В чем суть извечного спора о человеке? ( по трагедии «Фауст» Гете)

Сочинение
  • Другие
  • Анализ трагедии Фауст

Произведение Гёте стало одним из самых знаковых и влияющих на мир литературы, поэзии, и искусства. В процессе его повествования раскрываются несколько сюжетных линий, происходит трагическая любовная история, и даже сами небеса развергаются в процессе повествования, и происходит ещё множество интереснейших вещей, однако, автор заложил в произведение больше, чем просто интересная сюжетная линия.

“Фауст” и считают весьма важным произведением в мировой литературе за то, что в нём сокрыто гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Далеко не при первом прочтении можно обратить внимание на весьма немалое количество отсылок к библии, древней мифологии, античности и т.д. Данный аспект в произведении играет немаловажную роль, так как он явно даёт понять, что произведение будет фантастическое, более направленное на мистику чем на реализм, отчего процесс его понимания и идентифицирования становится в разы легче.

Также в произведении поднимается тема бога и дьявола, добра и зла, жизни и смерти, таким образом, Гёте заостряет внимание на вещах, которые всегда интересовали, и всегда будут интересовать человечество. Гёте пытается ответить на вопросы бытия, самой человеческой сущностью, охарактеризовать добро и зло. Он умышленно делает аспекты на злых и хороших поступках, тем самым создавая контраст между ними, и останавливая на них внимание читателя. Таким образом, он явно выявляет проблемы добра и зла.

Проблемы добра и зла в произведении предстают перед нами в основном в определении выбора, который совершает главный герой самого произведения – Фауст. Данный персонаж, терзаемый князем тьмы, старается, как правило, поступать благоразумно, однако, несмотря на всё его желание жить по чести и морали, он всё же поддается простым людским порокам, показывая тем самым свою слабость, которую в свою очередь использует зло, всячески помыкая им. Фауст, конечно же, старается бороться с этим злом, всячески подавляя свои низменности, однако Гёте заостряет внимание на том, что как бы человек ни старался, но всё – таки ему не победить свою природу, не спрятаться от неё, пусть и она так ужасна, что поделаешь, это часть тебя, как бы говорит Гёте в своём знаменательном произведении – “Фауст”. Я считаю, что именно описанные мной вещи пытался передать Гёте в своём произведении “Фауст”.

3 стр., 1267 слов

Фауст «Гете и» Мастер и Маргарита «Булгаковалибо» Бог, дьявол ...

... истории создания «Фауста» Гете и «Мастера и Маргариты» Булгакова, можно заметить интересные параллели. Во-первых, для обоих авторов их произведения явились главными в ... и ясных целей. Им удалось придать образам потустороннего мира те черты, которые отвечали их замыслу. И «Фауст» Гете, и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это художественный синтез творческого пути великих мастеров. Н. Н. Гёте ...

Вариант 2

Еще в юности у Гете зародилась идея по написанию произведения о легендарном ученого и мага Фауста. Однако чтобы воплотить эту идею автор посвятил всю свою жизнь. Несмотря на это, можно сказать, что трагедия «Фауст» является самой известной и самой важной книгой Гете.

Сначала была выдана часть, которая называлась «Прафауст», в ней главный герой предстает в роли бунтаря. Впоследствии отдельным отрывком получается «Фауст». Присущим является прерывистость произведения, о том, четкость изложенных мыслей. Все разделы можно рассматривать как отдельные сцены.

Через несколько лет печатается другая часть «Фауста». В данной части внимание сосредоточено на политике, науке. Гете показывает картину действительности его времени. Эта часть не является легкой для понимания и рассчитана на сообразительных и находчивых читателей.

Особенно интересен эпизод «Елена». Образ Елены Прекрасной Гете заимствовал из греческой мифологии. Елена является воплощением красоты, триумфом в поисках идеала.

В характере Фауста четко можно увидеть всеобъемлющее желание познать мир. Образ Фауста это не выдумка, Гете заимствовал его от средневекового ученого алхимика. Фауст очень умный, с тем, он не удовлетворен своими знаниями и своей жизнью. Его заветное желание раскрыть тайну бытия.

Будучи на грани, он обращается за помощью к духам. И к нему приходит Мефистофель, предлагая сделку. Он раскроет тайну бытия, а Фауст отдаст ему свою душу. Фауст соглашается и отправляется в путешествие, полное приключений. В конце концов, он понимает, что настоящее счастье это помогать другим. Именно благодаря этому осознанию, он и получает прощение за свой поступок.

