Как писать итоговое в 2017-2018 году (рекомендации)

Сочинение

Определение проблемы или вопроса, содержащихся в теме сочинения, является первым шагом в работе над этим заданием. Это поможет вам сосредоточиться на основной идеи, которую вы будете развивать в своем сочинении.

При выборе темы сочинения рекомендуется руководствоваться следующими соображениями:

1. Определите, какая из предложенных тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Вы должны быть уверены в своем понимании основной идеи темы и иметь достаточно материала для развития этой идеи.

2. Подумайте о художественных произведениях, которые вы знаете лучше всего. Это важно, потому что без знания текста вы не сможете полноценно развить тему. Выберите тему, которая позволит вам использовать свои знания и опыт чтения конкретных произведений.

3. Обратите внимание на тему, которая позволит вам показать ваше знание критической литературы, интерпретаций текста и современных литературоведческих подходов. Используйте тему, которая позволит вам продемонстрировать свои аналитические навыки и умение работать с литературными источниками.

Помните, что каждая тема содержит в себе некоторый вопрос или проблему, на которые вы будете отвечать в своем сочинении. Ваша задача — подкрепить свои рассуждения текстом художественных произведений, чтобы максимально полно и глубоко развить тему.

Выбрав тему, сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте ее, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы. Обратите внимание на композицию сочинения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Пишите четко и разборчиво.

При оценке вашего сочинения в первую очередь будет учитываться соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

  • Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос

  • Подберите произведения, на материале которых сможете доказать свою точку зрения

  • Продумайте композицию (построение) работы. Составьте план сочинения.

  • Напишите черновой план работы.

  • Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.

  • Напишите окончательный вариант работы.

  • Прочитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.

  • три части сочинения:

    4 стр., 1878 слов

    Тема, идея художественного произведения

    ... и воспроизведенный определенными художественными средствами. Тема сквозит во всех образах, эпизодах и сценах, обеспечивая единство действия». Это объективная основа произведения, его изображаемая часть. Выбор темы, работа ... сочинении, в произведении искусства, в частности художественной литературы. Предметом изображения в произведениях художественной ... идеей. Содержание художественного произведения ...

    1. вступление, задача которого — ввести в тему, дать предваритель­ные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложен­ной темой;

    2. основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема со­чинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художе­ственного произведения;

    3. заключение, в котором подводится итог, обобщается сказанное.

    Как писать вступление и заключение?

    При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображе­ниями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически

    Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично за­вершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.

    Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение ар­гументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно но­вая информация, имеющая обобщающий характер.Как писать вступление и заключение  1

    Как писать основную часть сочинения

    Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты. Прежде всего, необходимо обратить внимание на четкое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящен изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.

    Как анализировать художественное произведение

    Сочинение на литературную тему невозможно без анализа художественного произведения. Для подтверждения своей позиции вам необходимо привести в пример художественное произведение, охарактеризовать его в целом, проанализировать отдельные эпизоды или образы конкретных героев. Для этого необходимо отобрать те сведения о художественном произведении, которые помогут вам раскрыть основную мысль, доказать тезис. Например, вначале можно кратко охарактеризовать произведение в целом, обозначив тему, проблему(-ы), идейную направленность произведения, сюжет (или основные сюжетные линии), а затем перейти к анализу системы персонажей, отдельных эпизодов или конкретных героев.

    Направления тем итогового сочинения по литературе 2017-2018

    1. Направление «Верность и измена».

    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

    Понятия «верность» и «измена» имеют глубокий морально-этический контекст и оказываются в центре многих литературных произведений. Верность, как положительная характеристика, определяется как стойкость и неизменность в чувствах, отношениях и исполнении обязанностей. Нарушение верности называется изменой, которая носит отрицательную характеристику. Эти понятия находят свое отражение в различных контекстах, таких как любовные отношения, дружба, долг перед государством, самоотдача и самодисциплина.

    2 стр., 597 слов

    Что такое вступление в сочинении по литературе

    ... в том, что Пушкин родился накануне нового столетья. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в ... в ссылке в Михайловском. Шла зима 1825 года.” ( Тема: Дружба в жизни и поэзии Пушкина). 2. А - великий русский писатель. Слабое вступление, ... Личное восприятие. Пример. “Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ... по-иному посмотреть на вопросы, которые стоят в начале моего сочинения.”

    1. Верность/ измена в широком смысле

    Цитата Конфуция о необходимости доверия в отношениях, примеры из произведений Д. Аддисона и Ф. де Ларошфуко акцентируют внимание на важности верности и постоянства в различных сферах жизни.

    2. Верность/ измена в любовной сфере

    Слова Ф. Шиллера о том, что верная любовь помогает переносить тяготы, и высказывание К. Мелихана о необходимости изменения себя, а не партнера, указывают на важность верности в любовных отношениях.

