Методическая разработка «Баллада В.А. Жуковского «Светлана»

Сочинение

Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского «Светлана»

На святках, «в крещенский вечерок», как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные гадания, которые перечисляет в начале баллады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис­пытать судьбу. Это экспозиция баллады.

Светлана выбирает одно из самых страш­ных гаданий — с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в цер­ковь венчаться — завязка. Действие раз­вивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пус­тота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предве­щает беду. «Ворон каркает: печаль!» Кони приблизились к хижине под снегом. Ис­чезло все: кони, сани, жених.

Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и уви­дела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился по­койник в гробу. Наступает кульминаци­онный момент баллады — Светлана узна­ет в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближа­ется счастливая развязка: радостно приез­жает жених.

Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. Отворяйся ж, Божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты.

Завершается баллада некоторой мо­ралью, наставлением автора в духе право­славного мировоззрения — не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

Важные моменты в балладе «Светлана» Жуковского

  • Светлана пытается угадать свою судьбу через гадания.
  • Сюжет баллады развивается от выбора гадания до счастливой развязки.
  • Кульминационный момент — Светлана узнает в мертвеце своего жениха.
  • Баллада заканчивается моралью о вере в Промысел Божий.

Значение баллады «Светлана» В. А. Жуковского

Баллада «Светлана» В. А. Жуковского показывает важность веры и Промысла Божьего в жизни человека. Через судьбу Светланы и её веру в сон, баллада напоминает нам о том, что нельзя полагаться на гадания и предсказания, а важно доверять высшей силе. В конечном итоге, благодаря этой вере, Светлана обретает счастье и своего жениха.

4 стр., 1820 слов

Отзыв светлана баллада о русской старине

... Баллада «Светлана» была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера. Жуковский считал, что русская литература должна освоить всё созданное на ... со светлыми глазами» , мертвый жених. Финал баллады благополучный: появляется живой и любящий Светлану жених. Художественные средства выразительности: эпитеты ... гаданий можно заглянуть в будущее, узнать судьбу. Автор описывает виды гаданий: девушки кидают ...

Заключение

Баллада «Светлана» В. А. Жуковского является примером классической русской литературы, которая передает важные моральные уроки через свой сюжет и персонажей. Она напоминает нам о силе веры и о том, что иногда судьба может быть не такой, какой кажется на первый взгляд.

Гадания и судьба в балладе «Светлана»

В балладе «Светлана» Александр Жуковский вводит нас в мир народных гаданий, которые играют важную роль в жизни девушек в крещенский вечерок. Эти гадания, связанные с будущим замужеством, имеют свои особенности и таинственность.

Девушки бросают снятые с ноги башмачки, слушают под окном, кормят курей счетным зерном и гадают на воске. Но наиболее внушительным и страшным гаданием является ожидание жениха перед зеркалами и свечами. По народным верованиям, это гадание может принести несчастье, как случилось со Светланой и Людмилой.

Самый подробный рассказ о героине баллады, Светлане. В произведении переданы ее переживания, ожидания и приключения. Она высокоморальный и верующий человек, который не изменяет своей вере в Бога ни в самые тяжелые моменты. Даже в неизвестной избе, она перекрестила себя, села под святые образа, и это спасло ее от страшной участи, которая постигла ее подругу Людмилу.

Зеркальное гадание

Однако, наиболее внушительным и захватывающим элементом в рассказе о гаданиях остается зеркальное гадание. Девушки ожидают прихода своего будущего мужа, сидя перед двумя обращенными друг к другу зеркалами с зажженными свечами. Если жених не приходит, это может означать, что в этом году им не суждено выйти замуж. Однако, если жених все же явится и появится в одном из зеркал, это означает, что он станет ее будущим мужем.

Это гадание наполняет балладу драматизмом и невероятным напряжением. Опытные люди советуют не доводить его до конца, так как исход может быть трагическим. Однако, оно отражает глубокие народные верования и силу предсказаний, которые ожидают каждую девушку в этот особенный момент своей жизни.

