РР Обучение сочинению-рассуждению. Задание 15.3., Тема: РР Обучение сочинению-рассуждению. Задание 15.3.
Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях ;Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть 3 ОГЭ).
Тип урока:
1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2. развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
3. развивать умение собирать и систематизировать
4. развивать умение строить сочинение в определённой
1. не причинять вреда окружающим людям;
2.призывать к уменьшению общего количества страданий;
1. развивать речевую культуру учеников;
2.развивать память учащихся и умение грамотно выражать свои мысли;
- лист А4, текст, задание доска, компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.
1. Организационный момент. (0,5 мин.)
2. Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)
3. Чтение текста. (3мин.)
4. Формулировка задания. (0,5 мин.)
5. Разбор композиции + критерий (3мин.)
6. Способы толкования слова по вариантам + притча + запись (7 мин.)
7. Комментарий + запись +прослушать несколько работ (3мин.)
8. Критерий (0,5 мин.)
9. Соединение Вступления и Основной части(1мин.)
10. Основная часть 2 примера + запись по вариантам( 8-10 мин.)
11. Включение примеров ( речевые клише) +Критерий( 1-2мин)
12. Вывод +критерий ( 2 мин)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 .Организационный момент: Здравствуйте, ребята |
||
2.Целеполагание: Наш сегодняшний урок – урок развития речи. Цель занятия– помочь вам преодолеть трудности письменной речи и подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по заданию 15.3. Итогом этой работы станет ваше сочинение. — У вас на партах листы А4, в которых вы будете работать, текст, задание. |
||
3. Чтение текста: Давайте обратимся к тексту Альберта Анатольевича Лиханова: — чтение текста учителем. (1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса… (5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)0ни наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди. (15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими. (19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставили себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось. (24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали. (27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцатъ. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрение результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть… (37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг… (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном: — (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя! (По А. Лиханову)* * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. |
||
4.Формулировка задания : формулируем задание 15.3 ( прочитать задание): главное — ответить на вопрос: «Что такое сострадание?»; 70 слов; самостоятельное суждение на предложенную тему. ( слайд №2) Обратить внимание! словарь: выяснить значение слова сострадание. |
||
4.Композиция : Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение? ( слайд №3: тезис, доказательства, вывод) . А) Что такое тезис? Б) Что такое вывод? — Всё сказанное верно. Обратите внимание: мы не просто должны сформулировать тезис, но и прокомментировать определение, представляющее тезис. (Эта деталь для нас новая). Что значит прокомментировать определение? 5.Критерий оценивания 1: (Слайд№4) : если у вас нет ошибок в построении текста, вы максимально можете получить 2 балла. |
Из 3-х частей. -та мысль, которую мы будем доказывать ; — подтверждение тезиса, он помогает обобщить сказанное, завершает текст. Прокомментировать: дать объяснение, пояснить. Насколько это важно. |
|
6. По условию задания в качестве тезиса мы должны взять определение слова «Сострадание». (слайд №5) — Какие способы толкования ЛЗ слова уже вы знаете? На столе у каждого из вас лежат розовые карточки; цифры, указанные на них – ваш вариант: 1В — даёт определение слову СОСТРАДАНИЕ через понятийный способ; 2В-через синонимический ряд; 3В — работает с описательным способом; 4В – использует комбинированный способ. Но сначала послушайте старую притчу, она поможет вам справиться с заданием. Притча Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос: — Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание? После размышлений один сказал: — Я это понимаю как помощь старикам и детям. — А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, — быстро добавил другой. — А для меня, — серьёзный голос третьего ученика заставил всех повернуться к нему, — это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу. — Правильно, — одобрил Учитель. — Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание в умении не отвернуться, а выслушать чужую скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело. А это удел только очень сильной личности. (После прослушивания запись на листочке) ПРОВЕРКА ЗАПИСЕЙ: 1В-2В-3В-4В +СЛАЙД |
