Памятка «Как писать -рассуждение на лингвистическую тему»

Сочинение

Памятка

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, Лингви́стика

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно

Вам придется рассуждать о различных

В

Формулировка задания

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (имя автора высказывания): «Цитата».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:

1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;

3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;

4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

2. писать работу в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение с высказывания.

НЕЛЬЗЯ:

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

Структура сочинения-рассуждения

ТЕЗИС

(ЦИТАТА)

(ОБЪЯСНЯЕМ СМЫСЛ)

ДОВОД (АРГУМЕНТ) 1 ДОВОД (АРГУМЕНТ) 2, ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 1 ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 2

ВЫВОД

9 стр., 4181 слов

Учимся писать по тексту художественного стиля

... текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Все мы, ребята Кизлярского ... строить речевое высказывание, логические действия ... (7)В детдоме целую неделю ... текст, овладение возможными алгоритмами смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственных текстов, ... шефы. (10)Больше всех хвалился белорус Вилька. ...

  • Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

  • Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Какая МЫСЛЬ обосновывается?»

  • Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выступают в роли основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: «С помощью чего ведется обоснование тезиса?».

Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1., Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Например:

о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Составляем план сочинения

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод.

Шаг 4. Пишем сочинение

  1. Цитируем высказывание и объясняем его смысл (первый абзац)

Используем речевые клише:

Глаголы говорения:

сказал

утверждал

14 стр., 6731 слов

Кинематографичность текстов Дмитрия Глуховского на примере романа ...

... сложного процесса взаимовлияния киноискусства и литературы. В своей работе я попыталась выявить кинематографичности художественных текстов на примере романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Так же я уделю внимание ... момент гибели Москвы в метро укрылось предположительно семьдесят тысяч человек, но по истечении двадцати лет после войны, популяция сократилась до пятидесяти тысяч. Половина ...

рассуждал

отмечал

считал и т.д.

Для объяснения смысла высказывания используем следующие речевые модели:

  • Действительно, …

  • на самом деле, …

  • не могу не согласиться с автором высказывания

  • я понимаю это высказывание так: …

Переход от тезиса к аргументации (последнее предложение абзаца):

  • Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

  • Убедимся в этом, обратившись к тексту …

  • Докажем это на примерах, взятых из текста …

  • Попробую доказать это на примерах, взятых из текста …

  • Обратимся к тексту …

  • Докажем эту мысль на примерах из текста…

  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …

  • Это можно доказать примерами из текста …

  • Доказательством могут служить примеры из текста …

  • Об этом свидетельствуют примеры из текста …

Пример первого абзаца сочинения:

  1. К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Убедимся в этом, обратившись к тексту …

  1. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

  1. Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

    15 стр., 7426 слов

    Рассуждение на высказывание к. паустовского: “нет ничего такого…”

    ... что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Вар№ Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Сочинение-рассуждение 1 Сохрани ссылку в одной ...

  1. В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Докажем эту мысль на примерах из текста…

  1. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста (второй и третий абзацы):

приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Требования к аргументации:

  • примеров должно быть 2;

  • примеры должны быть из прочитанного текста;

  • в аргументации необходимо

  • назвать языковое явление

  • объяснить его значение

  • привести примеры из текста

  • указать роль в тексте

«во-первых», «во-вторых»

Не забывайте, что они отделяются запятой.

Примеры аргументации:, Аргумент 1.

Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

  1. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:, Таким образом, …

Итак, …

Следовательно, …, В итоге можно прийти к такому выводу: …, В заключение можно сказать, что …, Обобщая сказанное, …, Из этого следует, что …, Пример заключения:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

3 стр., 1472 слов

Осмысление текста по Вл. Тендрякову. Аргументация суждения — ...

... А изворотливые Молчалины до сих пор блаженствуют на свете. ... текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора. ... С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с каждым говори на его языке.” (Б. Грасиан) "И если тот, ... походи на своего отца, который лез напролом ... дурном же мире Соне жить придётся. ... сочинение- размышление по тексту В. Тендрякова.

УДАЧИ!