Заочная экскурсия «Легендарные защитники Сталинграда» ( в жанре заочной экскурсии)

Сочинение

Поделитесь с коллегами:

Авторы : Горина В.В., Леонова В.И. , Волгоградская область, Михайловский район, с.Сидоры, МКОУ «Сидорская средняя общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области», учителя русского языка и литературы.

Тема урока

Личностные цели:

формирование стремления к речевому самосовершенствованию;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью своих одноклассников.

Метапредметные цели:

развитие умения отбирать и систематизировать материал на определенную тему, сохранять и передавать информацию в устной и письменной речи;

развитие умения выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.

Предметные цели:

Формирование коммуникативной компетенции.

развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Формирование языковой и лингвистической компетенции.

развитие умения владеть основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных и письменных высказываниях.

Формирование культуроведческой компетенции.

формирование умения использовать как один из аргументов в устном высказывании тексты об истории родного края.

коммуникативно-деятельностный подход,

Развитие универсальных учебных действий:

коммуникативные универсальные учебные действия:

познавательные универсальные учебные действия: развивать творческое мышление через создание исследовательских проектов;

регулятивные универсальные учебные действия:

личностные универсальные учебные действия: воспитание патриотизма, чувства гордости за защитников своей Родины.

13 стр., 6007 слов

Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные ...

... обучения - это формирование универсальных учебных действий, умений и навыков. Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к ... с целью развития познавательных УУД обучающихся.   Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.   Концепция развития универсальных учебных действий разработана на ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:

Данный урок требует предварительной подготовки со стороны детей (выполнение проектов на указанную тему).

На уроке каждая группа представляет проектную папку с собранным материалом. Одна из групп изучает архивные материалы школьного музея, отбирая сведения, касающиеся участников Сталинградской битвы; вторая группа работает с книгой воспоминаний нашего земляка Смолина В.С. «История жизни»отбирая факты его участия в Сталинградской битве; третья группа работает с книгой Герасимова Т. «Эти удивительные сталинградцы», выбирая самые интересные моменты об участии сталинградцев в Великой Отечественной войне; четвертая группа изучает книгу Падерина И.Г. «Мамаев курган» — памятник Воинской славы. От каждой группы один ученик готовит публичное выступление (монолог) по тем критериям, которые отрабатывались на предыдущих уроках русского языка (уроках развития речи).

Во время выступлений все обучающиеся следят за речью говорящего, используя специальную таблицу с критериями. После выступления ребята комментируют речь «оратора», высказывают свое мнение, советуют над чем нужно поработать.

По нашим наблюдениям, такие уроки позволяют исправить многие недостатки, свойственные людям, которые выступают публично. Воспитательный потенциал данного урока, как показывает практика, высок: именно этот урок становится стартом к написанию исследовательских работ по истории родного края

Необходимое оборудование и материалы:

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы снова прикоснуться сердцем к истории своей родины. Мы живем с вами на героической Сталинградской земле. Что вы знаете об истории Сталинградской битвы? (ответы детей)

Когда мы собираемся в центре нашего села, то обязательно подходим к памятнику погибшим землякам во время Великой Отечественной войны. На обелиске много фамилий — это ваши деды и прадеды.

Много радости, бед, огорчений

В жизни видела наша планета,

Но ужаснее и беспощадней

Не случалось войны, чем эта.

(одновременно с чтением стихотворения идет показ слайдов памятников героям войны в нашем селе ).

3. Целеполагание

Учитель: Свои мысли, чувства я выразила с помощью слов. Давайте вспомним, как называется речь одного человека?

29 стр., 14068 слов

По родному(русскому) языку и литературе : » ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

... помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия» [19, с. 15]. Работа с текстом открывает возможности ...

Обучающиеся: Монолог.

У: В том, что вы уже знаете о монологе, вам поможет разобраться таблица «Знаю. Узнал. Хочу знать». (Обучающимся предлагается заполнить столбцы таблицы «знаю» и «хочу знать», отметив нужное в тексте о монологе.)