Понятийный — даём определение понятию через слово «Это» ( Сострадание – это…); синонимический- подбор синонимов; описательный — перечисление набора признаков; комбинированный — совокупность нескольких способов СМ .СЛАЙД №5 Н-р: 1.Понятийный- Сострадание – это способность чувствовать чужую боль , как свою собственную , и без раздумий оказать помощь ближнему. 2.Синонимический – Сострадание – это гуманность, милосердие, участие, сочувствие. 3.Описательный- Сострадание – это всё то, что мы называем милосердным, искренним, благожелательным. 4.Комбинированный – Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного. |
|
7. А теперь записанное определение нужно прокомментировать. (Слайд №6) — Что значит прокомментировать тезис? — Запишите комментарий – проверить 1-2 Обратить внимание: тезис +комментарий – 1 абзац. |
Объяснить, показать важность, жизненность этического понятия Н-р: Сострадание – это нравственное качество, которое предполагает способность чувствовать чужую боль, как свою собственную, и без раздумий оказать помощь тому, кому она требуется . В современном мире и так много горя, поэтому людям нужно быть милосерднее и добрее по отношению друг к другу. |
|
8. Критерий оценивания (слайд №7): За толкование слова и комментарий к нему вы можете получить максимально 2 балла |
||
9. Какие речевые клише помогут нам соединить Вступление и Основную часть? ( слайд №8) — Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. — Попробуем объяснить данное определение. Обратить внимание: данные речевые клише записываем в 1 абзаце. |
Ученики записывают на листке |
|
10. Что содержит основная часть сочинения? (2 примера : 1- из указанного текста; 2-из жизненного опыта) (слайд №9) 1. Рассуждаем вместе, ищем пример в тексте (1) : — В чём заключалось сострадание учительницы? — Сострадание учительницы активное или пассивное? : 2.Рассуждаем вместе : Приведите примеры из жизненного опыта(2): Запись только после речевых клише! |
2 примера — Понять чувства и переживания детей и острое желание помочь им в обретении семьи, дома. ТЕКСТ : «печальные маленькие люди», «глаза печальные», « на ступеньках дрожала обида». «Помню то острое чувство вины, которое поразило меня, и пришли простые мысли : …им нужен кто-то, очень близкий нужен…родные люди». ТЕКСТ : «Написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек». Ученик : В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания Ученик : 1 канал ТВ: Передача «День Ангела». Ученик : Помощь соседям. Ученик : Сбор средств для детей с ДЦП. Произведения: М.Шолохов « Судьба человека» (Андрей Соколов) В.Распутин «Уроки французского»(Учительница Лидия Михайловна) |
|
11.Включение примеров (слайд №10) Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише: — Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту А. Лиханова. — Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста А. Лиханова. -Примеры сострадания можно встретить в жизни. -Это определение можно доказать на таком примере. -В подтверждение приведу пример из жизни. |
Запись примеров по вариантам |
|
12. Критерий оценивания: (СЛАЙД№11): max. балл за 2 примера – 3 балла |
||
13.Завершить вашу работу вам поможет вывод. Какие слова помогут вам начать вывод? – вводные слова; — речевые клише ЗАПИСАТЬ ВЫВОД |
значит, итак, следовательно, таким образом мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного |
|
14 . Критерий оценивания (слайд№13): смысловая цельность сочинения – 2 балла. ИТОГО: за содержательную часть сочинения вы можете получить максимально 9 баллов. |
||
15 . Читаем получившееся сочинение |
Ученики читают получившиеся работы |
|
16-17. (слайд№14,15) Писать аккуратным почерком |
||
18. Благодарю за урок, думаю, что он не прошёл даром. Вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия, понять его смысл. Оценки: |
||
19. Домашнее задание: отредактировать сочинение, записать в беловик. |
СОЧИНЕНИЕ Сострадание – это нравственное качество, которое предполагает способность чувствовать чужую боль, как свою собственную,и без раздумий оказать помощь ближнему. В современном мире и так много горя, поэтому людям нужно быть милосерднее и добрее по отношению друг к другу. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста А.Лиханова. Поступок учительницы можно назвать сострадательным, ведь ею руководило желание понять чувства и переживания детей, стремление помочь им в обретении дома, семьи. Её поразили « печальные маленькие люди» с печальными глазами настолько, что она почувствовала острое чувство вины перед ними. Главная героиня пишет статью в газету о ребятишках, привлекает внимание к их горю. Оказывается, ещё в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания. В Древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Подводя итог, могу сказать, что сострадание и милосердие – главные ориентиры, с которыми человек сможет сохранить не только себя как личность, но и создать вокруг себя мир добра, красоты, справедливости. |