Основной темой произведения «Фауст» рассказ о герое, который прошел путь духовных поисков смысла жизни. Для этого рискует даже собственной душой. Главная проблема произведения это извечная проблема добра и зла. А человек в образе Фауста находится посередине. Он хочет обрести счастье, но ради этого должен зло. Фауст виноват в трагедии любимой Маргариты. В конце концов, Фауст возвращается на сторону добра.

В начале трагедии Гете обращается к своим родным и близким, которые были первыми слушателями и критиками его произведения. Далее идет «Театральное вступление». Он не совсем связан с основной частью произведения, однако имеет важное символическое значение. В данной части проходит дискуссия между директором театра, комическим актером и поэтом. Они обсуждают назначение искусства, главный вопрос стоял, должно ли искусство удовлетворять потребности толпы или служить высшей цели.

Одним из ключевых моментов является «Пролог на небе». Именно здесь происходит завязка произведения, Фауст должен выбрать сторону добра или зла. Затем идет основное произведение, разделен на две части. В первой части внимание сосредоточено на том, чтобы раскрыть образ главного героя и его поиски для познания бытия. А вторая часть имеет отношение к античности, в ней появляется из небытия Елена Прекрасная. И Фауст не является счастливым с ней.

Основная идея произведения в том, что сама жизнь и существует благодаря извечной борьбе добра и зла. Эта борьба, по мнению Гете, и дает возможность человечеству двигаться вперед к новым открытиям и свершениям. Также, Гёте верит, что человек способен научиться на собственных ошибках, сделать определенные выводы и найти правильный путь в жизни.

15 стр., 7042 слов

«Фауст» Иоганна Вольфганга Гете

... просветительского века. 1. Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте Гёте понимал: чтобы воздействовать на окружающий мир, надо познать ... о Прометее, о Фаусте, о Гёце фон Берлихйнгене. Герой античного мира Прометей представлен у молодого Гёте мужественным и ... что и Шарлотта для Вертера, и Маргарита для Фауста привлекательны не внешней красотой, а естественностью, непосредственностью своих ...

Сочинение по произведению Гете “Фауст”

Вечереет… За окном сеет изморось… Она отвлекает меня от чтения “Фауста”, но мысли все время снуют вокруг этого талантливого произведения… Вот уже дочитаны последние страницы трагедии. И совсем не хочется расставаться с героями этого шедевра, который превозносит автора – мудрого мыслителя и гения прошлого с взглядом в будущее… Исторический доктор Фауст неясной тенью сопровождает меня в моих мыслях… Это прообраз главного героя произведения, но Гете придает ему положительных черт: непокорность духа, мудрость, могущество

ума… И это понятно… Гете был просветителем, поэтому и его герой – это гимн Человеку, стремящемуся найти истину, познать себя и окружающий мир… Читая и перечитывая строки трагедии, творение Гете заставляет меня задуматься – а кто я? В каком мире живу? Верно ли избран мой путь? Какая она – истина? В чем призвание человека? Это произведение вызывает у меня много “Почему?” В беседе Господа с дьяволом – первый – на стороне Фауста. Но почему?! Неужели Господь ошибся? Волнуюсь за Фауста… Мне так хочется, чтобы Фауст победил в поединке с Мефистофелем! Почему Мефистофель имеет такое имя? Оно очень странное. Ищу это имя в словарях-справочниках. Вдруг нахожу ответ в библейском словаре: Мефистофель – слово греческого происхождения и состоит из двух частей: “Мефиз”- “разрушитель”, а вторая – “тофель” – “обманщик”. Это одно из многочисленных имен дьявола. Получается, что Мефистофель – это сатана. До этого времени я считала, что дьявол или сатана олицетворяет в себе только негативные черты. Снова перелистываю страницы трагедии, с удивлением открываю для себя другого дьявола. В Гете он особенный. Почему? Опять возникает множество вопросов… Нахожу ключевую фразу к образу Мефистофеля, которую он сам говорит:

