Автор: Савельева Оксана Николаевна
Организация: МАДОУ детский сад «Юбилейный»
Населенный пункт: Саратовская область, город Балашов
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Задачи:
- учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;
- учить работать по мнемотаблице;
- уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве;
- расширять словарный запас детей;
- развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;
- воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству; желание действовать сообща, в коллективе.
Предварительная работа:, Материалы и оборудование:
Ход НОД
Дети под музыку «В гостях у сказки» заходят в группу и встают полукругом.
— Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся.
-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям).
Интересно, что же в нём лежит?
Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.
-Ребята, как вы думаете, кто мне звонил? Мне звонила воспитатель Оксана Викторовна из группы «Капельки». Оказывается, это она оставила нам конверт. Оксана Викторовна рассказала, что у них в группе пропала книга с любимыми сказками. Она просит нас помочь ее малышам и придумать для них новую сказку. Поможем Оксане Викторовне? А кто будет героями сказки, вы узнаете, когда выполните задание, которое находится в конверте.
Воспитатель открывает конверт.
Введение:
В данной работе рассматривается изучение сказок в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Главная цель исследования — выяснить, как применение сказок способствует развитию детского воображения, эмоциональной сферы и речевых навыков. Для достижения этой цели было проведено наблюдение и анализ воздействия сказок на детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Детские сказки сами сочинили дети. Сказки, придуманные детьми
... капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: «Много хочешь - мало получишь». Вот такие волшебные сказки сочиняют детки в 3 классе. Надеемся и у вас получится отличная ... составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим с ребенком еще ...
Методика исследования:
В ходе исследования было проведено несколько этапов:
- Объяснение детям понятия «сказка» и ее особенностей;
- Разделение детей на пары для сокращенной сборки картинок с героями сказки;
- Совместное сочинение сказки включает в себя написание начала, середины и конца с использованием традиционных сказочных формулировок;
- Продолжительность сказки составляла около 10-15 минут;
- Проведение физминутки, во время которой дети пробовали себя в роли сказочников;
Результаты и выводы:
После проведения всех этапов исследования мы получили следующие результаты:
Развитие воображения: | Участие в сочинении сказки способствовало активному развитию воображения у детей. Они придумывали необычные и интересные сюжеты, добавляли волшебные предметы и путешествия. |
Развитие эмоциональной сферы: | Сказочные герои и события вызывали яркие эмоции у детей. Они проявляли радость, страх, смех и восхищение в процессе слушания и участия в сочинении сказки. |
Развитие речевых навыков: | Дети расширяли свой словарный запас, изучали новые слова и выражения, используемые в сказках. Участие в сочинении сказки требовало от них активного говорения и формулирования мыслей. |
Таким образом, исследование показало, что использование сказок в образовательном процессе для детей дошкольного возраста дает положительные результаты. Сказки способствуют развитию воображения, эмоциональной сферы и речевых навыков у детей, что делает данную методику важной и эффективной.
«В нашей группе чудо совершается.»
В данной исследовательской работе мы рассматриваем применение мнемотаблицы как метода написания сказок. Для этого использовались данные, полученные в результате инструктажа детей. Мы предложили им прослушать сказочную мелодию, а затем задали набор вопросов, помогающих создать основу для сочинения сказки.
Пример использования мнемотаблицы
Главным героем нашей сказки стал заяц. По характеру он оказался любознательным и дружелюбным. Заяц жил в избушке на опушке леса.
Однажды заяц решил отправиться в лес за грибами и ягодами. Это была начало нашей сказки. В пути заяц встретил разных персонажей и напряженно выведывал их истории.
Первый, кого встретил заяц, был ёжик. Заяц делился с ним своим богатым уловом — грибами и ягодами. Эта часть сказки можно отнести к середине.
Но злобная лиса не оставила зайца в покое. Она решила отнять у него все грибы и ягоды и причинила ему вред. На помощь зайцу приходит один из его друзей. Это также относится к середине сказки.
Заяц, благодаря помощи друга, справляется с лисой и продолжает свой путь. В конце сказки все возвращается к исходному состоянию, заяц продолжает свою жизнь в избушке на опушке леса вместе с друзьями.
Благодаря использованию волшебной мнемотаблицы, все эти элементы сказки были систематизированы и помогли нам написать сказочную историю о зайце. Мы надеемся, что этот метод может быть полезным для развития творческого мышления у детей и поможет им в сочинении собственных сказок.
**Используемые материалы:**
- Мнемотаблица;
- Результаты инструктажа детей;
- Участие гостей;
- Подготовленные листы бумаги.
Сказка про доброго зайца
Навстречу идет медведь. Дал он медведю ягод отведать и дальше пошёл.
Навстречу лиса. «Отдай заяц мне урожай свой!» Схватил заяц корзину с грибами и ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к его избушке и разрушила её. Приходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами.
Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут у них и зайчата появились. И стали они жить-поживать да лесных друзей в гости принимать.
— Ребята, а как можно назвать нашу сказку? («Сказка про доброго зайца», «Приключение зайчика в лесу»).
— А как вы думаете, чему учит наша сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т.е. взаимовыручка)
— Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?
Выслушиваются 2-3 ребенка.
-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами изготовим книгу с нашей сказкой и подарим её малышам. Наши гости помогли нам и записали нашу сказку, так как вы писать ещё не умеете. А позже мы с вами сделаем иллюстрации к нашей книге. Договорились?
Воспитатель собирает листы у гостей.
-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:
«В нашей группе чудо совершается —
Сказочники в обычных детей превращаются»
Звучит сказочная музыка. Дети снимают волшебные колпачки.
Рефлексия.
— Кем вы сегодня были?
— О ком была ваша сказка?
— Что вам больше всего понравилось?
— Что вам показалось сегодня самым интересным?
— Что было сложным?
— А что легко удалось сделать?
Приложения:
Опубликовано: 02.06.2020