Памятка «Как писать -рассуждение»

Сочинение

, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.

Как начать сочинение

Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников:

1) Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы.

2) Не начинайте сочинение с местоименной фразы этом тексте говорится…).

Приведем удачные, на наш взгляд, приме­ры из экзаменационных работ:

1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.

2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовав­шим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производ­стве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чте­ния текста Г. Смирнова.

Речевые клише:, В данном тексте

  • анализируется проблема
  • автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему
  • автор размышляет над проблемой
  • даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
  • излагается история – возникновения, формирования, развития, создания…
  • исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
  • показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
  • подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
  • характеризуется – состояние, сущность…
  • рассматривается – вопрос, пример…

авторскую позицию

5. Прокомментируйте авторскую позицию.

Речевые клише:

Автор

  • убедительно доказывает, что…
  • обращает внимание на то, что…
  • даёт оценку…
  • выражает тревогу…
  • выявляет сущность…
  • разграничивает понятия …
  • верно (тонко) замечает…
  • по мнению автора, главное значение имеет…

свою точку зрения на проблемы

3 стр., 1026 слов

Автор сочинения о горном деле и металлургии в двенадцати книгах

... замыкался в кругу чисто научных проблем. Книга «О горном деле и металлургии» представляет несомненный интерес для читателей горняков. И сегодня, как и в давние ... его главных работ были утеряны. Сочинения и издания Во время пребывания в Йохамистале Агрикола издал свою первую ... прогрессивное научное мировоззрение. Автору этой книги присущи качества, которые необходимы каждому ученому и в наши дни. Это ...

Речевые клише:

  • с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
  • автор абсолютно прав, утверждая, что…
  • трудно не согласиться с автором в том, что…
  • по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что…
  • мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
  • не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
  • представляется спорным утверждение автора о том, что…

2 аргумента

Виды аргументов

I . Логические (рациональные) аргументы.

1).

Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2).

Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3).

Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

Волга длиннее Оки

5).

Законы природы.

6).

Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета.

7).

Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.

8).

Данные экспериментов и экспертиз.

9).

Свидетельства очевидцев.

II . Иллюстративные аргументы – примеры.

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

  • пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
  • литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
  • б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III . Ссылки на авторитет:

  • мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
  • цитата из авторитетного источника;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-pisatrassujdenie-pamyatka/

  • мнение специалиста, эксперта;
  • обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
  • мнение очевидцев;
  • мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
  • общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

заключение

Речевые клише:

  • итак, можно сделать вывод, что…
  • таким образом, всё вышесказанное — убеждает читателя в том, что…
  • позволяет утверждать, что…