    Аргументы

    Примеры литературных произведений, в которых отражены темы верности и измены:
    1. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    2. А.Н. Островский «Гроза»
    3. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»

    4. Верность/измена Родине, государственному долгу.

    «Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны». (Гюго В.)

    «Долг каждого – любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни» (Ж.-Ж. Руссо)

    Аргументы

    1. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

    2. Н. С. Лесков «Левша»

    3. В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»

    4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    5. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

    6. М.А. Шолохов «Судьба человека»

    7. В. Быков «Сотников», «Обелиск»

    8. Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

    5. Верность/измена по отношению к другу, товарищу и т.д.

    «Будь верен тому, кто верен тебе» (Плат)

    «Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь» (Этьен Рей)

    «Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» (Э. Тельман)

    Аргументы

    1. А. Дюма «Три мушкетера»

    2. Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

    3. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    4. И.А. Гончаров «Обломов»

    6. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям и т.д.

    Цитаты (примерные темы сочинений)

    «Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» (Шекспир)

    «Изменять или не изменять – полностью ваше дело. Главное, не изменять себе, не растрачиваться на то, что на самом деле не нужно, и уметь хранить то, что действительно ценно» (О. Рой)

    «Предатели предают прежде всего себя самих» (Плутарх)

    Аргументы

    1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    2. А.С.Грибоедов «Горе от ума»

      15 стр., 7341 слов

      Аргументы: равнодушие и отзывчивость в рассказах бунина

      ... Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» Источник: Примеры литературных аргументов к темам направления “Равнодушие и отзывчивость” Литературные аргументы к темам направления “Равнодушие и отзывчивость ... сочинении Равнодушие и Отзывчивость по произведению «Тоска» В произведении Тоска ярко показано людское равнодушие. ... всю жизнь была бы ему благодарна. Равнодушие к судьбе ...

    3. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

    4. А.П.Чехов. «Ионыч»

    6. Верность животных своим хозяевам. Цитаты (примерные темы сочинений)

    «Верность — это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки» (А.П. Чехов)

    Аргументы

    1. Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»

    2. Г.Н. Владимов «Верный Руслан»

    3. А.И. Куприн «Белый пудель»

    4. А.П. Чехов, «Каштанка»

    5. Л.Н.Андреев «Кусака»

    2. Направление «Равнодушие и отзывчивость»

    1. Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.

    2. Равнодушие, Синонимы:, Отзывчивость

    Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра.

    Синонимы:, В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций.

    1.Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям, Цитаты (примерные темы сочинений)

    «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» (Максим Горький)

    «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть» (А.П. Чехов)

    «Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности» (Дж. Б. Шоу)

    «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан)

    Аргументы

    1. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

    2. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

    Направление «Равнодушие и отзывчивость» является важной темой для обсуждения в контексте человеческих ценностей и этических принципов. В данном контексте, рассмотрим три аспекта этой темы: отношение к миру природы, к миру искусства и красоты, а также отношение к жизни.

    1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.

    В литературных произведениях таких авторов, как В.Г. Короленко, К.Г. Паустовский, А.П. Чехов, Н.С. Лесков и других, акцентируется внимание на отношении героев к окружающей природе. В рассказе «В дурном обществе» В.Г. Короленко показывает, как равнодушие к природе может привести к душевной пустоте и негативным последствиям. В произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма» герой проявляет отзывчивость к природе, что помогает ему найти внутреннюю гармонию. В рассказе А.П. Чехова «В аптеке» автор описывает сцену, где герои проявляют равнодушие к красоте цветов, что символизирует их отношение к жизни в целом.

    2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру искусства и красоты.

    В произведениях таких авторов, как Н.В. Гоголь, Г.И. Успенский, И.С. Тургенев и других, поднимается вопрос о взаимосвязи человека и искусства. В рассказе Н.В. Гоголя «Портрет» герой проявляет равнодушие к живописи, что отражает его отношение к красоте и эстетическим ценностям. В произведении Г.И. Успенского «Выпрямила» героиня оказывается равнодушной к искусству, что влияет на ее внутреннюю гармонию и отношение к жизни. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» автор противопоставляет отзывчивость к искусству и равнодушие к нему, что позволяет задуматься о роли искусства в жизни человека.

    9 стр., 4239 слов

    Место документа в жизни общества и человека

    ... необходимые обществу функции. Изучение функций документа имеет существенное значение для выяснения цели создания документа и имеющейся в нем информации для правильного понимания роли документа в обществе, ... относит управленческие документы к особой категории документов, которые служат средством, инструментом осуществления процессов управления социально-экономической жизнью общества, и выделяет ...

    3. Равнодушие к жизни.

