Мотивационный этап Метод – словесный; Прием –подводящий диалог; |
5 мин. |
Старые фото, как память из прошлого, Хранятся они на альбомных листах. Такие родные, такие хорошие, Такие любимые, милые лица нам. В начале XX века фотографирование не было привычным делом. Люди не имели личных фотоаппаратов. Чтобы сделать фотографию, приглашали фотографа или ходили в фотоателье. И то и другое было большим событием. Вот это первые фотоаппараты которыми делались снимки (представлены на слайде), и первые фотографии, обычно раньше на фотографиях находилась целая семья(представлены на слайде). Когда фотографировали детей, то младших , как правило, одевали в светлую одежду, а тех, кто учился в гимназии, часто фотографировали в форменной, гимназической одежде(фотографии на слайде). По фотографии можно изучать историю целой страны или семье. И сегодня, мы будем учиться с вами это делать. |
Восприятие информации, осмысление ее. Беседа. Постановка цели и задачи урока. |
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Постановка и решение учебной задачи Метод – практический; Приём – Учебно производительный труд; |
12 мин. |
Ребята, давайте откроем учебник на стр 96,97. Давайте все внимательно рассмотрим эту фотографию. Эта фотография была сделана сто лет назад (1907 год). Ребята, представляете какая это старая фотографии. — Как вы думаете, на фотографии есть ваши ровесники – ребята, которым тогда было столько же лет, сколько вам сейчас? (Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников , мальчик может чуть постарше) — А они сфотографированы в форменной одежде?( Ребята, уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде) — А как одеты младшие дети? (Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.) — Присмотритесь к лицам трех старших ребят. Кто из них чувствует себя стесненно и скованно: Мальчик или кто –то из девочек? (Из старших детей наиболее стеснено и скованно чувствует себя мальчик. Он стоит вполоборота, чуть отстраняясь от девочек. В его лице какое – то напряжение и неуверенность. ) — К кому из троих вы бы скорее всего обратились с вопросом или с просьбой? ( старшая девочка с короткой стрижкой может показаться более бойкой, чем другая девочка. С ней , возможно, легче завязать беседу. Старшая девочка с длинными волосами кажется серьезной и задумчивой) — Вам было бы интересно расспросить их о жизни в гимназии? Давайте теперь рассмотрим лица малышей. О двоих из ни известно, что они поссорились и во время съемки не захотели стоять рядом и держаться за руки. — Вы догадываетесь кто они?( Маленький мальчик и девочка, которая постарше, недавно поссорились и видно ,что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки. Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки.) — Кто из троих малышей чувствует себя наиболее уверенно и спокойно? (Маленькая девочка, которая стоит посредине , наиболее уверенно и уютно чувствует себя. Стоит очень уверенно и свободно.) А давайте, обратим внимание на то, как все шестеро ребят держатся за руки. — Кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кто и сам держит за руку другого?( Не везде за руку держат более взрослые. Старший мальчик, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит ее.) И смотрите, в этом же тоже проявляется характер детей. Мы видим в этих кадрах историю нашей страны. Запечатлен на ней миг жизни людей, которые жили более века назад. — Ребята, а какой вы можете вывод сделать по этой фотографии? (Эта фотография представляет собой ценность не только для родственников и потомков изображенный на ней людей, но и для нас самих. Мы можем изучать отдельные моменты жизни людей живших за долго до нас.) Давайте перевернем страничку и рассмотрим с вами другую фотографию. Это двоюродные сестры со своей тетей. Тётя привела девочек в фотоателье. — Как вы думаете девочки готовились к съемке? Они были нарядно одеты? Были у них праздничные прически (ведь раньше фотография была как праздник)?( Девочки одеты в платья с матросскими воротниками(так одевались дети по выходным и праздниками). Волосы у девочек аккуратно причесаны, и украшены лентами.) — Скажите, можно ли узнать, в какое время года сделана фотография? (нужно обратить внимание на обувь одно из девочек, на ней летние сандалии.) — А вот отвечая на этот вопрос, нам нужно обратить на цветы в вазе, изображенные на дальнем плане? -Как вы думаете, какая из девочек больше внешне и по характеру похожа на тётю? — А что вы можете сказать о характере Верочки? (она похожа на свою тетю, умная и требовательная. Временами может быть упрямой и нетерпеливой). Хорошо. Тогда сейчас давайте рассмотрим последнюю фотографию. Изображены на ней Галочка и Коля со своей мамой. И видно, что дети только поссорились. Галочка очень расстроена, а Коля обижен. — А как вы считаете? А вы заметили, что Коля даже отдергивает левую руку от мамы, а Галочка ей обидно, но она на маму не сердится, и так доверчиво упирается ручкой в мамино колено. — А теперь проявите наблюдательность: определите, в какой из летних месяцев была сделана фотография. Предположите сколько лет Галочке и Коле? И что вы думаете об их маме: она может быть строгой по отношению к своим детям? Обсудите сначала это в парах. (На заднем плане видна пышная зелень сада, в руках у мальчика букетик полевых цветов. Скорее всего, это фотография сделана в разгар лета –в июле. Галочке лет 8 – 9, а ее брату 5 -6. Мама детей выглядит довольно строгой, но дети ее очень любят.) — А у мамы повседневная одежды или нарядная? (На ней нарядная одежда. На шее украшение ,застежка на платье в виде броши.) И все – таки, наверное странно, что на фотографиях видны переживания людей, момент жизни который запечатлен, эмоции которые испытывали люди. — А вы так думаете? |
Работа с фотографией. Учиться строить полные развернутые ответы. Ответить на вопросы и прокомментировать их. Самостоятельно составить вывод. Обратимся к другой фотографии. Составление и высказывание ответов. Самостоятельная работы в парах. Организовывать парную и групповую работу по решению самостоятельно поставленных речевых задач. Осуществлять смысловую компрессию высказывания |
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Решение частных учебных задач Метод – словесный; Прием – беседа, объяснения; Метод – практический; Приём- творческое задание. |
20 мин. |
Ребята, а все из вас принесли фотографии своей семьи (прадедушек, бабушек)? -А кто нам хочет рассказать об этой фотографии прямо сейчас? Попробуйте «прочитать фото своей семьи». Ребята вам понравилось выступление ваших одноклассников? Что бы вы хотели добавить? Их рассказ был достаточно полон и понятен вам? На партах у вас лежат ваши фотографии. Сегодня мы с вами напишем сочинение на тему «О чем мне рассказала старая фотография». Мы с вами много говорили, обсуждали. Ваши одноклассники вам представили рассказ о фотографии. Для своего сочинения вы можете использовать план:
Опираясь на этот план, напишите сочинение рассуждение – описание по вашей фотографии (у кого нет, будет представлена на слайде). Последний пункт будет неким обобщением в вашем сочинении. Если у вас появятся вопросы ,поднимайте руку, и я к вам подойду. |
Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью. Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста (повествование, описание, рассуждение) Сочинение – рассуждение на тему «Рассматриваем старые фотографии». Совершенствовать собственный текст самостоятельно. Написать сочинение – рассуждение . |
Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные : умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента). |
Рефлексивный Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. |
5 мин. |
Какие вы все большие молодцы! Как вы сегодня все хорошо поработали. А кто хочет прочитать сочинение, которое у вас получилось? Как важно знать историю семьи, ценность фотографии и тех моментов, которые на ней запечатлены . Спасибо всем за урок! |
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с заданной темой. |
Личностные: осознание своих возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. |