Ход урока
1. Организация класса, рабочих мест учащихся.
Учитель организует начало урока, и ученики занимают свои места и готовятся к уроку.
2. Повторение знаний из курса риторики:
Учитель задает вопросы о понятии речи, ее структуре и оформлении, чтобы напомнить ученикам о том, что они изучали в курсе риторики.
— Что такое речь? Для чего она нужна?
— Из чего состоит наша речь?
— Что такое предложение?
— Из чего состоит предложение?
— Как оформляется предложение на письме?
— Что такое текст?
— Из чего состоит текст?
3. Сообщение темы и цели урока:
Учитель сообщает ученикам тему и цель урока, чтобы они знали, что именно они будут изучать сегодня.
— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( о тексте)
— Что мы будем делать на уроке? (составлять текст)
— Какое время года изображено на картинках? (зима)
— Что происходит зимой с живой природой? (дети перечисляют признаки зимы)
— Как себя ведут зимой птицы? (одни улетают другие остаются)
Слайд №2
— На какие две группы мы можем их разделить? (перелётные, зимующие)
Слайд №3
4. Работа по картинкам:
Учитель показывает ученикам картинки и они начинают обсуждать их смысловое содержание. Дальше они работают с первой картинкой, выделяют вступление и обсуждают опорные слова.
а) обсуждение смыслового содержания картинок:
Слайд №4
— Почему птицы улетают в тёплые края?
— Чего они боятся больше всего? (голода)
б) работа над первой картинкой:
Слайд №6
— Что изображено на первой картинке? (зима, снег покрыл кормушку, птицы не могут достать корм)
— Как называется первая часть текста? (вступление)
— Какие опорные слова мы можем записать к этой части?
Слайд №5
Каким должен быть настоящий учитель? (по тексту Ф. Вигдоровой)
... начало этой великой реформе. Текст ЕГЭ. Вигдорова о взаимоотношениях учителя и учеников. Проблемы. , Текст ЕГЭ о взаимоотношениях учителя и учеников. Ф.А. Вигдорова. Примерный круг проблем. (1)Из дверей школы выходит Людмила Филипповна — директор. (2)Всё ... и по его зову двери школы широко распахиваются перед нами. (10)Раз после уроков я увидела, что кое-кто из ребят не уходит: собрались ...
— Составьте предложения, используя опорные слова к первой картинке (устно).
Ученики составляют предложения используя опорные слова, которые используются для записи вступления. Это помощь им сформировать связную речь и упростить процесс записывания текста.
План текста:
- Приход зимы
- Помощь птицам
- Спасение птиц
Приход зимы
На первой картинке видно, как наступает зима. Деревья и дома покрыты снегом, а в небе летают птицы. Начинается холодное время года, и птицы испытывают голод.
Помощь птицам
На второй картинке изображен мальчик, который убирает снег с кормушки для птиц. Рядом с ним стоят другие дети, они принесли корм и пытаются помочь пернатым. Эта часть текста является основной и раскрывает смысл всей темы.
Спасение птиц
На последней картинке ребята спрятались за деревом и наблюдают за птицами. Внезапно, пернатые налетели на корм и начали есть. В заключительной части текста описывается радость детей от спасения птиц и их благодарность ребятам.
Орфографическая подготовка: правописание имён собственных
В тексте можно заменить слово «дети» на «ребята», «они», «школьники», «мальчики и девочки» или «малыши». Также в сочинении можно использовать имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы.
предлоги и приставки
словарная работа
— Какие птицы изображены на наших картинках? (синицы, воробьи, снегири)
— Какими словами можно заменить в тексте слово птицы ?
(крылатые друзья, они, пернатые жители, зимующие птицы)
ж) озаглавливание
— Если это текст, то как его можно озаглавить? (Кормушка. Помощь птицам. Спасение пернатых. Помощь крылатым друзьям и т.д.)
Слайд №4
— И только теперь давайте запишем заголовок нашего сочинения по картинкам (запись заголовка на доске и в тетрадях по собственному выбору уч-ся)
5.Самостоятельная запись текста (в черновике, а затем в тетради по развитию речи)
6.Итог урока:
- Чему учились на уроке? (учитель по собственному выбору зачитывает 3-5 лучших сочинений уч-ся).
7. Практическая работа:
- Дома вы изготовили кормушки для птиц. Сейчас мы их повесим на деревья перед школой и поможем нашим крылатым друзьям пережить голодную зиму.
(Фотосессия около школы)
8.04.2010