    В цитатах Б. Ясенского и А.В. Суворова поднимается вопрос о равнодушии к жизни и его последствиях. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и И.А. Гончарова «Обломов» герои проявляют различные степени равнодушия к своей жизни, что влияет на их судьбы и эмоциональное состояние.

    Таким образом, тема равнодушия и отзывчивости является актуальной и позволяет задуматься о важности ценностей, эстетических принципов и отношении к жизни в целом. Литературные произведения, приведенные в примерах, помогают более глубоко понять и проанализировать эту тему.

    Цели и средства в достижении успеха

    В жизни каждого человека существуют некие цели, которых он хочет достичь. Однако не всегда понятно, как именно добиться желаемого. В данном исследовании мы рассмотрим, как цели и средства влияют на достижение успеха.

    Цель как основное направление действий

    «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели», – сказал Ф.М. Достоевский. Цель должна стать основополагающим принципом жизни, на которой ориентируются все действия и решения. При этом необходимо постоянно помнить о цели, чтобы не распыляться на всякие побочные задания, которые не приведут к главной цели.

    Кроме того, нужно уметь анализировать свои поступки и не терять уверенности в достижении цели, как это выразил О. Уайльд: «Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели».

    Разнообразие целей

    Несмотря на то, что есть общие принципы достижения целей, каждая цель требуетиндивидуального подхода. Цели бывают разными: материальными, духовными, профессиональными и т. д. В этом случае требуется определенная стратегия действий, которые будут способствовать достижению поставленной цели.

    Важно учитывать, что цели могут меняться в процессе жизни, а также понимать, что новые цели требуют новых решений и действий. «Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи», – считал Б. Л. Пастернак. Возможность и готовность взять на себя новые задачи является необходимым условием для достижения поставленных целей.

    Роль средств в достижении цели

    Для достижения поставленной цели необходима не только удачная стратегия действий, но и умение использовать доступные средства. Под средствами понимаются технологии, ресурсы и общественные отношения, необходимые для достижения цели.

    3 стр., 1190 слов

    Сочинение что ценнее красота природы или красота сотворенная человеком

    ... человеку нужно развивать, конечно, не каждому писать как Паустовский или Пришвин, но отношение к природе с позиции поиска красоты является признаком внутреннего достоинства. Также читают: Картинка к сочинению Красота природы ... к определенной цели. Но человек должен сделать, что-то для того чтоб природа была прекрасна. Ее нужно любить и тогда она сможет отблагодарить всей красотой. Люди любят ...

    Однако стоит запомнить, что не все применяемые средства являются этичными и законными. Нередко можно встретить ситуации, когда благие цели маскируют нечестные действия или средства. Поэтому для успешного достижения цели стоит ориентироваться на социально-этические нормы.

    «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель – изменяйте свой план действий». Это выразил свою мысль так Конфуций.Жизнь ограничена временем, поэтому важно понимать, что цели необходимо оценивать реалистически и быть готовым менять свои действия для достижения поставленной цели.

    Заключение

    Цели и средства формируют основу жизненной стратегии человека. Цель является необходимым условием жизни и отражает индивидуальные потребности и желания. Средства же определяют реализацию возможностей по достижению поставленной цели. В результате достижения поставленной цели формируется качество жизни и оценка собственного развития.

    Аргументы

    1. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    2. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

    3. А. Фадеев «Разгром»

    4. М.А. Шолохов «Судьба человека»

    5. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

    6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    3. Цель оправдывает средство?

    Цитаты (примерные темы сочинений)

    «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения» (А. Эйнштейн)

    «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (К.Маркс)

    Аргументы

    1. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    2. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

    3. А. Фадеев «Разгром»

    4. Направление «Смелость и трусость»

    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

    Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»).

    Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

    Синонимы:

    Трусость —

    Синонимы:

    В рамках данного направления мы поговорим о смелости и трусости с нескольких позиций.

    2 стр., 678 слов

    Искусство есть средство беседы с людьми а не цель

    ... самовыражения. Спустя некоторое время, ко мне пришло понимание: нельзя заниматься с детьми музыкой ради музыки. "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель" - писал Мусоргский и это правильно, ведь музыкальное воспитание - это ...

    1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле).

    2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах.

