инструкция по применению

Сочинение

Текст: Татьяна Шипилова

Итоговое сочинение и сочинение в ЕГЭ по русскому языку и литературе должны строиться по определенному плану, иметь четкую структуру.

Хорошо это или плохо?

Конечно, есть процент школьников, которые могут выполнить задание творчески. Но каков этот процент? Хорошо если процентов пять. Ведь мы прекрасно понимаем, что если в душе ты «физик», а не «лирик», то писать пространные сочинения-рассуждения — явно не твоя сильная сторона. И чёткие требования к структуре должны облегчить подготовку к ИС, а не усложнить.

Это как при изучении английского языка: в школе раздражает и даже злит, что в английском такой чёткий порядок слов, просто потому что это непривычно для русского, а ведь именно этот момент должен упрощать школьнику жизнь: выучил, в какой последовательности должны стоять члены предложения, и потом этой схемой пользуешься. Но всё непривычное априори кажется нам неприятным и лишающим свободы самовыражения.

Но творческая личность, умеющая думать и анализировать, всегда найдет способ самовыражения. А личность, интересующаяся больше техническими науками или финансами, может вздохнуть спокойно: пространного рассуждения никто на ИС от неё не потребует.

А что потребуют? Давайте разбираться!

На сайте ФИПИ можно найти все требования к ИС и к ЕГЭ. Повторим их еще раз:

Критерий 1, Критерий 2

Критерий 3

Критерий 4

Критерий 5

Для того чтобы сочинение было зачтено, необходимо получить зачёт по К1 и К2 и хотя бы один из К3-К5.

Т.е. требования не такие уж и зверские, если учитывать, что на 100 слов можно совершить 5 ошибок.

Чего делать точно не надо (и вообще нельзя):

  • растекаться мыслью по древу и пускаться в пространные рассуждения на отвлеченные темы. Т.е. если вас спросят, какой напиток вы любите больше всего, не надо рассуждать, что напиток – это жидкость, а жидкость – это вода, а вода – это жизнь, а человек состоит на 80% из воды, а значит, человек – это жидкость. Нужно спокойно, чётко и аргументированно ответить, какой ваш любимый напиток и почему он таковым является.
  • менять тему в формулировке тезиса. Если вас спрашивают, бывают ли мечты, недостойные человека, не надо рассказывать, что любой человек имеет право на мечту. Потому что Гитлер тоже много о чём мечтал. И Волан-де-Морт с Сауроном тоже. Но увы, эти мечты не оценили все остальные, да и достойными их тоже назвать не получается.
  • приводить аргумент из литературы, не соответствующий тезису. Т.е. если тема посвящена подвигу народа в Великой Отечественной войне, не нужно доказывать, что вообще-то гражданский человек воевать и не должен, в войне должны участвовать только профессионалы.
  • приводить аргумент из книги вашего дядюшки/брата/свата, которую он отпечатал в 20 экземплярах и раздал на домашнем торжестве.

    17 стр., 8240 слов

    Наверное общая беда делит нас на людей и людишек сочинение

    ... – это негативное качество, которое основывается на собственных бедах, но вызвано победами других людей. Сочинение ОГЭ 9.3. (15.3) Зависть. Что ... герою ринуться в лес по веткам и ухабам. Все это говорит нам о том, как важно было ... и забирает фрукт у ребят, чтобы сварить компот на всех. Показательными являются размышления мальчика после того, как он сам отдал грушу: «мысль, что моя груша пойдет на общий ...

    В качестве argumentum ad verecundiam (ссылки на авторитет) можно использовать только книгу, изданную тиражом хотя бы 500 экземпляров и имеющую свой ISBN.

  • формулировать аргумент так, что в итоге совершенно непонятна цель высказывания.
  • забывать про нормы этики и морали.
  • заранее выражать провокационную точку зрения. Проверяющий не обязательно может с вами не согласиться. Он может просто вас не понять.
  • аргумент из кино/музыки/истории расписывать на 150 слов, а аргументу из литературы посвятить 50 слов. Это будет сразу незачет, так на экзамене делать не надо.

Что делать можно (и нужно):

  • помнить, что все проверяющие – не идеальные «мыслящие машины», а тоже живые люди и могут чего-то не знать, что-то не читать/не смотреть/не слышать/не слушать.
  • давать чёткий ответ на заданный в теме вопрос/проблему.
  • опираться на текст литературного произведения

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/god-literaturyiitogovoe/

    в первом аргументе и делать на него основной упор.

  • привлекать к аргументации любую книгу: русская классика, зарубежная классика, русская современная литература, зарубежная современная литература, сказки, былины, баллады, поэзия, проза, басня – всё, кроме малых фольклорных форм (частушки, присказки, прибаутки и т.п.).

  • развёртывать тему так, как вам удобно к ней подступиться, чтобы опираться на те литературные произведения, которые вы хорошо знаете. Например, дана тема «Какие уроки нынешнее поколение должно вынести из потрясений ХХ века?» , а вы читали только «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи и смотрели фильм «Джокер» Тодда Филлипса. Вот и вспомните, что в нацистской Германии времён Второй мировой войны было принято решение избавиться от всех психически нездоровых людей, чтобы оздоровить нацию. Очевидно, что подобное зверство ни к чему не привело: через пару поколений снова появились люди с тяжелыми психическими отклонениями, для которых опять пришлось создавать определенные условия, потому что, если общество перестает думать о больных, оно само становится больным.
  • написать сочинение на 250+ слов (не меньше точно, его просто не будут проверять).

    14 стр., 6946 слов

    По музыкальному произведению пример готового сочинения и советы учащимся

    ... как писал М.В. Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся Большинство современных родителей, дети которых учатся в школе, задаются вопросом: зачем на уроке музыки писать сочинения? ... мысль. С логической точки зрения ... музыки. Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку. Эссе на тему “Музыка ...

    Это, кстати, не так много. Если вы дочитали до этого места, значит, вы прочитали уже 700 слов.

Как лучше начинать писать само сочинение:

  • выберите подходящую тему, подумайте, что лично вы о ней можете сказать;
  • вспомните 1-2 произведения, в которых поднимается подобная проблема;
  • свяжите свою точку зрения с точкой зрения автора приводимого в аргументе произведения;
  • сформулируйте тезис максимально корректно и логично;
  • продумайте, что вы хотите сказать – и следите, что именно это и говорите;
  • составьте план, к каждому пункту напишите 1-2 главные мысли;
  • дальше эти мысли разверните, приукрасьте, обрисуйте подробностями;
  • не забудьте сделать вывод.

235 минут

Главное – не бояться и не думать, что весь мир хочет завалить вас на простом сочинении.