|
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Первоначальное название повести «Собачье сердце», написанной М. Булгаковым в 1925 году, было «Собачье счастье. Чудовищная история». Впервые автор прочел своё произведение на Никитинском субботнике. Один из слушателей так оценил незаурядную дерзость повести: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему». Вскоре после этого события в доме автора был произведен обыск, а рукопись конфискована. Повесть не увидела свет при жизни Булгакова, она была опубликована много позже. И можно понять почему, ведь ничего хорошего о советской власти в своем произведении писатель не сказал. Он сравнил эту власть с собакой, которая вдруг стала человеком. Но не все так однозначно в этой повести… «Собачье сердце» стало откликом Булгакова на историческую и культурную ситуацию в советской России первой половины 20-х годов. Научный эксперимент, изображенный в повести, – это картина пролетарской революции и её результатов. В своем произведении Булгаков поднимает многие насущные вопросы того времени: соотношение эволюции и революции, судьба интеллигенции, природа новой власти. К тому же, кроме общеполитических тем, автора волнует проблема новой и старой нравственности и морали – какая из них человечнее. Так, в «Собачьем сердце» сопоставлены разные слои общества: интеллигенция, которую олицетворяет автор эксперимента профессор Преображенский, и «новые» люди, рожденные революцией. Его ярким представителем является Полиграф Полиграфович Шариков, а также Швондер. Доктор Борменталь называет профессора Преображенского, чей скальпель «вызвал к жизни новую человеческую единицу», творцом. Но сам автор, как мне кажется, не столь положителен в этой оценке. Преображенский посягнул на роль создателя, самого Господа Бога. Он пренебрег законами эволюции и «создал» человека, проведя чудовищный эксперимент. Все, что происходило в этот период в России, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент, грандиозный по масштабам и своей опасности. Автор, как мне кажется, не видит за Преображенским морального права принимать высокую роль Творца. Конечно, профессор – светило науки. Он и впрямь сделал уникальную операцию, пересадив псу человеческий гипофиз и тем самым «очеловечив» его. Но Шариков стал воплощением всех «страшных черт моего народа». Прием «перевоплощения», взятый Булгаковым из фантастики и составляющий главную художественную особенность повести, приводит к тому, что реальная ситуация доводится до абсурда. Таким образом, становятся видны все ее стороны, в кривом, но правдивом зеркале. В своем произведении Булгаков утверждает невозможность насильного и кардинального переустройства общества. И ведь он оказался прав – ошибки революции еще на протяжении многих десятилетий звучали по всей стране. При всем этом следует заметить, что автор не против переустройства общества, но не такими быстрыми и радикальными методами. Приняв человеческий облик, Полиграф Полиграфович попадает в общий «хор» классовой ненависти пролетариата к буржуазии. Он читает переписку Маркса с Каутским, ненавидит богатых, рассуждает о распределении жилплощади домовым комитетом («один в семи комнатах расселился»). Кроме того, Шариков ненавидит образованных и интеллигентных людей. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков провозглашает недопустимость подобных процессов в обществе — иначе оно обречено. Мне кажется, что мы должны помнить и уважать свое прошлое, так как в нем много уроков и опыта. Другой вопрос о том, что необходимо пересматривать старые «шаблоны», отказываться от отрицательного опыта. Но на это нужны мозги, а как раз мозгов у Шариковых нет, только гипофиз. По мнению автора, в новом обществе к власти приходят рабы. Власть они получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны. Человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в таких людях. Художественные особенности повести во многом основаны на многочисленных ассоциациях и связях с другими произведениями литературы. Экспозиция является своеобразным ключом к произведению. Все элементы вступления: зима, вьюга, господин в шубе, бродячий пёс — очевидные переклички с поэмой Блока «Двенадцать». В художественный строй повествования включается даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как воротник. Буржуй в поэме Блока «в воротник упрятал нос», бездомный же пёс в повести Булгакова определяет социальный статус своего будущего благодетеля прежде всего по воротнику: «…Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но всё же издали можно спутать». Таким образом, повесть Булгакова «Собачье сердце» — выдающееся произведение русской литературы как по идейному замыслу, так и по своим художественным достоинствам.
|
Смотрите также по произведению «Собачье сердце»: |