Изобразительное искусство романтизма

Сочинение

Главные действующие персонажи этого стилистического направления в большинстве своём романтики. Каждый отдельный индивидуум – не просто фигура на «шахматной доске», а Личность с большой буквы. Герой противодействует обществу и мрачной, грубой реальности. «Лишний» для социума человек – классический образ романтизма. Иногда авторы изображали жителя не городского и одинокого, а свободного и самодостаточного. Например, дикаря, который не знает благ цивилизаций, но доволен этим. Таким героям была присуща наивность, простота, беззлобность. Третий образ романтизма – яростный, противостоящий, несломленный бунтарь. Иногда может быть антигероем. В романтизме, как и в драматизме, концовка главных героев, как правило, печальна. Человек одинокий остаётся одиночкой, дикарь – умирает, а антигерой становится винтиком в системе.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения — постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно — изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд — главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин — из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения — разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Поджанры романтизма

Романтизм дал очень сильный толчок в направлении развития литературы. В связи с его стремительным распространением стали появляться новые жанры. Благодаря романтизму появился ряд поджанров:

11 стр., 5425 слов

Особенности профессионального типа «Человек – художественный образ»

... темп, динамика, ритм, характер создаваемого образа, и т. п. Представители профессий типа «человек – художественный образ» умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, ... непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это ...

  • новелла;
  • роман;
  • идиллия;
  • баллада;
  • фантастическая повесть;
  • лиро;
  • исторический роман;

— лирическое стихотворение. Самый распространённый жанр в романтизме – новелла. Однако, несмотря на распространённость новелл, наибольший фурор в обществе произвёл исторический роман, основоположником которого был Вальтер Скотт. Основной особенностью его произведений были средневековые сюжеты, ссылки на исторические события, подчёркивание быта простого народа и его обычаев. Эпоха романтизма также ознаменовалась появлением многочисленных сказок. Многие авторы этого направления известны до сих пор, например, братья Вильгельм и Якоб Гримм. Самыми известными произведениями считаются «Горшочек каши» и «Бременские музыканты».

Художественные особенности

Для романтизма очень типичны следующие характерные художественные особенности: 1. Преобразование реальности. Карикатурное счастье, доброта и невинность против всего отрицательного. Зачастую романтизм перемешивается с нотками мистики. Реализма в такой книге ждать не стоит. 2. Невозможный в реальности сюжет: неправдоподобные спасения главного героя, катастрофы, случайности, в которые невозможно поверить, и многое другое. 3. Зачастую в романтизме используют гиперболу. 4. Нагнетание атмосферы, таинственность. Некоторые вещи вообще могут не объясняться, оставляя читателя с массой вопросов и недопонимания. 5. Отсутствие конкретности. Нет чёрного и белого, нет ничего абсолютно плохого, как и хорошего. 6. Стилистическая вычурность, окрашенность текста, много деталей и лирических отступлений. Используется ряд литературных приёмов: фразеологизмы, метафоры, многословие.

Основоположники жанра

Самыми первыми представителями романтизма считаются Вильгельм Ваккенродер и Август Шлегель. Наиболее многочисленными представителями жанра романтизма были немцы. Они тяготели к мифологии и необычным сказкам, что отчётливо выражалось в творчестве. В качестве примера можно привести работы Генриха Гейне, который, однако, в дальнейшем отошёл от романтизма и раскритиковал данное направление. Германия была охвачена романтизмом. Даже художники начали изображать на полотнах первые картины в романтическом жанре. В большинстве своём акцент делался на проблемы буржуазии и простых людей. Это был своеобразный народный бунт, возможность высказаться. Ярчайшими представителями Англии считались Джордж Байрон, Уильям Блейк, Джон Китс, Перси Шелли. В США можно выделить Генри Логфелло, Вашингтона Ирвинга и Джеймса Купера. Италия прославилась такими фамилиями как Леопарди и Фосколо. Красинский и Словацкий – представители жанра родом из Польши. Нетипичным представителем данного литературного направления был Стендаль. Он старался реалистично описывать характеры своих персонажей, без особой возвышенности. По мнению автора, рассказ должен быть понятен и доступен любому читателю. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности, привносящей в искусство элемент субъективизма.

