Рассуждение грамматика не предписывает законов языку

Сочинение

В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Пример­ные темы-цитаты (Темы-цитаты взяты в том числе и из книги «ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменаци­онные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.М.: Национальное образование, 2012) можно сгруппировали по следующим разделам:

  • Лексика и фразеология.
  • Лексика и грамматика.
  • Синтаксис и пунктуация.
  • Человек и его язык (речь).

  • Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Примерные темы-цитаты ( Темы-цитаты взяты в том числе и из книги «ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.М.: Национальное образование, 2012) можно сгруппировали по следующим разделам:

Лексика и фразеология

«Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Л.Н. Толстой).

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К. А. Федин).

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов).

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К.Г. Паустовский).

«Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русского языка).

«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» (Л.Н. Толстой).

5 стр., 2495 слов

Цитаты и сочинения о лексике и фразеологии

... недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом» . Комментарий к цитате. Рус­ский язык – один из бо ... от­ры­вок из про­из­ве­де­ния Кра­пи­ви­на на­пи­сан от пер­во­го лица и может рас­це­ни ...

«Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» (М.А. Шолохов).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В. Г. Короленко).

Лексика и грамматика

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают» (Г.В. Степанов).

«В языке есть. слова. В языке есть. грамматика. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский).

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский).

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение» (И.И. Постникова).

«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (Н. Г. Чернышевский).

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский).

«Имя существительное — хлеб языка» (Л.В. Успенский).

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они. выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А. А. Потебня).

«Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено»» (А. А. Реформатский).

«Русский язык. богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой).

«Движение и его выражение — глагол — является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе» (А. Н. Толстой).

Синтаксис и пунктуация

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

«Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи» (А.С. Пушкин).

«Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский).

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» (И. И. Постникова).

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис» (А. А. Реформатский).

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин).

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер»» (СИ. Львова).

10 стр., 4891 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского ...

... грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». 10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык ... их разговор от себя, автор может внести ... знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к ...

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина).

«Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл» (Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко).

«Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства» (Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко).

«Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Г. Паустовский).

«С какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя» (К.Г. Паустовский).

Человек и его язык (речь)

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И. А. Гончаров).

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габельенц).

«Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв).

«Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи » (Поль Рикёр).

«Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык. он также как бы пронизывается этим способом выражения» (А.Н. Толстой).

«Язык, по самой природе своей, есть орудие общения» (В.Г. Короленко).

«Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой» (Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко).

«Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному» (А. С. Пушкин).

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин).

«Язык — это то, что человек знает. Речь — это то, что человек умеет» (А. А. Мирошниченко).

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов).

«Русский язык. обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко).

«Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А. А. Мирошниченко).

«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н. Толстой).

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина).

12 стр., 5522 слов

Урок русского языка «Крылатые выражения как отражение истории, ...

... человека или его поступки. Таким образом, каждый из нас может стать героем крылатых выражений. Сочинение на тему крылатые выражения Введение Современный русский язык – один из богатейших языков ... С помощью крылатых слов и выражений наш язык более яркий и выразительный. Их использование в художественных произведениях и разговорной речи воспитывают вкус к народному творчеству. Крылатые выражения ...

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель — от слов, к мысли » (Н. Шамфор).

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано » (Е. В. Джанджакова).

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик).

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А. А. Зеленецкий).

«Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А. И. Горшков).

Готовое сочинение 9.1 ОГЭ: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира»

Задание 9.1:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Федоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Ф. Бунакова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для сочинения:

(1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.

  • (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.

(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

  • (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?

  • (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.

(12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:

  • (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?
  • (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?
  • (22)Джека Лондона.

(23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты …

5 стр., 2435 слов

Синоним к слову сочинение произведение

... инкунабула | указатель | сонник | кирпич | бестселлер компиляция | книга | сочинение | компилирование | компоновка | составление композиция | сочинение | произведение | составление | формирование | архитектоника | фотомонтаж | ассамблаж | строение | ... басня | плод воображения | досужая выдумка | враки | побаска | небылицы в лицах | небыль | игра воображения | сказки | байка | плод фантазии | миф ...

(27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.

  • (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил я.

(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло

и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.

  • (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!

(44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

  • (46)Брось. (47)Забудем. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

(49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу… (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.

  • (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно? (59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей…

Нагибин Юрий Маркович

Готовое сочинение 9.1:

“Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира” , – так считал известный лингвист Николай Федорович Бунаков. Я понимаю его слова так: для того чтобы построить высказывание, недостаточно просто подобрать необходимые слова и расположить их одно за другим. Слова должны быть соединены в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, включенного в ситуацию общения. Грамматика как раз и содержит в себе совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. Приведу примеры из прочитанного текста Ю.М. Нагибина.

10 стр., 4781 слов

Связь грамматики и лексики в русском языке

... лексика С точки зрения соотношения значений слов омонимы, антонимы, синонимы, паронимы Грамматический уровень языковой системы Грамматика как раздел науки о языке изучает грамматический строй русского языка и ... и форм) и форма слова Словообразование Части речи и их грамматические значения (время, вид, лицо, число, падеж…) СИНТАКСИС Подчинение, сочинение Предложение Члены предложения Порядок слов ...

Во-первых, предложение 38 (“Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал”) – это синтаксическая конструкция с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Это позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.

Во-вторых, предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. В предложении 4 словосочетание “письменного стола” построено на основе согласования: зависимое слово “письменного” употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное слово “стола” (род.п., ед.ч., м.р.).

Таким образом, мы доказали правоту слов Н. Ф. Бунакова: грамматика помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, раскрыть все богатства своего внутреннего мира.