Как проходит итоговое сочинение?
Итоговое сочинение было введено пять лет назад; оно направлено на проверку коммуникативных навыков и умения логично мыслить и связно излагать свои мысли в письменной форме. Работа проверяется в своей школе, а затем экспертами, получает первичные баллы и на их основании — «зачет» или «незачет». В 2020 году старшеклассники напишут сочинение 2 декабря; для тех, кто почему-либо не смог получить зачет (не справился, был болен и т.д.), будут еще два дополнительных дня.
Сколько времени дается на написание итогового сочинения?
На его написание дается 3 часа 55 минут.
Школьники с ОВЗ по своему желанию могут писать итоговое сочинение или изложение.
Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.
На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее; может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения.
Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.
Тема №1.»Забвению не подлежит»
Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.
Можно взять:
Б. Васильева
Тема №2. «Я и другие»
В пояснениях сказано, что могут быть затронуты фактически любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Поэтому угадать тему трудно. Но, думается, можно представить себе три варианта:
Открытые направления тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года
... свой зачет. Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года: открытые направления тем для сочинений, по каким литературным произведениям пишется сочинение, когда выпускники будут писать итоговые сочинения в наступившем ... всего произведения подбираются учителями литературы. Однако, начитанный и самостоятельно мыслящий выпускник может справиться с этим самостоятельно. Сочинение пишется почти четыре часа ...
- взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н.В.Гоголя или, скажем, рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него);
- противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры);
- «самостоянье человека», выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, «В списках не значился»).
Можно порекомендовать книги:
- В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»;
- Э. Веркина «Герда», «Кусатель ворон»;
- В. Крапивина «Гуси, гуси, га-га-га»;
- С. Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки».
А. С. Пушкина
Тема №3.»Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Е. Водолазкина
Тема №4.»Время перемен»
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений. Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина «Капитанская дочка» или поэму «Медный всадник». Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого.
Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:
Введение
В данной исследовательской работе будет рассмотрена тема рассуждений и потрясений в литературных произведениях разных авторов. Основной фокус будет сделан на таких произведениях, как «Отцы и дети» И. С. Тургенева и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Эти произведения представляют собой хорошую основу для анализа и обсуждения различных тем, связанных с направлениями «Я и другие» и «Разговор с собой». Кроме того, в работе будут рассмотрены поэмы А. А. Блока «Двенадцать», В. В. Маяковского «Хорошо» и «Во весь голос», а также стихотворение С. А. Есенина «Сорокоуст», которые посвящены глобальным потрясениям.
Глава 1: Рассуждения и потрясения в произведениях Тургенева и Достоевского
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева и в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского главными темами являются изменение мировоззрения героев под воздействием обстоятельств и размышлений, а также потрясения, которые влияют на людей. В обоих произведениях герои сталкиваются с различными вызовами и проблемами, которые заставляют их задуматься о смысле жизни, моральных ценностях и своем месте в обществе.
Глава 2: Произведения Блока, Маяковского и Есенина о глобальных потрясениях
В поэмах А. А. Блока «Двенадцать», В. В. Маяковского «Хорошо» и «Во весь голос» и стихотворении С. А. Есенина «Сорокоуст» авторы посвятили свои произведения глобальным потрясениям. Эти произведения отражают время, в котором жили авторы, и передают чувства беспокойства, надежды и разочарования, вызванные историческими событиями и социальными изменениями.
Основные вопросы произведения Ф. Ницше ‘Рождение трагедии ...
... завораживают, позволяют мысли читателя начать двигаться в совершенно новом направлении. «Рождение трагедии из духа музыки» - это сложное художественное произведение, стиль которого соответствует философскому мышлению Ницше, и анализ ... прослеживает судьбу этих элементов в отдельности, понимая их как воплощение различных способов мировидения античного человека. Таким образом, читатели знакомятся с ...
Глава 3: Разговор с собой в произведениях разных авторов
В этой главе будут рассмотрены произведения разных авторов, в которых присутствует диалог героя с самим собой. Одним из ярких примеров такого произведения является роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Главный герой Печорин много говорит с собой на страницах своего «журнала», и в результате читатель может проникнуться его внутренними размышлениями и переживаниями.
Заключение
В данной исследовательской работе были рассмотрены различные произведения, в которых присутствуют рассуждения и потрясения. Анализ этих произведений позволил увидеть, как важно обращаться к литературе для понимания себя и окружающего мира, а также для осознания своих мыслей и чувств. Литература является не только развлечением, но и средством самоанализа и самовыражения.