Знаю V

Узнал +

Хочу знать ?

У: Что нового мы узнаем о монологе сегодня на уроке? (предметные цели)

О: (ответы)

У: Какие из умений, которыми вы уже овладели, выполняя задания в группах, вам могут пригодится на других уроках? (метапредметные цели)

О: (ответы)

У: Итак, ребята, вы теперь представили, как мы выстроим деятельность на нашем уроке, как на уроке русского языка, но давайте не забудем, что у каждого из вас есть своя, личностная цель. Для чего лично вам нужен сегодняшний разговор о героях нашей малой Родины? (личностные цели)

О: (ответы)

У: Мы попытаемся осознать себя в истории, во времени, вступить в диалог с прошлым и будущим. Вспомним, что монолог — это часть диалога.

4. Обсуждение темы урока и работа по «ленте времени»

У: Наш урок сегодня — заочная экскурсия. Что же это такое?

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

У: Маршрутом нашей экскурсии станут ваши проекты об участниках Сталинградской битвы.

Тема нашего урока не просто «Заочная экскурсия : легендарные защитники Сталинграда», но еще «Диалог времен». Мы обратимся с вопросом к каждому времени.

Лента времени:

  • Прошлое : Какие исторические факты, сведения, материалы военного прошлого сохранились до наших дней?

  • Настоящее : Что бы мы рассказали своим землякам-героям, сохранившим нам мирное небо над головой?

  • Будущее : Какую память о великой Отечественной войне мы оставим своим потомкам?

  1. Представление результатов работы над исследовательскими проектами групп . Обсуждение устных монологов экспертами.

У: Предлагаю выступить и поучиться друг у друга тому, как правильно произносить информативный монолог.

33 стр., 16173 слов

Условия индивидуализации при обучении подростков 12–14 лет современным ...

... работы педагогов, обеспечивающие реализацию модели индивидуализированного обучения школьников современным танцам; оформление методических рекомендаций для педагогов по организации индивидуализации обучающихся 12-14 лет при обучении хореографии (современным танцам). 1. Специфика классического и современного танца ... Федерации в программных выступлениях, связанных с ... данного человека или группы людей. А ...

Давайте обсудим, на что мы будем обращать внимание, когда будем слушать выступления.

Группа

Струк-

тура моно-

лога

Словесное оформление

Контакт с аудито-рией

(интона-ция, мимика,

жесты)

Нагляд-

ность

Содер-жание работы

Богатство словаря

Точность

Соответствие

рече-вым

нормам

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Напомним темы исследовательской работы, которым следовали группы (ответы).

У: Я приглашаю представить результаты своих исследовательских работ.

1 группа (изучают архивные материалы школьного музея, отбирая сведения, касающиеся участников Сталинградской битвы).

Обсуждение выступления:

2 группа ( работают с книгой воспоминаний нашего земляка Смолина В.С. «История жизни», отбирая факты его участия в Сталинградской битве).

Обсуждение выступления

3 группа ( работают с книгой Герасимова Т. «Эти удивительные сталинградцы», выбирая самые интересные моменты об участии сталинградцев в Великой Отечественной войне).

Обсуждение выступления

4 группа ( изучают книгу Падерина И.Г. «Мамаев курган» — памятник Воинской славы).

Обсуждение выступления

  1. Рефлексия.

У: Вернемся к таблицам «Знаю. Узнал. Хочу знать». Отметьте в них, чему вы научились на уроке, над чем еще предстоит поработать, что бы вы хотели узнать. Выскажитесь, пожалуйста.

О: (ответы)

У: Какие умения, приобретенные при выступлении и оценивании друг друга, вам могут пригодиться на других уроках, в учебной деятельности?

О: (ответы)

У: Каких личностных целей достиг каждый из вас?

О: (ответы)

  1. Домашнее задание.

