Урок по русскому языку. -описание хохломской игрушки «Добрым людям на загляденье»

Сочинение

Интегрированный урок русского языка в 8 классе., Развитие речи., Сочинение-описание хохломской игрушки., Тема: Добрым людям на загляденье.

ЦЕЛИ:

  • учить художественному видению окружающего мира;
  • расширять кругозор;
  • закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;
  • развивать устную и письменную речь;
  • учить создавать тексты определенного типа речи;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование:

записи на доске, изделия хохломских художников, репродукции с изображением села Хохлома, плясовые наигрыши, компьютер, проектор.

Эпиграф к уроку:, Кисть хохломская! Большое спасибо!, Сказывай сказку для радости жизни!, Ты, как душа у народа, красива,, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В.Боков

Ход урока:

Какой может быть основная мысль нашего урока?

Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

Основная часть урока

Рассказ об истории Хохломы

Экскурсия на фабрику «Хохломской художник»

Слушание плясовых наигрышей.

Подготовка к сочинению

Словарная работа

План сочинения

Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? (Чтение учителем легенд о появлении хохломского искусства)

А как же было на самом деле? (Трое учащихся рассказывают об истории Хохломы)

Почему деревянные изделия называют хохломскими? (рассказ учителя)

Чтобы поближе познакомиться с тем, как рождается деревянное золото, совершим экскурсию на фабрику «Хохломской художник». Показ презентации.

Плясовые наигрыши (жалейка, ложка, береста).

Что писали художники на изделия?

Как называется узор из цветов, трав и ягод? (Растительный орнамент)

Какой из них самый любимый? Почему? (травяной)

Каким цветом пишется травка? (красным, черным)

10 стр., 4676 слов

Использование современных технологий обучения на уроке в основной ...

... обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной ... традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. Для ...

Как называются самые затейливые узоры? (кудрины, всегда золотые)

Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Какие значения имеют цвета красный, золотистый, черный? (Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.)

Что означает слово ХОХЛОМА?

  1. Изделие, которое делают мастера.

  2. Народный промысел.

  3. Большое старинное торговое село, где продают хохлому.)

Как называется такое явление в русском языке? (многозначность)

Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях: 1 вар.- «изделия народных мастеров», 2 вар.- «народный промысел»,

3 вар.- «село Хохлома».

У вас должен получиться маленький рассказ.

Какой тип речи будете использовать при написании сочинения о хохломе? (описание).

Что характерно для этого типа речи? ( оно как бы отвечает на вопрос «каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке).

В каком стиле будете писать свою работу? (в художественном).

Чем отличается стиль художественной литературы от научного?

Скажите, перед вами научное или художественное описание? (презентация)

Так как вы выбрали художественное описание, поработаем над языком сочинения, подберем эпитеты, метафоры, сравнения.

ТРАВКА: колышется, стелется, кудрится, переплетается, тянется, золотая, зеленая, изумрудная, легкая.

ЗАВИТОК: завивается, играет, озорничает; игривый, трепещет, длинный, бегущий.

ЛИСТОК: прячется, дышит, радуется, выглядывает, золотистые, изящные, черно-зубчатые.

УЗОРЫ: затейливые, яркие, красные, удивительные, прекрасные.

СТЕБЕЛЬ: подглядывает, волнуется, колышется, тонкий, гибкий.

ЯГОДКИ: манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках, красные, пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые.

МАСТЕР: волшебник, художник, создатель, рисует, творит, создает, расписывает.

В каком значении использованы слова? (в переносном)

Каким может быть план рассказа о Хохломе? (презентация)

Как можно начать сочинение?

Вот передо мной……

Однажды я увидела……

Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…..

Какая главная мысль (идея) сочинения? (подчеркнуть красоту предмета)

Написание сочинения

Обучающие пишут сочинение