Подготовка к сочинению-рассуждению. 9-й класс

Сочинение

Разделы: ,

Цели: научить детей писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

Задачи:

Образовательные:

  • давать обоснованный ответ на поставленный вопрос
  • находить аргументы
  • делать вывод
  • повторить ранее изученный материал
  • научить оценивать свою работу

Развивающие:

  • развивать у детей умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности.
  • развивать навыки самооценивания и самоанализа
  • развивать уровень самоподготовки
  • развивать речь, мышление, память

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к слову
  • любовь к русскому языку и литературе
  • любовь к своей стране и культуре

Тип урока:

Оборудование:

  • презентация “ Подготовка к ГИА. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему”
  • книга — С. В. Драбкина и Д.И. Субботина “Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор зданий”

Ход урока

1. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Скоро закончится учебный год. Наступит пора экзаменов.

2. Постановка темы и цели урока

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(слайд 1), т.к. эта работа входит в экзамен и считается “ уровнем повышенной сложности”. Весь материал при подготовке к ГИА мы будем собирать в отдельную папку, т.к. это пригодится нам в дальнейшем.

3. Изучение новой темы.

Прежде чем начать объяснять новую тему, обратимся к формулировке задания ( слайд 2)

Каковы же темы сочинений? Их можно разделить на группы. (слайд 3)

А теперь обратимся к таблице “ Критериев оценивания” сочинения-рассуждения. Знание критериев поможет вам овладеть умением самостоятельно оценивать свои знания (слайд 4 – 7).

В книге – это страница 139-140.

Ещё необходимо помнить об ошибках , которые учитываются в написании сочинения – страница 142 – 145. Разберём их.

5 стр., 2016 слов

Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс

... урока Какие вы знаете типы речи? В чем особенность каждого типа речи? (слайд 5) Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд ... аргументов;  от формы их изложения. Слайд 9. Лингвистика?, Лингвистическое сочинение? Слайд 10. НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ, Анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова ...

Как же строится сочинение-рассуждение?

Композиция (слайд 8 – 9).

Книга – страница 137

Теперь мы с вами разберём каждую часть сочинения отдельно.

  1. Вступление сочинения (слайд 10)
  2. Переход от вступления к основной части (слайд 11)
  3. Основная часть ( из чего состоит(слайд 12)), примеры из текста (слайд 13) и способы включения примеров (слайд14)
  4. Заключение (слайд 15) и клише к заключению (слайд 16)

Итак, с чего же начать написание сочинения?

Пошаговая инструкция (слайд 17)

4. Практическое занятие

Теперь мы все вместе попробуем написать сочинение-рассуждение по тексту теста № 1 из книги – страница 147-151. Формулировка задания на

!!! Во время практического задания слайд № 17 остаётся на доске!!!

1. Прочитайте высказывание.

К. Г. Паустовский: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(слайд 18)

Выделите ключевые слова.

О каких свойствах языка, языковых явлениях идёт речь в высказывании?

(Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п..

2. Прочитаем внимательно текст.

3. Напишите тезис (вступление)- 2 – 3 предложения.

Что надо раскрыть во вступлении? (смысл высказывания)

(Затем проверка – чтение нескольких работ)

Обратимся к моим образцам. (слайд 19)

Посмотрите на критерии. Выполнили ли вы первый критерий?

Переходим ко второй части сочинения

Надо привести два разных аргумента из текста. Но надо помнить, что у нас есть определённые требования к аргументам. (слайд 20)

Можно начать своё рассуждение с определённых фраз (клише).

(слайд 21)

Пишем, затем проверяем. Не забываем критерии.

5. Пишем заключение.

В заключительной части делаем вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём говорилось во вступлении, но другими словами.

В выводе тоже можно использовать традиционные слова и фразы. (слайд 22)

Пишем. Затем проверяем.

Посмотрим на мои образцы. (слайд 23)

Соблюдение двух последних критериев.

Обратимся с вами к двум последним критериям.

Смысловая цельность работы, речевая связность и последовательность сочинения (логические ошибки и членение на абзацы)

Композиционная стройность работы (правильно ли построено сочинение-рассуждение, завершённость работы)

Выполнили ли мы эти критерии?

(слайд 24)

Я вас попрошу теперь откорректировать ваше сочинение и его прочитать.

5. Итог урока.

  • Чему же научились вы сегодня на уроке?
  • По какому плану пишется сочинение-рассуждение?
  • Что такое тезис?
  • Что такое аргументы?
  • Что такое вывод?

6. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

5 стр., 2104 слов

План сочинения. Критерии проверки

... было комментариев, то такая работа оценивается в (0) баллов 5. Вывод сочинение-рассуждение 1. Объём. Работа считается невыполненной, если в сочинении менее (70) слов. Если насчитывается от (70) до ... (максимально) К(1) Формулировки проблемы исходного текста (при (0) баллов также выставляется (0) по критериям К(2), К(3) и К(4)) (1) К(2) Комментарий к проблеме (6) К(3) Позиция ...