Заключение

Баллада «Светлана» Александра Жуковского прекрасно передает обряды и гадания, которые сопровождают свадебный период в русской культуре. Зеркальное гадание выделяется особенно, создавая напряжение и интригу, иллюстрируя важность судьбы и веры в провидение в жизни каждой девушки.

Подруги и Жених Светланы

Подруги Светланы играют невероятно важную, хоть и невидимую, роль в развитии сюжета баллады. Они служат фоном, на котором разворачиваются драматические события. Выслушивая жалобы Светланы, они предостерегают ее от несчастия и советуют прибегнуть к гаданию. Связь между подругами и Светланой в балладе подчеркивается не только дружбой, но и доверием, которое героиня оказывает им, делясь своими бедами и тревогами.

Зимний Пейзаж в Балладе

Баллада представляет перед нами образ зимнего пейзажа, который является важным элементом настроения и состояния героини. Зимний пейзаж описывается как мрачный и тревожный. Ночью, освещаемой лунным светом, скачут сани, и вокруг них – глубокий снег. Этот зимний пейзаж подчеркивает состояние Светланы и создает атмосферу таинственности и опасности. Даже храм вдали усиливает ощущение мрака и тревоги, с его заупокойной службой и словами панихиды «Буди взят могилой».

3 стр., 1324 слов

Анализ баллады Светлана Жуковского

... литературных кругах. Произведение было подарком на свадьбу племяннице автора. Также читают: Картинка к сочинению Анализ баллады Светлана Жуковского Популярные сегодня темы При рассмотрении истории создания ... использует троеточие, что подчеркивает недосказанность и сомнения главной героини. Баллада написана в форме похожей на сонет, четырехстопным хореем с перекрестной рифмой (мужская, женская): ...

Художественные Средства в Балладе

В балладе применяются разнообразные художественные средства, которые добавляют выразительности тексту. Особенно часто используются яркие эпитеты, такие как «горькая судьбина», «красен свет», «мертвое молчанье», которые придают произведению народный стиль. Также автор активно применяет метафоры и гиперболы, что делает текст более образным и выразительным.

Плясовой Звук и Стихотворный Размер

Звучание стиха в балладе можно охарактеризовать как плясовое. Это связано с праздничным характером произведения и его структурой. Баллада использует стихотворный размер хорей, что придает тексту особую музыкальность и ритмичность. Святки, которые отмечаются в балладе, создают праздничное настроение и соответствуют плясовому звучанию стиха, что подчеркивает радостное завершение произведения.

В итоге, баллада «Светлана» описывает важные моменты жизни героини, используя разнообразные художественные средства и создавая особую атмосферу, которая сочетает в себе мрачность зимнего пейзажа и радость праздника.

Фантастика и реальность в балладе Жуковского «Светлана»

Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является важным произведением романтизма, которое привлекает внимание своей уникальной способностью переплетения фантастических и реальных элементов. Рассмотрим ключевые аспекты, которые обосновывают это слияние миров в стихотворении.

1. Народные обряды и традиции в балладе

С самого начала баллады мы видим элементы народной культуры и обрядов. Это отражается в стихах, где герои собираются весело петь и встречать новый этап в жизни. Это напоминает свадебный фольклор, который пронизывает начало баллады и создает атмосферу праздника и радости.

2. Сон Светланы

Следующий момент, который подчеркивает размытую грань между фантастикой и реальностью, — это сон Светланы. Ее сон переносит ее в мир магии и сказки, где она встречает бессмертного рыцаря. Это мгновение раскрывает возможность перехода из реального мира в мир фантазии.

3. Реальность фантастического и призрачность реальности

Баллада «Светлана» исследует тему смешения реальности и фантастики. Встреча с рыцарем оставляет Светлану в состоянии смятения, когда она не может определить, где заканчивается реальность и начинается фантазия. Эта призрачность реальности придает балладе загадочность и загруженность символикой.

Человек — житель двух миров

Итак, баллада «Светлана» В. А. Жуковского иллюстрирует концепцию человека, который является жителем двух миров — реального и магического. Барьеры между этими мирами размываются, и человек оказывается в лабиринте собственных страхов и фантазий. Эта идея, подобно стихам Ф. И. Тютчева, напоминает, что ночь может быть страшной из-за отсутствия ясной грани между мирами, а вот именно это делает балладу «Светлана» настолько уникальной и привлекательной для исследования.

