Введение
Цель данной работы — изучение возвращения сочинения в качестве выпускного экзамена в российских школах, а также анализ целей и задач введения сочинения по литературе в 11 классе. Одной из инициатив для возвращения сочинения стало поручение президента РФ Владимира Путина правительству в декабре 2013 года. Работа также рассмотрит дату написания и пересдачи, место проведения, объем работы и время для написания сочинения, границы свободы в сочинении, проверку сочинения и критерии оценивания.
Тело работы
Возвращение сочинения в российские школы
С 2014/2015 учебного года сочинение вернулось в число выпускных экзаменов в российских школах. Президент РФ Владимир Путин дал соответствующее поручение правительству в декабре 2013 года.
Цели и задачи введения сочинения
Одной из целей введения сочинения по литературе в 11 классе является проверка способности человека самостоятельно мыслить и аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, входящих в школьную программу и выходящих за ее рамки.
Дата написания и пересдачи, место проведения
Итоговое сочинение будет написано выпускниками в первую среду декабря в их школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. Первая волна состоится 6 декабря 2016 и 2017 годов для выпускников. Пересдача запланирована на 7 февраля 2018 года. Вторая волна пройдет 16 мая 2018 года для выпускников прошлых лет и абитуриентов.
Объем работы и время для написания
При выставлении оценки учитывается объем сочинения, рекомендуемое количество слов — 350. Сочинение с менее чем 250 слов считается невыполненным и оценивается в 0 баллов. Время на написание сочинения — 3 часа 55 минут.
Границы свободы в сочинении
Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.
Проверка сочинения
Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допускаются только ученики, получившие зачет.
Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность. Для получения зачета необходимо получить зачет по критериям №1 и №2, а также зачет по одному из критериев №3-№5.
Подготовка к сочинению. Работа над комментарием
... к выполнению этого вида работы начинается уже с 5 класса. Однако написание сочинения на итоговом экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки, которая осуществляется в продолжение длительного времени и ... комментарий. видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Каково отношение автора к происходящему? Автор сочувствует своему герою, потерявшему смысл жизни: «…он ...
Заключение
Возвращение сочинения в число выпускных экзаменов в российских школах является важным шагом к развитию мыслительных и аргументативных навыков выпускников. Точная дата написания и пересдачи, разрешенный объем работы и время для написания, границы свободы в сочинении, проверка работ и критерии оценивания все это способствует более объективной оценке знаний и навыков выпускников.
Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Сохранность работ
Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.
Сочинения «Что делает человека человеком»
... всеми одинаково вежливо, никогда не перебивает и уважает своих собеседников, это делает его человеком, потому что обозначает, что он думает о чувствах других. Сочинение: Что значит быть человеком Кто такой человек? Это живое высокоорганизованное существо, ...
Учет результатов сочинения при поступлении в вузы
При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).
Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.
Тематические направления итогового сочинения на 2017/2018 уч.г.
1) Верность и измена
2) Равнодушие и отзывчивость
3) Цели и средства
4) Смелость и трусость
5) Человек и общество.
Темы итоговых сочинений
На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене.
Выбор произведений по направлениям
1. Верность и измена
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. Равнодушие и отзывчивость
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Выбор произведений для анализа по направлениям
1. Жизненные ценности и приоритеты
Это направление позволяет рассмотреть, какие ценности и приоритеты придаются в жизни человека значимость. На это направление опираются многие литературные произведения, так как они позволяют задуматься о том, что действительно важно в жизни человека.
Произведения для анализа:
- «Война и мир» Льва Толстого
- «Преступление и наказание» Федора Достоевского
- «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
2. Любовь и отношения между людьми
Это направление позволяет выявить ключевые моменты взаимодействия людей, а именно любовь и отношения между партнерами, друзьями, родственниками. Такие темы часто обсуждаются в художественной литературе, так как они являются важными для большинства читателей.
Произведения для анализа:
- «Анна Каренина» Льва Толстого
- «Лолита» Владимира Набокова
- «Любовь во время чумы» Габриэль Гарсиа Маркеса
3. Цели и средства
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Произведения для анализа:
- «Преступление и наказание» Федора Достоевского
- «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова
- «Путь истинного человека» Михаила Шолохова
4. Смелость и трусость
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
План анализа произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
... большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, ... о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968. Отношение к учителям , И местные жители ...
Произведения для анализа:
- «Война и мир» Льва Толстого
- «Преступление и наказание» Федора Достоевского
- «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса
5. Человек и общество
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Произведения для анализа:
- «1984» Джорджа Оруэлла
- «Мы» Евгения Замятина
- «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли