Мотивационный этап Метод – словесный; Прием –подводящий диалог; |
5 мин. |
Старые фото, как память из прошлого, Хранятся они на альбомных листах. Такие родные, такие хорошие, Такие любимые, милые лица нам. В начале XX века фотографирование не было привычным делом. Люди не имели личных фотоаппаратов. Чтобы сделать фотографию, приглашали фотографа или ходили в фотоателье. И то и другое было большим событием. Вот это первые фотоаппараты которыми делались снимки (представлены на слайде), и первые фотографии, обычно раньше на фотографиях находилась целая семья(представлены на слайде). Когда фотографировали детей, то младших , как правило, одевали в светлую одежду, а тех, кто учился в гимназии, часто фотографировали в форменной, гимназической одежде(фотографии на слайде). По фотографии можно изучать историю целой страны или семье. И сегодня, мы будем учиться с вами это делать. |
Восприятие информации, осмысление ее. Беседа. Постановка цели и задачи урока. |
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Постановка и решение учебной задачи Метод – практический; Приём – Учебно производительный труд; |
12 мин. |
Ребята, давайте откроем учебник на стр 96,97. Давайте все внимательно рассмотрим эту фотографию. Эта фотография была сделана сто лет назад (1907 год). Ребята, представляете какая это старая фотографии. — Как вы думаете, на фотографии есть ваши ровесники – ребята, которым тогда было столько же лет, сколько вам сейчас? (Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников , мальчик может чуть постарше) — А они сфотографированы в форменной одежде?( Ребята, уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде) — А как одеты младшие дети? (Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.) — Присмотритесь к лицам трех старших ребят. Кто из них чувствует себя стесненно и скованно: Мальчик или кто –то из девочек? (Из старших детей наиболее стеснено и скованно чувствует себя мальчик. Он стоит вполоборота, чуть отстраняясь от девочек. В его лице какое – то напряжение и неуверенность. ) — К кому из троих вы бы скорее всего обратились с вопросом или с просьбой? ( старшая девочка с короткой стрижкой может показаться более бойкой, чем другая девочка. С ней , возможно, легче завязать беседу. Старшая девочка с длинными волосами кажется серьезной и задумчивой) В данном исследовании мы рассматриваем две фотографии, на которых запечатлены дети разных возрастов. Первая фотография показывает нам двух детей, младшего мальчика и старшую девочку, которые недавно поссорились. Видно, что они расстроены и обижены, поэтому не хотят стоять рядом и держаться за руки. Мальчик надул губки, что свидетельствует о его недовольстве. Далее мы задаем вопрос, кто из троих малышей чувствует себя наиболее уверенно и спокойно. Ответом на этот вопрос является маленькая девочка, которая стоит посередине. Она наиболее уверенно и свободно чувствует себя, стоя очень уверенно. Затем мы обращаем внимание на то, как все шестеро ребят держатся за руки. Мы замечаем, что не все более взрослые держат за руку других. Старший мальчик только позволяет девочке с длинными волосами держать его за руку, но сам не держит ее. Эти наблюдения позволяют сделать вывод о характере детей. Каждый из них проявляет свою индивидуальность и отношение к другим людям. Далее мы обращаем внимание на историческую ценность этих фотографий. Они представляют собой не только ценность для родственников и потомков изображенных на них людей, но и для нас самих. Мы можем изучать отдельные моменты жизни людей, которые жили более века назад. Это позволяет нам лучше понять историю нашей страны и развивать свои знания о прошлом. Затем мы переходим к рассмотрению второй фотографии, на которой изображены двоюродные сестры со своей тетей. Тетя привела девочек в фотоателье. Мы задаем вопрос, как девочки готовились к съемке. Были ли они нарядно одеты и имели ли праздничные прически, учитывая, что фотография раньше считалась особым событием. Анализ фотографийНа основе рассмотрения фотографий детей и их мамы, мы можем сделать несколько наблюдений о времени года, характерах