В заключение, баллада В. А. Жуковского «Светлана» является ярким примером романтической литературы, где грани между реальностью и фантастикой размываются, позволяя читателю погрузиться в мир магии и символики, который так тщательно создан автором.

5 стр., 2245 слов

Отзыв светлана жуковского баллада о русской старине

... невесту. Подруги Светланы. Веселые незамужние девушки, легкие по характеру и беззаботные. Белоснежный голубь. Ангел-хранитель главной героини. Воплощение добра и святости. Строки, наполненные светом Баллада Жуковского — это ...

Литературное направление, основой которого явились концепция двоемирия (единства мира мечты и мира реального), интерес к фольклору, истории, национальному прошлому.

Романтический характер стихотворения В. Жуковского «Светлана»

Очевиден уже с первых строк. Произведение начинается со сцены гадания:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили.

Жуковский обнаруживает близкое знакомство с народными обрядами и традициями. Гадание — обряд особый. Что в нем серьезно, а что является игрой? Скорее всего, это игра, но игра опасная — с судьбой, с потусторонними силами.

Недаром перед гаданием требуется снять нательный крест, отказавшись на какое-то время от покровительства Бога, отдавая себя во власть темным силам. Нужно иметь либо легкомыслие, либо мужество, чтобы сесть одной, в пустой комнате, перед зеркалом, ожидая появления суженого.

Светлану заставила сесть перед зеркалом тревога за любимого:

Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.

Страшно перед зеркалом. Темнота, мертвое молчанье, жалобный крик сверчка. Светлана уснула. Уснула ли? Как могла она забыться сном, когда «страх туманит очи»?

Удивительный сон приснился Светлане. В нем была и радостная встреча с любимым, и вьюжная зимняя дорога, и зловещий черный ворон, предрекающий печаль, и божий храм, и страшный мертвец, простирающий к девушке руки, и счастливое пробуждение, которым все разрешилось.

В чем смысл произведения? Жуковский услужливо объясняет его читателю:

Вот баллады толк моей:
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье.

Но всю ли правду открыл поэт? Или слова эти сказаны лишь затем, чтобы успокоить встревоженную девушку? Если это вся правда, то почему самыми яркими остаются в памяти страшные картины Светланиного сна, а не утешительная мораль? И почему не оставляет нас тревога? И оставила ли она Светлану? На эти вопросы нет ответов.

Жизнь полна опасностей. Возможно, она является лишь страшным сном. Все в ней призрачно, зыбко, непрочно, так трудно найти и удержать свое счастье. Да и есть ли оно, счастье, ждет ли оно в конце длинной и страшной дороги?

В балладе Жуковского фантастика и реальность так тесно переплетены, что их невозможно разделить. Без фантастических картин неполным было бы повествование о реальных событиях. Фантастика в балладе как бы стирает грань между обывательским и высоким представлениями о жизни, рисует человека как жителя двух миров, придает жизни высокий смысл.

Реальность и Фантазия в Балладе В.А. Жуковского «Светлана»: Анализ Жанровых Элементов

Баллада, как жанр лиро-эпической поэзии, вобрала в себя множество характеристик, делающих ее уникальной. Это повествовательная песня или стихотворение, основанное на драматическом развитии сюжета, но в то же время, она обладает элементами фантастики и загадки. В балладах часто встречаются необычайные случаи, которые могут быть связаны с преданиями и легендами, создавая атмосферу неопределенности и таинственности.

Одной из ярких представительниц баллады как жанра является произведение В.А. Жуковского «Светлана». В этой балладе реальность переплетается с фантазией, создавая сложный и увлекательный образ.

Элементы Фантазии в «Светлане»

Фантастические элементы в балладе «Светлана» проявляются через сон главной героини. В этом сне она видит образы, которые в реальной жизни невозможны: жених, являющийся мертвецом, странные скачки на конях, карканье ворона – все эти детали создают атмосферу фантазии и мистики.