Я той силы часть, что делает лишь добро, Желая лишь злого…

Как их понять? Пожалуй, Мефистофель и приходит на Землю, чтобы выявлять скрытые животные инстинкты, тайные темные желания смертных?! А может он показывает человеку самого себя и ужасный мир вокруг нее – в этом и заключается “добро”, которое делает зло?! А Фауст? Каждая мысль или высказывание этого героя – это кладезь жизненной мудрости! Казалось бы, что еще нужно человеку для полного самосознания? И Мефистофель уверен, что, познав все наслаждения жизни, Фауст отречется от своей цели. Почему же тогда в момент ослепления, мой герой продолжает свою жизнь в Райском мире? Ответ отыскиваю в жизни Фауста, который, пройдя мимо земные наивные желания, не забыл свою цель. И снова думаю… Мефистофель и Фауст – антиподы. Один является яркой личностью, постоянно познает, ищет, исследует, стремится покорять вершины. Другой – спокойный, презирает человека, считает его “животным из животных”. Почему? Неужели и вправду есть такой человек? Опять мучают мысли… Маргарита – Гретхен… Особенно душа болит за эту девушку… Дочь бюргера, простая, неприхотливая, трудолюбивая, “дитя природы”. …Наивная, доверчивая, как сотни и тысячи наших девушек. И надо было ей встретить Фауста и Мефистофеля! Только я почему-то не могу понять, почему любовь, которое должно дарить лишь радость, для Маргариты превращается в страшную муку? Почему Маргарита, влюбившись в Фауста, совершающего ужасные поступки? Почему обращает внимание на человеческие осуждения, хотя и родила безбрачное дитя?! Зачем она убивает родного ребенка, зная, что за это преступление ее ждет казнь в городской тюрьме? Я только сейчас догадываюсь, почему автор это произведение назвал трагедией. Какая страшная судьба у этой простой девушки! Это смерть брата, матери, ребенка. Переосмысляю себя, а если бы я поступила в данной ситуации? Чувствую сердцем, как было трудно Маргарите? А Мефистофелю этого мало. Он невысокого мнения о женском целомудрии. Сам он легко соблазняет Марту – жену солдата. И в то же время он стремится дать Фаусту наглядное свидетельство того, как именно нужно обращаться с женщинами. Становится страшно… В голове возникают ассоциации с повседневными случаями в нашей жизни. Проблемы, которые поднимает Гете в произведении, почему-то не очень услышаны людьми. Слушаешь новости по телевидению, которые пестрят страшными сообщениями о том, что нашли новорожденного ребенка в целлофановом пакете на помойке, или в сумке, которую оставила горе-мать зимой на автобусной остановке. Хорошо, что нашли этих деток случайные прохожие. Почему такие случаи в нашей стране стали закономерными? Почему перестают удивлять и будоражить людей?! Снова и снова в мыслях возвращаюсь к произведению. Единственное, от чего радуется и успокаивается сердце, что душа Маргариты спасена и, раскаиваясь, она летит к Господу навсегда… А Фауст? Или переживает за то, что натворил? Он недолго проникается горем и продолжает свое путешествие сам… И опять тысячи “почему?” Возвращаюсь к произведению Гете, он усеян противоречиями: Господь и дьявол, познания истины, высокие порывы и низменные соблазны жизни, человек-песчинка и величественный Вселенная, Фауст и Мефистофель… Фауст… И снова Фауст стремится совместить не сочетаемое. И снова – почему? Эти “почему?” приводят к мысли, что зло нужно для равновесия, потому что мы, наверное, так бы и не поняли бы, что такое добро, если бы не было зла, или наоборот. Только сейчас догадываюсь, для чего в произведение попадает Мефистофель. Размышляю, а смог бы человек достичь высот доброты, любви и света, если бы не знала зла, низости, тьмы? Однозначный ответ – нет! С помощью Мефистофеля Фауст оказывается в любой точке планеты, в любой эпохе, может сделать самый фантастический поступок, требовать исполнения самого странного желания. Меня поражает его ненасытность в своем стремлении познания мира, человека. Гете, на мой взгляд, сторонник деятельности человека не ради славы вопреки всему, даже морали. Почему? Возможно, именно потому, что Фауст олицетворяет деятельное начало, Гете и спасает своего героя. Душа Фауста спасена, потому что жизнь его прошла в стремлении к бесконечному. Прихожу к выводу, что позиция Мефистофеля, который считает человека немощной и никчемной, писатель противопоставляет свою страстную веру в человека, в его силу и ум. Дьявол – “часть зла”, что “делает добро” научил и укрепил Фауста для долгого пути в поисках истины. Тот факт, что Фауст открывает тайну бытия и является, по моему мнению, большим шагом в прогрессе общества, потому что люди, которые принимают Фауста в пример, начинают понимать свое предназначение на Земле и пытаются соответствовать этому назначению. Начинаешь осознавать, что Гете Образ Фауста раскрывает для меня очень важную сущность: от правильного выбора в жизни даже одного человека зависит судьба всего человечества, но иногда мы, люди, часто думаем только о себе, о своем личном счастье, а не о других, поэтому наша жизнь обесценивается и становится никому ненужным. Именно это и пытался донести до нас Гете в своем произведении. Как важно каждому из нас понять это уже сейчас, ибо завтра может быть поздно. Осознаю, что из прочитанной трагедии выношу для себя много полезного для жизни и духовного развития. Человек может стать кем угодно и совершить что угодно, но для этого нужно понять, в чем смысл жизни и непрерывно двигаться к самопознанию и самосовершенствованию, жить и творить ради других! На мой взгляд, история Фауста является сложной и фантастической в произведении. Она не только захватила меня. После того, как она была воспроизведена гениальным поэтом, ни один мыслящий человек на Земле не мог обойти этого высокого образца духовного дерзания. После Гете, к образу Фауста обращались В. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок, Т. Манн и другие. Эта традиция не прерывается и сейчас. Замечательные иллюстрации к произведению Гете нарисовало множество художников. Ночь… Я дописываю последние строки своего сочинения. Думаю о человечестве, его будущем, об истории морального выбора, которая в произведении “Фауст” приобретает в моих мыслях всемирного значения… Главный урок, что подарил мне Гете, – это неутомимо и стремительно двигаться вперед и бороться, ибо пассивность, безразличие, примирение со злом и полный покой до всего – губительны для человека. Проблемы, поднятые в произведении, актуальны во все времена.