Романтизм в музыке , Музыка периода романтизма

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 февраля 2020 года

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений — «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).

Яркий образец — «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.).

Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре — все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Русский романтизм

В конце XVIII века российские писатели тоже стали создавать произведения в романтическом направлении. Интересной особенностью русского романтизма было то, что он сочетался с классицизмом. Следует отметить, что эти два направления были противоположны друг другу. Такого рода стиль написания считается ранним. Вскоре данный жанр породил на свет драматургию. Русские писатели в своих произведениях умерщвляли главных героев. Многие классические произведения в жанре романтизма заканчиваются плохо, однако в русской литературе это выражено особенно ярко. Именно российский романтизм стал самостоятельным направлением. Отечественные поэты сочиняли многочисленные стихи, воспевая человеческие пороки и достоинства. Благодаря русскому романтизму к произведениям данного литературного жанра стали относиться серьёзно. Основоположниками романтизма в России считают Жуковского и Батюшкова. Большая часть произведений этого направления была написана Жуковским. Романтизм прослеживается в литературных сочинениях у таких знаменитых писателей, как Пушкин, Гоголь и Лермонтов. Эпоху романтизма в русской литературе закончил Тютчев, который считается последним классиком, писавшим в романтическом стиле. Тютчев, как никто другой, смог указать на ценность всего душевного и морального в человеке.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

В живописи

Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»).

Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»).

Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»).

В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/izobrazitelnoe-iskusstvo-romantizma-2/

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, « Айвенго », «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин («Гордость и предубеждение »), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По («Ворон », «Падение дома Ашеров »), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», «Крошка Цахес »).

Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»).

Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

В России

Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия « Море », баллада «Светлана »).

Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри », где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Самые знаменитые произведения

«Гранатовый браслет», Александр Куприн

Необычайно интересное произведение. В качестве главного действующего лица выступает княгиня Вера Николаевна, которая в момент начала рассказа находится на даче. Её семья имеет финансовые трудности. Вера Николаевна всеми силами старается помочь и поддержать своего мужа, страстная любовь к которому давным-давно ослабла. Княгиня счастлива, что не приходится оставаться в городе, где пришлось бы устраивать званый ужин в честь своих именин, поскольку это наверняка ещё более сильно отразится на достатке супругов. Именины Веры Николаевны, которые должны были пройти тихо и спокойно, неожиданно заканчиваются трагедией. Во время празднества, после получения подарков, женщина обнаруживает письмо и посылку от неизвестного. Подарком оказывается гранатовый браслет, а в письме рассказывается о горячей привязанности и дружбе. В результате оказывается, что всю жизнь Веру Васильевну, вплоть до брака, любил некий мужчина, однако не стал мешать её счастью. Раздражённый муж Веры Васильевны и её брат отправляются на поиски загадочного поклонника. Они обнаруживают некоего господина Желткова. Мужчина признаётся, что ему проще убить себя, чем перестать любить Веру Васильевну. Вскоре, не выдержав напряжения, мужчина совершает суицид. Вера Васильевна отправляется попрощаться с ним, и, неожиданно для себя, осознаёт, что именно этот мужчина любил её всю жизнь. Осознание того, что, возможно, она пропустила свою единственную любовь, тяготит главную героиню. Она сравнивает мужчину со своим мужем и понимает, что с Желтковым страсть и привязанность никогда бы не угасли, и вся жизнь была бы совершенно иной, не такой серой, обыденной и скучной.