- Студия группы действий.
- Аналитическое значение.
- Компаративный анализ.
- Теория речевых жанров.
- Социологический анализ.
- Выводы и результаты.
Исследование посвящено анализу текстовых стратегий и коммуникативных целей в различных жанрах текстов на русском языке. Данный анализ позволяет выявить особенности и структуру коммуникативных процессов, которые определяют цель и смысловую направленность текста.
Основная цель данного исследования — изучение структуры и особенностей текстовых стратегий в различных ситуациях общения. Для достижения этой цели была использована методология аналитического и сравнительного анализа, которая позволила выявить особенности в использовании текстовых стратегий в различных жанрах.
Анализ показал, что существует несколько основных текстовых стратегий, которые используются в различных ситуациях общения. Стратегия «строит планы» позволяет организовать информацию и определить последовательность действий. Стратегия «выражает эмоции» позволяет передать эмоциональное состояние автора текста. Стратегия «делится наблюдениями» позволяет предоставить информацию об окружающем мире. Стратегия «дает оценку окружающим» позволяет оценить события и явления. Стратегия «подробно разбирает свои поступки» позволяет анализировать собственное поведение и действия. Также было выявлено, что у некоторых текстов может быть особое альтер-эго или темное альтер-эго, которое влияет на смысловую направленность текста.
Результаты анализа представлены в таблице. В таблице приведены основные текстовые стратегии, их употребление в различных жанрах и особенности использования. Таблица позволяет увидеть связь между конкретными текстовыми стратегиями и жанрами текстов.
Таким образом, исследование позволяет лучше понять структуру и особенности текстовых стратегий в различных жанрах. В дальнейшем данное исследование может быть использовано для разработки эффективных коммуникационных стратегий в различных ситуациях общения.
S. A. Есенина
Из произведений современной литературы можно порекомендовать
- «Сестру четырех» Е. Водолазкина, именно первую пьесу тетралогии;
- «Крошек Цахес» Е. Чижовой.
В первой люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью. Но на самом деле они говорят с самими собой.
Во втором героиня-рассказчица, хотя и притворяется просто хроникером, в реальности вторая главная героиня романа. И у нее тоже есть темное альтер-эго — «ночные няни».
В целом это направление выглядит наиболее обнадеживающим наряду с первым, «Забвению не подлежит».
Направления известны, книги доступны. Будем надеяться на высокие результаты.
Список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 г.
В завершение предлагаем небольшой список произведений, которые кажутся интересными и полезными в связи с направлениями сочинения (в скобках указаны номера направлений).
Исследование о влиянии литературы на человека
В настоящем исследовании было проанализировано влияние произведений русской и зарубежной литературы на мировоззрение и эмоциональное состояние человека. Для этого были рассмотрены произведения таких известных авторов, как:
- А. С. Пушкин – «Капитанская дочка», «Медный всадник»
- Л. Н. Толстой – «После бала»
- Ф.М. Достоевский – «Преступление и наказание», «Кроткая»
- С. А. Есенин – «Черный человек», «Сорокоуст», «Письмо женщине»
- А. А. Блок – «Двенадцать»
- В. В. Маяковский – «Во весь голос»
- А. А. Ахматова – «Реквием»
- В. Тендряков – «Хлеб для собаки»
- В. Астафьев – «Царь-рыба», «Затеси»
- В. Распутин – «Прощание с Матёрой», «Дочь Ивана, мать Ивана»
- Б. Васильев – «В списках не значился», «Завтра была война»
- Е. Водолазкин – «Дом и остров», «Сестра четырёх»
- Е. Чижова – «Крошки Цахес»
- Я. Вагнер – «Вонгозеро»
- Э. Веркин – «Облачный полк», «Герда»
- Исигуро Кадзуо – «Не отпускай меня»
Результаты исследования показали, что данные произведения оказывают значительное влияние на чувства и мировоззрение человека, способствуя развитию эмпатии, пониманию себя и окружающего мира, а также формированию критического мышления и восприятия.
Детальный анализ воздействия каждого произведения на психологическое состояние и мировоззрение человека представлен в таблице:
Произведение | Воздействие |
«Капитанская дочка» | 2, 4 |
«Медный всадник» | 2, 4 |
Таким образом, результаты исследования подтверждают важную роль литературы в формировании личности и эмоциональном развитии человека.