    15 стр., 7160 слов

    Сочинение медики в годы великой отечественной войны

    ... и гражданского здравоохранения. Более 30000 тружеников гражданского здравоохранения в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. Более 116 тысяч военных медиков были награждены орденами, 50 из них стали ... Родину": "...а хирург тем временем стоял, вцепившись обеими руками в край белого, будто красным вином залитого стола, и качался, переступая с носков на каблуки. Он спал... ...

У: Наша малая Родина — это не только место, где мы родились и выросли, но еще и люди, которых мы должны помнить. Поэтому на следующем уроке мы поговорим об этом. Попытайтесь выполнить исследовательские проекты « След войны в моей семье».

Но вначале отредактируйте дома свои тексты, прислушавшись к замечаниям экспертов. Подумайте, какой маршрут заочной экскурсии вам был наиболее интересен.

  1. Итог урока.

У: Я хочу пожелать вам никогда не забывать прошлого своей родины, помнить о тех людях, которые подарили нам мирное небо над головой.

Наш урок я начала со стихотворения, закончить его я хочу тоже отрывком из стихотворения неизвестного солдата:

Еще в грядущем битва не одна,

И там — Победа, лучшая награда.

Но здесь была Отчизна спасена,

Вот здесь, на черных глыбах Сталинграда.

Приложение №1

Итоговая творческая работа

«Легендарные защитники Сталинграда»

Заочная экскурсия

Давно отгремели орудийные залпы, смолкли разрывы бомб и снарядов, затих вой вражеских бомбардировщиков. Но опаленная войной земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с полей сражений. Сталинград стал величайшим в истории примером воинской стойкости и мужества, равного которому человечество еще не знало. Быть впереди всех, драться лучше всех — вот единственная привилегия, которую имели бойцы, защищавшие волжскую твердыню. 72 года отделяют нас от 2 февраля 1943 года- дня победы под Сталинградом. Но никогда не изгладится из памяти людей Сталинградская битва. Благодарное человечество навсегда сохранит в своем сердце подвиг защитников Сталинграда. Тысячи жизней спасли они ценой своей жизни.

Легендарные защитники Сталинграда! Разве не такими их увидел мир 72 года назад? Четыре года народы оккупированных стран Европы жили в страхе, унижении и фашистском рабстве. Четыре года Гитлер и его союзники безнаказанно, дерзко грабили, убивали, насиловали, сжигали в печах крематориев беззащитных людей. И лишь в феврале 1943 именно им, нашим дорогим землякам, защитникам Сталинграда, удалось не только остановить военную машину фашистской Германии, но и разгромить ее. Весть о победе под Сталинградом ошеломила весь прогрессивный мир и заставила людей в разных уголках земного шара с восхищением и благодарностью взглянуть на сталинградцев…

Так кто же они, эти люди из легенды? Какие они? И хотя прошло 72 года, но мы и сегодня не перестаем задавать себе эти вопросы? Так пусть ответом станет наша встреча с ними.

Много радости, бед, огорчений, В жизни видела наша планета,, Но ужаснее и беспощадней, Не случалось войны, чем эта.

С

21 стр., 10336 слов

Аргументы к сочинению влияние войны на человека

... влияния войны на человека получает развитие в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир". Изменение отношения к убийству человеком человека князя Андрея Болконского прослеживается на ... приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы. План сочинения Для начала ... Д, сумевших предотвратить Карибский кризис в 1962 году. Победа завоёвывается единством действий фронта и ...

ело Сидоры. 2015…

Родной и близкий уголок земли. Благодарные жители долгие годы собирали галерею светлых образов защитников Сталинграда.