«Бедная Лиза», Николай Карамзин

Произведение «Бедная Лиза» о чистой невинной девушке, которое до сих пор трогает сердца читателей. Молодая и красивая Лиза живёт в окрестностях Москвы, старушка-мать после смерти отца начала слабеть. Причиной тому стала скорбь по мужу и плохое финансовое состояние. Когда кормилец семьи умер, Лизе пришлось брать на себя все обязанности по дому и зарабатывать деньги. Девушка отчаянно искала способы подработать: шила на заказ, собирала ягоды и продавала их в Москве. Когда девушка, как обычно, продавала цветы, симпатичный молодой человек обратил на неё внимание и предложил за ландыши высокую цену. Лиза, конечно, отказалась, но молодой человек не расстроился и сказал, что будет покупать цветы только у неё. Молодого человека звали Эрнест, он оказался дворянином. Влюбившись в Лизу без памяти, герой старательно ухаживал за ней несколько месяцев. Эрнест был избалован женским вниманием, и те платонические отношения, что были между им и его возлюбленной, казались ему возвышенными. Эрнесту показалось, что именно этого он искал всю жизнь. Лиза была скромна и невинна. Вопреки тому, что дворянин – весьма ветреный человек, ввиду социального положения, позволявшего ему многое, к Лизе герой относился серьёзно. Однако, рассказ не закончился хорошо. К Лизе пошёл свататься богатый крестьянин. Мать главной героини понимает, чем может закончиться роман с Эрнестом и была согласна дать согласие на брак. Лиза, охваченная горем и ужасом, обращается с рыданиями к Эрнесту. Спустя некоторое время Эрнест охладевает к возлюбленной и ему начинает казаться, что Лиза точно такая же, как другие женщины. Отношения с Лизой стали ему не интересны. Героиня замечает изменения в его поведении и сильно огорчается, однако виду не подаёт. Эрнеста забирают на службу, Лиза преданно его ждёт. Молодой человек проигрывает состояние и ему приходится жениться на старой, но богатой вдове, а Лизе он отказывает. Расстроенная и растерянная девушка прощается с матерью и тонет в реке.

«Страдания юного Вертера», Иоганн Вольфганг Гете

Главный герой, как понятно из названия, Вертер. Образованный, творческий молодой человек, из небогатой семьи. Вертер находит маленький зелёный городок, где в одиночестве рисует, наслаждается общением с простыми людьми, читает Гомера. Случайно герой знакомится с Шарлоттой. Девушка сталкивается с ним на загородном балу. Вертер влюбляется без памяти. Его впечатляет стойкость девушки перед невзгодами судьбы, ведь ей пришлось растить девять братьев и сестёр после смерти матери. Девушка не только красива, но и увлечена тем же, что и Вертер, поэтому молодые люди быстро находят общий язык. После того вечера молодой человек постоянно общается с Лоттой, помогает ей во всём. Вертер ощущает себя участником в её жизни. Однако, ухаживания остаются без ответа, так как у девушки уже есть богатый и солидный жених, который на момент рассказа находится в другом городе, где занимает хорошую должность. По прибытию домой, Альберт, жених девушки, знакомится с Вертером. Как соперника он его не рассматривает, но из уважения к персоне главного героя не показывает чувств к Шарлотте. Вертер всё равно сильно ревнует. Когда у Шарлотты и Вертера бывают встречи, Альберт всегда находится рядом, чем ужасно раздражает молодого человека. Общение Вертера и Альберта сводится к тому, что они довольно часто спорят о природе любви. Вертеру присуща любовь страстная, которая разумом не контролируется, а Альберту по душе холодный расчёт и разумное решение проблем. В день рождения Шарлотты Вертер получает в подарок бант с платья возлюбленной. Этот подарок сделал ему Альберт. Молодой человек понимает, что пора двигаться дальше и уезжает прочь, попрощавшись с Шарлоттой. Он находит в другом городе работу и новую девушку, которая похожа на его прошлую, ещё не умершую любовь. Однако, ввиду проблем, связанных с его душевным состоянием, молодой человек увольняется и уезжает обратно к Шарлотте. По приезду он видит её счастливый брак с Альбертом и решает покончить с собой, не в силах выдержать любовной муки. Трагедия кончается тем, что Альберт и Шарлотта хоронят его в месте, которое он выбрал сам.