4 стр., 1835 слов

Презентация по русскому языку -описание «Произведения народного ...

... первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы ... его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине ... будете описывать в своем сочинении. 5.Словарная работа: -Какие ... частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Темы ... в 1890-х годах, а автором первой росписи был ... ниспадает с головы, на голове трилистник розана, ...

13 стр., 6267 слов

На меня сильное впечатление производят сны. Роль детства в жизни ...

... сны? Бывают такие сновидения, которые оставляют сильные впечатления на долгое время или даже запоминаются на всю жизнь. Некоторые сны ... человека самому себе, сообщение о том, кто он такой и какова его жизненная ситуация. Значение сновидений жизни человека очень велико, и с древнейших времен люди интересовались снами ... автор, заставила меня задуматься о своих ... Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) ...

Фауст — анализ 3

Трагедия Иоганна Гете «Фауст» — это самое известное произведение о чернокнижнике докторе Фаусте. Образ этого доктора появился во время Реформации и стал неотъемлемой частью культуры Северной Европы.

Трагедия «Фауст» — это главное произведение Гете. Писать его автор начал в 90-е годы XVIII века, а публикация драмы была осуществлена после смерти писателя.

В основу сюжета легла самая известная версия легенды о Фаусте. Произведение содержит много отсылок к мифам и религиозным мотивам.

Композиция трагедии стоит из пролога, первой части, второй части.

Пролог

Пролог по смыслу не связан с основным сюжетом. В нем поднимается проблема цели искусства, отношения к нему людей. Директор спорит с поэтом и утверждает, что зритель не может понять сложных повествований, поэтому нужно поднимать понятные всем темы. По его словам, люди ходят в театр, чтобы покрасоваться, а не прикоснуться к миру искусства.

Автор не принимает чью-либо сторону. Зритель должен самостоятельно принять решение.

Часть 1

Первая часть начинается с эпизода спора Бога с Мефистофелем на предмет того, продаст ли Фауст свою душу дьяволу.

Тем временем на земле Фауст принимает решение совершить самоубийство, так как он недоволен мыслью о непостижимости мира, к которой он пришел. Звук благовеста не позволяет ему выпить яд.

На прогулке он встречает собаку, которая перевоплощается в Мефистофеля. Злой дух предлагает доктору сделку. Если тот продаст ему свою душу, то он поможет ему вернуть к жизни интерес.

4 стр., 1831 слов

Охрана произведений российских авторов за рубежом

... на произведение в целом каждый из авторов сохраняет свое право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное ... договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях. Современное российское авторское право исходит ... произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. ...

Чернокнижник вместе с дьяволом отправляются в Лейпциг на поиски приключений. Фауст вступает в связь с девушкой Маргаритой, перед этим отравив ее мать снотворным.

Видение девушки в кандалах, пришедшее к нему во время шабаша, помогло ему узнать, что Маргарита сидит в темнице и ожидает казнь за детоубийство. Она уничтожила свою дочь, отцом которой является Фауст. Она приняла свое наказание, а её душа отправилась в рай.

Часть 2

Вторая часть редко экранизируется. Для ее понимания нужно иметь глубокие знания истории и мифологии. Действие происходит в Древней Греции. Фауст женится на Елене Прекрасной, в то время как черти роют его могилу. Фауст решает умереть здесь.

По договору душа доктора должна была попасть в ад, но так как он до конца своих дней помогал людям, ее пускают в рай.

Произведение оказало большое влияние на мистическую литературу. Например, такие произведения Михаила Булгакова как «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита» написаны под впечатлением от трагедии «Фауст».

Другие сочинения: ← По повести Старик и море Хемингуэя↑ ДругиеАнализ произведения Крепкий мужик Шукшина →