Это было в то время, когда в каждом доме, в каждой семье Великую Отечественную войну люди воспринимали как свою личную боль: бережно хранили солдатские письма-треугольники, фотокарточки, боевые награды… Еще живы были многие участники войны. Светлая память об их подвигах стала центральной темой школьного музея, посвященного Сталинградской битве. Сегодняшние мальчишки и девчонки мало знают о преступлениях фашизма, порой даже не понимают смысла минувшей войны, а жертвенность, патриотизм их сверстников во время Великой Отечественной предстают перед ними чем-то трудно постижимым, необъяснимой загадкой. И только наш музей помогает им понять серьезность происшедшего. А они, эти легендарные защитники Сталинграда, просто по-настоящему, искренне любили нашу Родину. Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим…

Копышов Семен Васильевич, Павлов Серафим Егорович, Павлова Мария Михайловна, Передунова Татьяна Михайловна, Пташкина Александра Семёновна, Татаренко Мария Петровна, Чудина Василиса Ивановна

Участницей Сталинградской битвы была наша землячка Чудина Василиса Ивановна. Повестка на службу пришла ей в 26 лет. Это возраст, когда женщина должна иметь семью, детей, уверенность в будущем… Все это могло быть и у нее. Но помешала война: жизнь изменилась. Фронтовые дороги. Боевые подруги. Первые ранения. Приказы командира. Выполняя одно из заданий, Василиса Ивановна обморозила ноги, но через некоторое время вернулась в строй — защищать Сталинград. За героизм, проявленный под Сталинградом, она награждена медалью «За оборону Сталинграда»

Заревели с надрывом сирены,

Черным дымом окуталось солнце,

И крест-накрест бумажной полоской

ХВдруг покрылись родные оконца.

утор Липов. 1941…

24 июня 1941 года повестка пришла и Смолину Владимиру Семеновичу. Уже два дня войны. Радио в хуторе только одно. Все собрались вокруг него и слушали речь товарища Молотова. Что было в то время, нельзя даже описать. Такое было тяжкое для всех, для всего нашего народа время. Всю войну прошел Владимир Семенович. Участвовал в обороне Москвы, в боях на Барвенковском выступе под Харьковом, а с 17 августа 1942 года защищал Сталинград. Из воспоминаний Смолина Владимира Семёновича:

« Я попал во 2-ю Гвардейскую Армию 149 стрелковый полк 49 гвардейской дивизии, в минометный 82 миллиметровый батальон сперва помощником командира взвода, потом командиром взвода, потом помощником командира батальона по политической части. 19 ноября 1942 года нас сосредоточили в районе Дубового оврага, где проходила оборона наша и немецкая. В 6 часов утра началось великое сражение. Началась артподготовка. После часа артподготовки мы перекинули огонь дальше в тыл. Наши самолеты, танки, пехота пошли вперед освобождать нашу священную землю от немецкой нечисти. Румынская армия не выдержала нашего сокрушительного удара, они стали сдаваться в плен целыми дивизиями, а потом и армия сдалась. Мы стали продвигаться вперед. Шли день и ночь, не могли остановиться, забывали про еду. Пошли сильные снегопады, мороз доходил до 35-40 градусов, но мы не чувствовали усталости. Только вперед!

5 стр., 2159 слов

Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...

... не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой ... но как только она в опасности, нужен свой, родной человек», - скажем об этом назначении ... И эту мысль — "мысль народную" — Толстой доказывает на примере войны 1812 года: "Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал... что сила, решающая ...

И сказали врагу сталинградцы:

« Там, за Волгой, земли нам не будет!

Будем здесь до последнего драться,, И потомки нас не осудят!»

ород Сталинград. 1941…

В начале Великой Отечественной войны и многие сталинградцы уходили добровольцами на фронт. Среди них были и вчерашние мальчишки-десятиклассники 8-ой школы города Сталинграда. Надвое расколола жизнь «восьмой» одна для всей страны беда: 22 июня 1941 года ушли на фронт мальчишки и мужчины-учителя. И тогда же почти сразу в здании школы разместился госпиталь. В классах, где еще вчера стояли парты, — койки, стоны раненых. Учителя, старшеклассники помогали врачам, медсестрам: стирали бинты, гладили белье, выступали с лекциями, давали концерты. Вести с фронта приходили страшные: пали смертью храбрых Борис Забелин, Юрий Дадонов… И каждый раз при встрече учителя боялись смотреть друг другу в глаза, чтобы не разрыдаться. И сколько слез все-таки пролили вместе — по спискам учеников в классных журналах вели счет похоронкам.