персонажей и общей атмосфере на снимках. Фотография 1На первой фотографии изображены девочки, одетые в платья с матросскими воротниками. Этот стиль одежды указывает на то, что дети были выведены в свет по выходным и праздникам. Волосы у девочек аккуратно причесаны и украшены лентами. Для определения времени года, на которое сделана фотография, обратим внимание на обувь одной из девочек. На ней видны летние сандалии, что говорит о том, что снимок, скорее всего, сделан летом. Также стоит обратить внимание на цветы в вазе, изображенные на дальнем плане. Они могут дать нам дополнительные подсказки о времени года. Фотография 2На второй фотографии изображены Галочка и Коля со своей мамой. Дети только что поссорились, и это видно по их выражению лица. Галочка очень расстроена, а Коля обижен. Мы можем заметить, что Коля даже отдергивает левую руку от мамы, а Галочка упирается ручкой в мамино колено, выражая свою обиду. Это указывает на то, что семейная ссора произошла недавно. Анализ фотографии 1 и 2Исходя из данных на фотографиях, можно предположить, что первая фотография сделана летом. Возраст Галочки оценивается примерно в 8-9 лет, а Коли – в 5-6 лет. На второй фотографии мама детей выглядит довольно строгой, однако, дети ее очень любят. Это указывает на то, что она, возможно, требовательная, но заботливая мать. Также стоит отметить, что нарядная одежда и украшение на шее у мамы говорят о том, что это, скорее всего, не повседневный наряд, а особый случай или праздник. ВыводыИсходя из анализа фотографий, можно сделать следующие выводы:
И все – таки, наверное странно, что на фотографиях видны переживания людей, момент жизни который запечатлен, эмоции которые испытывали люди. — А вы так думаете? |
Работа с фотографией. Учиться строить полные развернутые ответы. Ответить на вопросы и прокомментировать их. Самостоятельно составить вывод. Обратимся к другой фотографии. Составление и высказывание ответов. Самостоятельная работы в парах. Организовывать парную и групповую работу по решению самостоятельно поставленных речевых задач. Осуществлять смысловую компрессию высказывания |
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Решение частных учебных задач Метод – словесный; Прием – беседа, объяснения; Метод – практический; Приём- творческое задание. |
20 мин. |
Ребята, а все из вас принесли фотографии своей семьи (прадедушек, бабушек)? -А кто нам хочет рассказать об этой фотографии прямо сейчас? Попробуйте «прочитать фото своей семьи». Ребята вам понравилось выступление ваших одноклассников? Что бы вы хотели добавить? Их рассказ был достаточно полон и понятен вам? На партах у вас лежат ваши фотографии. Сегодня мы с вами напишем сочинение на тему «О чем мне рассказала старая фотография». Мы с вами много говорили, обсуждали. Ваши одноклассники вам представили рассказ о фотографии. Для своего сочинения вы можете использовать план:
Опираясь на этот план, напишите сочинение рассуждение – описание по вашей фотографии (у кого нет, будет представлена на слайде). Последний пункт будет неким обобщением в вашем сочинении. Если у вас появятся вопросы ,поднимайте руку, и я к вам подойду. |
Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью. Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста (повествование, описание, рассуждение) Сочинение – рассуждение на тему «Рассматриваем старые фотографии». Совершенствовать собственный текст самостоятельно. Написать сочинение – рассуждение . |
Познавательные: строят речевые высказывания. Коммуникативные : умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента). |
Рефлексивный Метод –Словесный; Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. |
5 мин. |
Какие вы все большие молодцы! Как вы сегодня все хорошо поработали. А кто хочет прочитать сочинение, которое у вас получилось? Как важно знать историю семьи, ценность фотографии и тех моментов, которые на ней запечатлены . Спасибо всем за урок! |
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с заданной темой. |
Личностные: осознание своих возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. |