Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей . Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.
Общественно-педагогическая ценность творчества детей очевидна, так как ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему и помогает раскрыть его внутренний мир, особенности представлений, интересов. В своём творчестве ребёнок открывает что-то новое для себя, а для окружающих новое о себе.
Словесное творчество выражается в разных формах:
— в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)
— в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок
— в сочинение стихов
— в творческих пересказах
Психологи подчёркивают, что далеко не все дети овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами:
1.Недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения.
2.Малым жизненным опытом.
3.Неразвитой языковой способностью.
Условия развития словесного творчества :
1. Общепедагогические:
— развитие наблюдательности, фантазии, воображения.
— воспитание самостоятельности, инициативности, трудолюбия
— личность самого педагога ( творческая)
— характер взаимоотношения педагога с детьми
— оценка взрослым личности ребёнка и его результатов
2. Специальные
Педсовет «Комплексный подход к развитию речи и словесного ...
... речи д) образной речи Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности? а) придумывание песен и попевок б) сочинение стихотворений в) составление собственных рассказов г) ... речевого общения с окружающими. Еще один аспект этой задачи – обогащение словаря самих педагогов. Ведь активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Задание: Что ...
— комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению родному языку.
— обучение детей структуре и композиции текста
— развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности)
— использование творческих заданий ( в т.ч. рассказы-этюды – краткая словесная зарисовка)
— использование народного фольклора ( особенно для придумывания сказок)
Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность и от того какие задания он даёт детям.
Б.В. Афанасьев писал: « Ребёнок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, становится другим. Воспитание не будет успешным, если не вызывать у детей творческого инстинкта и не воспитывать их творческие навыки»
Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к стихам.
Прежде, чем учить ребёнка рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира.
При анализе стихов обращаем внимание на художественные приёмы, значения слов и словосочетаний.
Как следствие у детей начинают формироваться поэтические представления, происходит накопление поэтического словаря.
— Художественное произведение (проза, поэзия) дает пищу воображению, дает возможность детям увидеть образы и картины, а не только понять смысл. Необходимо объяснить детям, что автор, чтобы описать живо, красиво и интересно, специально подбирает слова, что писатель и поэт словами рисуют так же, как художник красками.
— Слушание и запоминание стихов способствует воспитанию чувства ритма, что очень важно для развития литературных способностей.
Начиная с четырёх лет, дети вполне могут освоить такие понятия, как рифма, сравнение и сопоставление, которые уже интересны детям этого возраста. Такой приём, как анимизм – одушевление, наделение качествами и свойствами человека всего, что окружает ребёнка, очень рано используется детьми. Закреплению этих понятий способствует сама литература. Так, понятие рифмы можно ввести, читая детям главу из произведения Н.Носова («Как Незнайка сочинял стихи), Стихотворение Д.Чиарди «Рифмы»,сказку Б.Шергина «Рифмы». Работа над рифмой совершенствует фонематический слух, способствует творческому развитию ребёнка.
В своей работе я использую следующие приёмы , которые помогают научить детей сочинять собственные стихи:
— вставить в стихотворную строчку пропущенное слово ;
«Мы не ляжем рано спать
Дочку надобно ……(купать)
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...
... изучить и проанализировать специфику детского изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и средства его развития; ...
Тёплую водичку
Льём на нашу …….»( птичку)
— подобрать рифму к словам (например, пень-день, мороз-нос)
— сочинить загадку (например, он колючий, но не злой и питается мышой (ёж) – это сочинили дети)
— вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (дождь, осень, праздник, игрушка) Например, « дождь холодный льёт и льёт, погулять нам не даёт….)
— по прочитанному отрывку стихотворения отгадать автора и название
Также я использую в работе дидактические игры , направленные на развитие творческих способностей детей.
Игра «Продолжалки».
Воспитатель читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму.
-Что такое тишина? (воспитатель)
— Где сейчас живёт она? (дети).
Игра «Допиши две строчки» Воспитатель придумывает первые две строчки, а дети две последние. Например:
«Я пришёл сегодня в сад,
Очень Слава мне был рад.
Я ему принёс лошадку,
Ну а он мне дал лопатку» ( сочинили дети)
Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова» Воспитатель называет ребёнку по 2 слова, а ребёнок должен придумать с ними стихотворение.
(мороз – нос, настала – стало) Пример детского стиха:
«Наконец зима настала,
Холоднее стало.
Щиплет Дедушка Мороз,
Красный стал у Васи нос».
Игра «Угадай-ка»
Воспитатель называет по два слова, а дети должны поднять фишку, если слова рифмуются.
Игра «Что лишнее?»
Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес )
Игра «Поймай рифму»
Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, и называете слово, а ребёнок, у которого мяч должен вернуть мячик и ответить рифмой: часы-весы, кошка – ложка.
Дети в процессе творческой деятельности получают возможность выразить свою индивидуальность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения. Многие современные дети не любят читать и учить стихи, но зато они любят их сочинять!
Так давайте воспользуемся этим, чтобы воспитать из детей грамотных читателей !
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...
... развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. ... занятий, сценарии развлечений, дидактические игры и наглядный материал. Особенности развития речи старших дошкольников В ходе своего развития речь детей тесно связана с ...