Шла, не кончалась война… Новых печалей, тревог добавил выпуск 1942 года, досрочный, ускоренный. В гимнастерках явились выпускники в школу за аттестатом зрелости и в тот же день отправились на передовую. Враг уже подступал к Сталинграду, когда в здании «восьмой» расположился один из госпиталей 62-й армии. Здесь весь коллектив школы ждало самое сильное потрясение. Однажды в школу на носилках внесли смертельно раненого Володю Данчика. Паренек умер в классе, где до войны шли уроки его 10 «б». Свой смертный час он встретил на руках любимой классной руководительницы — Агринской Елены Ивановны.

Когда пришла победная весна 1945 года, Елена Ивановна терпеливо ждала их живыми, своих мальчишек-солдат из 10 «б». Хотя уже знала, догадывалась: не вернется никто. Ждет и поныне. Как, несмотря ни на что, ждут все матери погибших сыновей, для них — единственных, незаменимых.

Жестокая правда: парни 10 «б» пали в боях за Родину все до одного…

И упорно дрались баррикады ,, И мамаев курган сражался,, Стал дом Павлова немцам преградой,, И Родимцев врагу не сдавался!

Город Волгоград. Мамаев курган. 2 февраля 2015 года…

На Мамаевом кургане тишина… Но 72 года назад здесь бушевала жесточайшая битва. Сколько мин и фугасных бомб было обрушено на курган — невозможно подсчитать, известно только одно: крутые скаты кургана стали отлогими, их осадили взрывы снарядов и бомб. И трудно сказать, чего больше осталось после битвы на кургане — земли или осколков металла. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган — господствующая над городом высота — стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину в своих руках, тот господствовал над округой… И вот мы на этой высоте. Люди движутся неторопливым шагом. Со всех концов света приехали они сюда, чтобы поклониться подвигу павших. Мы проходим аллею пирамидальных тополей. Здесь защитники города-героя ни знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.

1 стр., 421 слов

Рассуждение 1853-1856 года. Крымская война

... этому в первый же год своего правления Александру ничего не оставалась кроме как принять поражение в Крымской войне. По ее итогам ... на глазах французского коня. Николай 1 не успел закончить войну лично, умерев от пневмонии, поэтому ее завершил Александр 2. ... запрет иметь на нем российский военно-морской флот. По окончанию войны страна была сильно истощена. Подорвав авторитет державы, новый император ...

Приказ Родины — «Стоять насмерть!» — жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.

В зале Воинской славы на мозаичных знаменах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу доверху. Над знаменами — широкая лента, и на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью — Родиной!». И вот она, святыня святых, Мать-Родина — главный символ Мамаева кургана. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге — это еще не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли.

Сотни тысяч людей от Волги до Урала могли повторить страшную судьбу сталинградцев, если бы враг не был разгромлен на волжской земле. Не будем же забывать об этом, и тогда еще ярче засияет для нас бессмертный подвиг защитников Сталинграда. Давайте помнить и о том, что победа была оплачена сотнями тысяч жизней тех самых девчонок и мальчишек — людей из легенды…

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/janr-sochineniya-zaochnaya-ekskursiya-obrazets/

1 История жизни/Смолин В.С./Волгоград,2003

2 Мамаев курган/Падерина И.Г./Волгоград,1968

3 Волгоград/Мангус-Саминский В./Москва,1974

4 Эти удивительные сталинградцы/ Герасимова Т. / Волгоград, 2002

5 Битва за Сталинград/Волгоград, 1970

6 Дом Павлова/Москва, 1970

7 Архивные материалы школьного музея.

9