«Олеся», Александр Куприн

В этом произведении речь идёт о девушке Олесе и рассказчике – главном герое, который оказывается в маленькой и неказистой губернии. И нет больше в той деревушке развлечения, кроме как охота. Однако, молодой человек узнаёт, что недалеко живет ведьма, которая может предсказывать будущее. Сильно заинтригованный главный персонаж направляется к загадочной избе, где знакомится с ведьмой и её дочерью. Дочь зовут Олеся. Героиня оказывается милой, красивой и смешливой девушкой, коих главный герой ещё не встречал, что неволей заставляет его интересоваться Олесей всё больше и больше. Сначала между ними завязывается крепкая дружба, которая перерастает в роман. Однако, не смотря на счастье от любви друг к другу, Олеся, которая знает будущее, подозревает, что отношения закончатся плохо. Она говорит об этом главному герою, однако тот отмахивается, предпочитая жить одним днём. Вскоре ему пора возвращаться в родной городок, Олеся признаётся, что выйти замуж за него не может, и в церковь войти тоже, ведь её душа давно продана нечистому. В результате Олеся получает общественное порицание, когда пытается войти в церковь первый раз. Главный герой и девушка расстаются, чтобы потом никогда не встретиться снова.

«Старый моряк», Самюэль Кольридж

Произведение «Старый моряк» Самюэля Кольриджа рассказывает о главном герое, который, будучи на судне, попадает в опасный шторм. Корабль начинает относить к антарктическим берегам, где вероятность крушения почти стопроцентная. Вот уже приближается к кораблю смерть в виде льдины, однако экипажу повезло и его спасает альбатрос. Мореход, движимый непонятным чувством, убивает птицу, и команда говорит, что теперь на всём корабле проклятье. Невезучий корабль уносит к южным берегам, где он становится на штиль. Матросы в ужасе из-за неприятностей, обвиняют главного героя, мучаются от жажды и голода. Чтобы указать на преступность деяния, они вешают мёртвую птицу на шею молодого человека. Далее в книге начинают прослеживаться элементы фантастики. На горизонте виднеется корабль жизни и смерти, играющих в карты. Жизнь проигрывает несколько раз. Главному герою этой истории удаётся выжить. Утром он обнаруживает вокруг себя трупы. Пробыв некоторое время на корабле, он, наконец, осознаёт ценность жизни, благословляет даже самых непонятный и пугающих тварей в водах моря. После этого проклятье снимается. Оказавшись дома, молодой человек решает постоянно и везде рассказывать эту историю, чтобы больше никто не совершал подобных ему ошибок

Сочинение на тему “Романтизм ранних рассказов М. Горького”

Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят свободу, как и старый Макар Чудра, который рассказывает историю их любви. Макар не понимает, почему люди живут тесно, хотя места на земле много, всю жизнь тяжело работают, но остаются нищими рабами. Макар осуждает общество, но не призывает изменить его законы. Горький считал, что черпать силу человек должен в природе, как вольные цыгане.

Романтической чертой в рассказах Горького является интерес автора к образам природы. Природа для него – это важная философская тема. Это мир символов для писателя- романтика. Описание бури, ветра, моря, гор – все это создает атмосферу романтических переживаний. Не случайно рассказ «Макар Чудра» заканчивается песней моря, которое поет гимн гордым и смелым цыганам.

В рассказе «Девушка и смерть» противопоставлены жизнь, любовь и гибель, разрушение, олицетворением которых являются два образа: Девушка и Смерть.

В произведениях Горького человек хоть и «природное» существо, но изуродованное городом и современной цивилизацией. Горьковские босяки – «дети природы», люди бедные, но гордые.