«Психологические аспекты общения» выполнено студенткой группы 2 юр Б 9 ГБПОУ ПТТТиС

Эссе

Ерошенко Ангелина, группа 2 юр Б 9, специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

руководитель: Н.Н.Малыхина

педагог – психолог

ГБПОУ ПТТТиС

Психологические аспекты делового общения

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце…

Г.Низами, азербайджанский поэт.

Антуан де Сент- Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь без общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества; никакая деятельность без общения не осуществима. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми закрытыми, необщительными – «буками»- стараемся контактировать как можно реже.

Проблема общения все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни.

Важное значение в общении приобретают знания и учет моральных качеств и индивидуально – психологических особенностей личности. Именно знания психологии помогают нам правильно сформировать представления о собеседнике, представить его способность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности партнера работать в коллективе. Вместе с тем, всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения.

Деловое общение строится на таких моральных качествах личности, как честность, долг, совесть, достоинство, которые придают деловым отношениям нравственный характер.

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то из нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали резко, грубо, хотя этого не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портятся настроение, мы не можем понять, почему так произошло. Нет человека, который бы ни разу не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе, с людьми, которые нам малосимпатичны; в этой ситуации крайне важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности.

2 стр., 790 слов

Я лучше я умнее всех человек такой моральной позиции

... человек, считающий себя умнее всех, не сможет судить о своих возможностях? Такой человек, ... лучше разобраться в поставленной автором проблеме. Позиция автора заключается в следующих словах: ”Человек, считающий себя лучше и умнее ... человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ...

Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая и сильная связь.

Из общения строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально- психологического анализа, и именно поэтому общение рассматривается как фактор социально – психологической адаптации.

Адаптация (адаптивность) – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения – удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью; одна из важных вех в жизни человека, через неё он формирует свое мировоззрение и становление как личность.

Социализация (адаптация) человека на новом месте зависит от того, насколько хорошо его принимает на новом месте коллектив. Социализация затруднена в случае ролевой неопределенности, когда обязанности нечетко определены и структурированы, и ролевого конфликта, когда требования организации вступают в конфликт с личными стандартами человека.

Для того чтобы процесс адаптации проходил безболезненно и дал положительные результаты, необходимо соблюдать четыре этапа его проведения:

  1. Необходимо оценить уровень подготовленности новичка для того, чтобы сформировать индивидуальную программу адаптации именно для него;

  2. Необходимо не теоретически ознакомить новичка с фронтом его будущей работы, а наглядно все показать и рассказать о требованиях, которые будут к нему предъявляться;

  3. Необходимо приспособить новичка к его новому статусу, втянуть в межличностные отношения;

  4. Этап завершения процесса адаптации сводится к постепенному преодолению производственных (учебных) и межличностных проблем и переходу к стабильному выполнению своих обязанностей.

Но для успешного прохождения процесса адаптации необходимо уметь общаться. А что означает уметь общаться? Это, прежде всего, умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения. Мы всегда подчеркиваем, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно объединить в девять групп, так называемых «абстрактных типов» собеседников:

  1. Вздорный человек, «нигилист» — не придерживается темы беседы, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседника и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргументацией.

    5 стр., 2077 слов

    Роль общения в профессиональной деятельности человека

    ... - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. В данной работе рассматривается роль общения в профессиональной деятельности человека. Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, ... инициативу или только любители командовать необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек); - — отсутствие лишних работников ...

  2. Позитивный человек – является самым приятным собеседником. Он доброжелателен, трудолюбив, стремится к сотрудничеству.

  3. Всезнайка – всегда уверен в том, что все знает лучше всех; постоянно включается в любой разговор.

  4. Болтун – любит высказываться пространно, бестактно прерывает беседу.

  5. Трусишка – такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, не выскажет свое мнение из-за боязни показаться смешным или глупым.

  6. Хладнокровный, неприступный собеседник – замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

  7. Незаинтересованный собеседник – тема разговора его не интересует.

  8. Важная птица – не выносит никакой критики. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

  9. Почемучка – постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизненных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значимости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы все должны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе общения между коллегами, руководством может возникнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к информационным потерям.

БИБЛИОГРАФИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/potolkuesh-s-odnim-vozlikuesh-potolkuesh-s-drugim-zatoskuesh/

  1. Аверченко Л.К. Психология управления: Курс лекций.- М.: Новосибирск, 1989.

  2. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. М.: Эксмо, 2008.

  3. Морозов А.В. Деловая психология. – СПб., 2000.

  4. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. – М., 1996.

  5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: «Академия», 2007.