Реальные и Фантастические Пространства

Пространство в балладе является важным элементом, подчеркивающим сочетание реальности и фантазии. Образ дороги, по которой идет героиня, символизирует ее жизненный путь. В этом мире, погруженном в снег и метель, человек оставлен наедине со своими мыслями и судьбой. Стихия вьюги и метели создает атмосферу таинственности, а упоминание о луне и вороне добавляет элементы мифологии и предвестий.

Значение Символов в Фантазии и Реальности

Символы, используемые автором, усиливают впечатление от сочетания реальности и фантазии. Луна, сверчок, ворон – все они несут определенный символический смысл, отсылая к мифологическим представлениям и предчувствиям. Гроб и мертвец символизируют неизбежность смерти, создавая темный и таинственный образ.

Таким образом, баллада В.А. Жуковского «Светлана» выступает великолепным примером того, как в одном произведении могут сочетаться реальные и фантастические элементы. Через использование различных символов и образов автор создает уникальную атмосферу, полную загадки и таинственности.

Фантастический колорит в балладе

Одной из ключевых особенностей баллады является использование фантастических элементов. События происходят на границе реального и нереального мира, когда тени жутких существ оживают и мертвецы поднимаются из могил. Луна, проливающая свой свет на все происходящее, придает всему происходящему таинственный оттенок. Добавляет колорита и сцена бешеной скачки, когда главный герой выбирается из-под преследования нечистой силы.

Но роль фантастических элементов не только в том, чтобы создать ужасающую атмосферу баллады. Они также являются важным средством для отображения внутреннего мира героев. В течение всей баллады мы видим, как жених преображается из живого человека в мертвого, а Светлана всячески борется с нечистой силой, полагаясь на Божью помощь. Таким образом, использование фантастических элементов позволяет выразить мысль о том, что человек не может в одиночку бороться с таинственными силами, стоящими над ним.

Религиозные мотивы в балладе

Кроме фантастических элементов, в балладе также использованы религиозные мотивы. Начало баллады связано с церковным праздником Крещением, а рассказ о том, как Светлана молится и общается с Богом, добавляет мистической атмосферы балладе. К тому же, в конце баллады мы видим, как Светлана благодарит Бога за спасение, которое было совершено не через ее собственные усилия, а благодаря вере в Бога.

Таким образом, в балладе «Светлана» фантастические и религиозные элементы объединяются для того, чтобы выразить сложные и противоречивые чувства человека, которые не могут быть описаны в терминах обычной реальности.

Вера и чудеса в балладе «Светлана»

Фантастическое в балладе «Светлана», в отличие от других баллад, приобретает иной смысл. Жуковский утверждает, что именно вера способна творить чудеса, тогда как безверие уничтожают самую душу. Фантастическое, чудесное не только может быть чуждо людям, но и выступать для них благом. В соответствии с этим и художественное время в балладе меняется.

Балладное время (ночь или граница дня и ночи, сумрак) пропадает, и в «Светлане» торжествует день, светлое время. Героиня просыпается и возвращается в морозно-солнечное утро, в праздничный и уютный «крещеный» мир. Вестником его является петух. Все вокруг Светланы переменилось, наполнилось красками и звуками.

Лучший друг нам в жизни сей – Вера в Провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон, Счастье – пробужденье.

Вера в Провиденье играет ключевую роль в балладе «Светлана», подчеркивая, что именно вера способна пробудить чудеса и изменить ход событий. Без этой веры, человеческая душа остается лишенной блага и чудесного влияния, которое приносит светлое время и радость героине.

Светлана: символ светлого времени

Героиня Светлана становится символом светлого времени и веры, которые преодолевают тьму и безверие. Ее пробуждение и возвращение в уютный мир олицетворяют победу добра и благополучия.

Роль петуха

Петух, как вестник светлого времени, символизирует начало нового дня и возрождение. Его присутствие подчеркивает изменение художественного времени в балладе и переход от ночи к светлому утру.

  • Светлана пробуждается
  • Мир наполняется красками
  • Вера в Провиденье меняет судьбу

Итак, баллада «Светлана» не только рассказывает о силе веры, но и иллюстрирует, как вера способна творить чудеса и преобразовывать мир, принося радость и светлое время в жизнь героини.