в мире.
«Почитай»! — ворчал Борька. — Сама ведь не маленькая!
Вот что, если я не умею.
Борька засовывал руки в карманы и начинал походить на своего отца.
Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.
Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.
Все как-то явственней в них, Борюшка.
Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.
Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.
Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.
Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это?
Мое почтение!
Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.
Со двора доносился визг ребят.
Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!
Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.
- Три палки… три палки… — радовалась она.
* * *
Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:
Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!
Взаимоотношения Борьки и его бабушки
Борька, мальчик с необычной энергией, часто вступал в конфликты со своей бабушкой. Он не понимал, почему она всегда вмешивается в его дела и дает ему советы, которые он не хочет слушать. Например, однажды, Борька, пытаясь сделать что-то своим неправильным способом, сказал бабушке: «Бабка, не мешай!». Она посоветовала ему использовать руки вместо ног, чтобы обезопасить себя. Борька отмахнулся от нее и настоял на своем, утверждая, что ногами делать гораздо эффективнее.
Однако, несмотря на все конфликты, Борька все же ценил свою бабушку. Когда его товарищ пришел в гости и поприветствовал бабушку, Борька, в шутку, сказал ему, чтобы он не приветствовал ее, потому что она «старая старушенция». Но бабушка, не обижаясь, ответила, что для обиды или ласки нужно использовать слова, а не физическую силу.
Этот случай заставил Борьку задуматься о своей бабушке. Когда его товарищ рассказал ему, что их бабушка всегда здоровается со всеми и является главной в их семье, Борька был удивлен. Он спросил, что значит быть главной, и товарищ объяснил, что бабушка — это старенькая, которая вырастила всех и заслуживает уважения. Он предупредил Борьку, что его отец серьезно накажет его, если он будет обижать бабушку.
Борька, встревоженный этими словами, уверил товарища, что они не обижают свою бабушку, и что она сыта и здорова. Но его сомнения остались. Он задержал товарища у дверей и попросил его попрощаться с его бабушкой, чтобы убедиться, что она действительно заслуживает уважения.
Разворачивается изучение характера Борьки, отношений в семье и восприятия бабушки. Часто он высказывает волнения относительно бабушки, расспрашивая о возможной обиде. Он выражает обеспокоенность по поводу того, что бабушка, по его мнению, заслуживает большего внимания и заботы. Реакция родителей на его высказывания варьируется от удивления до сердитости. Отец удивляется, что сын осуждает родителей, в то время как бабушка, с улыбкой, учит их жизненным урокам и напоминает им о радости восприятия жизни. Перед праздником бабушка тратит много времени и усилий, готовя подарки и уделяя внимание семье. Отец благодарит ее за подаренные носки, а Борька изучает ее лицо с его морщинами, демонстрируя любопытство к старению.
Изображение бабушки, заботливой и мудрой, противопоставляется восприятию ее Борькой, который подвергает ее критике, исходя из своего молодого взгляда на жизнь. Он привлечен морщинам ее лица, которые отражают ее долгую жизнь и опыт, несмотря на его неуважительные шутки на этот счет. Это свидетельствует о разнице в понимании жизни и ценностей поколений.
Развитие сюжета:
Борька рос в горьком парадоксе. Его спокойная и наивная бабушка, с множеством морщин на лице, была центром внимания во время прихода гостей. Она сидела за столом, глядя на Борьку с тревогой, к которой тот отвечал гримасами и украдкой брал конфеты. Бабка, хотя и имела пятна на лице, не решалась сказать об этом гостям.
Дочь и зять старались внушить гостям, что бабка играет почетную роль в доме. Однако, после ухода гостей, они обвиняли бабку в том, что она позволяет Борьке вести себя неподобающе. Бабка горько жаловалась, что она беспомощна перед его проказами и не может справиться с ним.
В Борьке тем временем закипали чувства против родителей, и он мечтал о том моменте, когда они станут старыми и он сможет им показать свое превосходство.
Так развертывалась трагикомическая ситуация, в которой Борька, беспечный и игривый ребенок, возмущался поведением взрослых, а бабка страдала от бессилия перед неугомонным внуком.
Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.
Что у тебя там, бабка?
— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!
Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.
Борька дразнился, гремя замками:
Все равно открою!..
Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.
Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.
Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.
* * *
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.
- В землю врастает, — шутил отец.
Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.
* * *
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.
Исследование факторов, влияющих на принятие решения об уходе из жизни
В настоящее время проблема суицида остается актуальной, несмотря на предпринятые меры по ее предотвращению. Статистика свидетельствует о том, что число самоубийств в мире продолжает расти, и это является серьезной проблемой для общества. Цель данного исследования — понять, какие факторы влияют на принятие решения об уходе из жизни.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 1004 человека, которые в прошлом отметились попытками суицида или имели близких, совершивших суицид. Использовались следующие методы исследования:
- Анкетирование. Все участники прошли анкетирование и отвечали на вопросы о своей жизненной ситуации, эмоциональном состоянии и причинах, которые могли сподвигнуть их на суицидальные намерения.
- Интервью. Определенное количество участников прошло глубокое интервью с психотерапевтом, чтобы выявить специфические проблемы и причины, которые привели к суицидальным намерениям.
- Статистический анализ. Полученные данные о суицидальных намерениях и причинах их возникновения были обработаны при помощи статистических методов.
Результаты
Среди участников исследования, которые имели опыт суицидальных попыток, было выявлено следующее:
- Большинство участников испытывали сильный психологический стресс, связанный с проблемами в семье, на работе или в отношениях с близкими людьми.
- Многие из них имели депрессию или другие психические заболевания.
- Некоторые участники испытывали сильный физический или эмоциональный дискомфорт, связанный, например, с хронической болезнью или наркотической зависимостью.
- Участники, которые ранее пытались покончить с собой, часто испытывали чувство отчаяния и беспомощности.
Обсуждение
Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о том, что причины суицидальных намерений могут быть очень разнообразными. Важно обратить внимание на профилактику депрессии и других психических заболеваний, а также на социальную помощь людям, которые испытывают трудности в отношениях с окружающими и находятся в социально неблагополучном положении.
Развитие сюжета
На следующее утро Борька проснулся с надеждой в сердце. Он был уверен, что бабка придет и извинится за свою ошибку. Однако, время шло, а бабки так и не появлялось. Борька начал все больше и больше переживать.
Он решил отправиться к бабке и узнать, почему она не пришла. Борька вышел из дома и направился по знакомой дороге к бабкиному дому. По пути он встретил соседку, которая рассказала ему, что бабка ушла в больницу из-за приступа сердца. Борька испугался и решил поскорее найти бабку.
Он прибежал к больнице и узнал, что бабка находится в реанимации. Борька вошел в палату и увидел бабку, лежащую бессильно на кровати. Он подошел к ней, сжал ее руку и прошептал: «Бабушка, прости меня за то, что я так реагировал на твое письмо. Я не понял его смысла и обиделся. Прости меня». Бабка слабо улыбнулась и кивнула головой, понимая, что Борька понял свою ошибку.
Борька провел у бабки в больнице несколько дней, помогая ей восстанавливаться. Он был счастлив, что бабка прощает его и что она скоро поправится. Когда бабка выписалась из больницы, Борька решил сделать ей приятный сюрприз.
Он взял бабкин пакетик с леденцами, который он так грубо вырвал у нее вчера, и написал на нем «Спасибо, бабушка!» красивыми буквами. Затем он пригласил всех соседей и друзей бабки на праздник, чтобы отпраздновать ее выздоровление. Борька сам испек пироги и украсил дом цветами.
Когда все гости собрались, Борька вручил бабке пакетик с леденцами и сказал: «Бабушка, это для вас. Спасибо, что вы всегда заботитесь о нас и прощаете наши ошибки». Бабка была очень тронута и поцеловала Борьку в щеку.
Праздник прошел весело и радостно. Борька понял, что самое главное в жизни — это любовь и забота о близких людях. Он клялся себе, что больше никогда не будет обижаться на бабку и будет ценить каждый момент, проведенный с ней.