В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» все пять глав о помещиках построены по единому композиционному принципу. Описание имения, беглый и затем подробный портрет помещика, авторская характеристика с обобщением «в масштабе России», подчёркнутые ассоциации с животными или миром вещей, детально выписанный интерьер, пейзаж, сцена угощения и, наконец, диалог с Чичиковым по поводу «мёртвых душ» — в такой последовательности применяется писателем арсенал средств для создания каждого из образов в этой галерее. В результате перед читателем предстают весьма разнообразные, индивидуализированные характеры, объединённые только одним качеством — бездуховностью. Гоголь создаёт монументальное эпическое полотно, где предметом изображения является нравственная деградация человека.
Какой истинно русский порок получил персонифицированное воплощение в лице Собакевича? Почему он — мёртвая душа? Его безусловный ум и замечательная практичность, хозяйственность, прочная сила, резвость нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении желаний и, наконец, превосходный аппетит (вспомним описание пышной трапезы и поведения Собакевича за столом!) — всё это, на первый взгляд, свидетельствует как раз о живости и активности этого персонажа. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что целью его устремлений является только одно — накопительство в чистом виде. Ради личной выгоды он готов подмять под себя весь мир, способен на любое жульничество ради наживы. Вспомним, например, с каким жаром он расписывает достоинства умерших крестьян, чтобы подороже сбыть «мёртвые души» Чичикову.
В характере этого персонажа положительные качества трансформируются в отрицательные черты: практичность превращается в прагматичность, хозяйственность — в прижимистость, сила оборачивается грубостью, резвые нападки граничат с холодным цинизмом. Особо говорится о том, что Собакевич «ни о ком не любил хорошо отзываться»: председатель у него — «дурак, какого свет не производил», губернатор — «первый разбойник в мире», а в целом «все мошенники, все христопродавцы».
Особенности сюжета и композиции произведения «Мертвые души»
... совпадение с финалом духовного движения последнего пункта дороги. Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Приступая к работе над поэмой "Мертвые души", Гоголь писал, что ему хочется в этом ...
По известной русской пословице, Собакевич «неладно скроен, да крепко сшит». Однако его сила и прочность оборачиваются скованностью, телесной и духовной неподвижностью, что получает выражение в портрете героя и интерьере. Гоголь наделил его не только говорящей фамилией, но и соответствующим именем, подчёркивающим неуклюжесть, неповоротливость Собакевича: «Чичиков еще раз взглянул на него искоса: медведь! совершенный медведь! Нужно же было такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семёновичем».
Портрет Собакевича создаётся на основе развёрнутых сравнений («спина, широкая, как у вятских приземистых лошадей», и «ноги, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах») — и ассоциаций с животным миром. Вся обстановка, окружающая Собакевича, уподобляется хозяину: «…Словом, всё было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Гоголевские герои непроизвольно создают вещный мир по своему образу и подобию, причём вещи вытесняют из повествования персонажей, занимая их место в художественном пространстве. Окружающая героев среда одушевлена и активна. Каждый предмет в доме Собакевича словно говорит: «Ия тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!».
Безусловно, Собакевич — образ более живой, чем, например, Манилов или Коробочка. Изображая его, Гоголь даже привлекает положительные фольклорные ассоциации (медведь, богатырь).
Но Собакевич умертвил свою душу страстью к наживе. И нет никакой надежды на воскрешение!
Как и многие гоголевские персонажи, Собакевич представляет собой героя вне времени: этот образ, к сожалению, не устаревает со сменой веков. Как это ни горько сознавать, он воплощает одну из неприглядных черт русского национального характера. И среди наших современников встречаются дельцы, которым свойственно бездушное и безнравственное предпринимательство Собакевича: таким безразлично, на чём строить бизнес и кого обманывать, — была бы только прибыль. Словом, встреча с очередным героем-помещиком побуждает к размышлениям о путях исторического развития нации, о возможностях её духовного оздоровления.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004