    Аргументы

    1. В. Г. Распутин «Живи и помни»

    2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

    3. Твардовский «Василий Теркин»

    Темы сочинений о смелости/трусости

    1. О смелости и трусости в повседневной жизни: аргументы и примеры

    1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    2. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    3. Ф.М. Достоевский «Идиот»

    4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

    5. А.П. Чехов «Душечка», «телевизионная повесть»

    2. О смелости и трусости в спорте

    1. С.Ф. Чехонин «Ледовое сердце»

    2. Л. Судак «Питер Федотов»

    3. К. Чуковский «Серебряный телец»

    3. О смелости и трусости на работе

    1. А.К. Толстой «Графоман»

    2. А.П. Чехов «Рассказ неизвестного человека» и «Степь»

    3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    4. И.А. Бунин «Темные аллеи»

    5. М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлевы»

    4. О смелости и трусости на войне и в экстремальных условиях

    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    3. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    4. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»

    5. В. Быков «Сотников»

    6. В.Г. Распутин «Живи и помни»

    7. К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»

    8. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился»

    5. О смелости и трусости в любви

    1. А. Моруа «Фиалки по средам»

    2. А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

    3. М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»

    Направление «Человек и общество»

    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

    Человек

    Термин «человек» употребляется в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек является представителем вида Homo sapiens, семейства гоминид, отряда приматов и класса млекопитающих — высшей ступени развития органической жизни на Земле.

    В социальном смысле «человек» является синонимом для термина «общество». Общество, в широком смысле, представляет собой большую группу людей, объединенных какой-либо единой целью и имеющих устойчивые социальные границы. Термин «общество» может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или его отдельных частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т.д.), к жителям государства (американское общество, российское общество и т.д.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т.д.).

    7 стр., 3092 слов

    Декабря по направлению ТРУСОСТЬ-СМЕЛОСТЬ

    ... Примеры смелости людей встречается и в современности, так известны имена людей, которые в своей жизни ... пуля боится. Смелость города берет. Где смелость, там и ... поговорки про смелость и трусость Смелый приступ ... Пилата. ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ И ПУБЛИЦИСТИКИ Многие примеры смелости людей в ... общество, но и подает пример другим людям с ограниченными возможностями как можно выстоять в трудные моменты жизни; ...

    Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества и пути его дальнейшего развития.

    Личность и общество

    Проблема взаимоотношений личности и общества представляет собой важную тему для исследования в данном направлении. Личность и общество могут находиться в состоянии согласия или противостояния друг другу. Важно рассмотреть эти отношения с разных сторон и понять, как они влияют на каждую отдельную личность и на человеческую цивилизацию в целом.

    Цитаты, такие как «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель) и «Все дороги ведут к людям» (А. де Сент-Экзюпери), подчеркивают важность взаимодействия между личностью и обществом.

    Введение

    Тема исследования: «Человек и общество: взаимодействие и роль каждого в различных контекстах». Целью данного исследования является анализ взаимодействия человека и общества в различных аспектах и понимание их важности в развитии социума.

    Раздел 1: Человек и общественное мнение

    Первым аспектом, который следует рассмотреть, является отношение человека к общественному мнению. Анри Моруа отмечает, что нельзя полностью ориентироваться на общественное мнение, так как оно может быть изменчивым и нестабильным. Согласно Элиасу Канетти, каждый человек является центром мира и именно такие центры делают общество ценным. Для подтверждения данных аргументов, будут анализироваться произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

    Раздел 2: Человек и общественные нормы

    В данном разделе будет исследоваться важность соблюдения общественных норм и законов для индивида. Федор Достоевский отмечает, что каждый человек несет ответственность перед всеми людьми и за все. Цитата Эразма Роттердамского подчеркивает, что спасение человечества возможно только собственными добрыми поступками. Для подтверждения данных тезисов, будут анализироваться произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Алексея Максимовича Горького «Старуха Изергиль» и Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Раздел 3: Человек и общество в историческом и государственном плане

    В данном разделе будет исследоваться взаимодействие человека и общества в историческом и государственном контексте. Произведение Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» позволит рассмотреть данную тему с точки зрения исторических событий. Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме «Медный всадник» также затрагивает эту тему.

    Раздел 4: Человек и общество в тоталитарном государстве

    Финальным разделом исследования станет изучение роли индивида и общества в тоталитарном государстве. Александр Круглов отмечает, что тоталитаризм включает в себя мораль, ценности и смысл человеческой жизни. Цитата Фридриха Хайека указывает на то, что в обществе, стремящемся к тоталитаризму, люди без моральных устоев и совести имеют больше шансов на успех. В данном разделе будут проанализированы произведения Евгения Замятина «Мы» и Александра Исаевича Солженицына «В круге первом» и «Один день Ивана Денисовича».

    2 стр., 633 слов

    «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе ...

    ... в принципах построения такого общества, а также в своих правах и обязанностях в роли избирателя, соответственно, такому государству ущерб безопасности не грозит. Демократия ... 26.09.2010 Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе. Исследование и оценка их занятости на ... осуществления разумного выбора избиратель должен обладать знаниями, а именно: человек должен точно понимать ...

    Заключение

    В итоге исследования можно сделать вывод, что взаимодействие человека и общества является важным фактором в развитии социума. Каждый индивид вносит свой вклад в формирование мира и сохранение ценностей общества.

    Синягина Юлия Викторовна
    МОАУ «СОШ № 25, г. Орск»