2. Основная мысль (тезис)
3. Доказательства (аргументы):
- а) ……………;
- б)…………….;
- в)……………..
4. Вывод.
Памятка для учащихся, Как написать сочинение — рассуждение
1. Коротко и ясно сформулируй основную мысль сочинения.
2. Подбери убедительные доказательства (факты из жизни, из литературы, свои наблюдения, цифры, случаи и т. д.)
3. Сформулируй вывод.
Сочинение — рассуждение «Есть ли жизнь на Луне?»
( урок русского языка в 3 классе)
Цель : расширить представления учащихся о космосе; совершенствовать творческие способности, умение строить текст – рассуждение с элементами повествования; обогащать словарный запас учащихся; развивать устную и письменную речь; воспитывать интерес к чтению
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
-
Сегодня у нас необычный урок. Это урок творчества, где каждый из вас будет сочинять, слушать, создавать свое, то есть мы все будем творить.
Один шутник дал такое объявление: «Ты хочешь быстро, удобно и дешево совершить путешествие вокруг света? Тогда купи у меня билет, и я расскажу, как это сделать».
Конечно, очень интересно попутешествовать и полюбоваться звездами, небом. Нашлось много желающих, и они покупали билеты у этого шутника. А взамен он давал такой совет: «Сядь ночью у раскрытого окна и любуйся небом. Катаясь на Земле, как на карусели, ты увидишь весь свет»
Теперь вы уже сами можете сказать: «Шутник был прав. Сидя ночью у окна, можно увидеть небо, звезды, Луну. Но только не собственную Землю»
Утром — так заведено-
разомкнешь ресницы,
и к тебе идет оно
розовой жар- птицей.
А стемнеет, он придет:, Тоненький,
смущенный.
Он на цыпочках войдет
долькою лимонной.
Срок прошел — плывет она, В пелене тумана,
круглолица и грустна,
будто Несмеяна….
Кто же Он, Оно, Она?
(Месяц, солнце и луна!)
Е. Кай
Тайны звездного неба всегда волновали землян. Небо заменяло им компас, часы, календарь. По звездам находили направление путники. Много вопросов- загадок было у древних людей. Но большая наблюдательность, желание узнать, интерес помог некоторым из них догадываться, предполагать. Так, большинство древних народов почитало Солнце, как одно из главных или даже самое важное божество.
Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи). методическая ...
... по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. ... …дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго… И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз ...
Многие народы поклонялись Луне. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в стихах, ей поклонялись как божеству, ее изображали на боевых знаменах.
Монголы считали, что мать их — Солнце, а отец — молодой месяц.
Загадочной богиней ночи почитали Луну древние народы Центральной и Южной Америки: инки, ацтеки, майя.
III. Разговор по кругу «Что я знаю о Луне»
(Учащиеся передают друг другу картинку с изображением Луны и говорят, что они знают о Луне.)
Ближайший сосед Земли, а точнее не сосед, а ее спутник в бесконечном космическом путешествии — это Луна. Она сравнительно невелика: в пятьдесят раз меньше Земли. А большой она кажется потому, что расположена ближе других небесных тел. Вращаясь вокруг Земли, Луна делает за месяц почти один оборот.
С давних времен люди мечтали совершить путешествие на Луну. Чего они только не придумывали для этого: и крылья, и стрелы, и огромные пушки. Но только с изобретением ракеты стал возможен полет на Луну. Первым таким аппаратом стала ракета конструкции Сергея Павловича Королева.
Они увидели, что Луна похожа на пыльную серую пустыню. Ни звука, ни дуновения ветерка.
IV. Работа над текстом
Об освоении космического пространства в настоящее время можно прочитать во многих книгах. Небольшую информацию о Луне вы узнаете сейчас. (Текст записан на доске.)
1. Чтение текста
На Луне
Человек уже хорошо исследовал поверхность Луны. На этой планете нет жизни. Ученые узнали это еще задолго до того, как космонавт побывал на Луне.
На Земле ночь наступает постепенно, потому что воздух отражает солнечные лучи даже после заката. На Луне иначе. Только что было светло, и в один момент приходит темнота.
День на Луне продолжается две недели. Сторона, повернутая к Солнцу, нагревается.
Ночь длится две недели. Температура поверхности Луны становится очень низкой. В таких условиях не может существовать ни одна форма жизни.
Из книги «Все обо всем»
2. Анализ текста
-
Когда ученые узнали о том, что на Луне нет жизни?
-
Почему на Земле ночь наступает постепенно?
-
Как наступает ночь на Луне?
-
Как долго продолжается на Луне день и ночь?
-
Что происходит на Луне во время дня и во время ночи?
-
Возможна ли жизнь на Луне?
3. Обсуждение памятки «Как написать сочинение — рассуждение»
убедитесь, что рассуждение отличается от знакомых вам сочинения – описания и сочинения — повествования. Помните, что сочинение – рассуждение – это текст, в котором дается объяснение и ответы на вопросы: «Почему так? Почему это есть? Почему это произошло?»
Жизнь слова 10 класс
... к учителям, родственникам. Мне интересна жизнь слов в русском языке. Недаром говорят: «В каждом слове — чудесный клад». Нужно только ... свою МАМУ. Другие сочинения: ← Моя любимая игра↑ На свободную темуМоя любимая еда → Сочинение на тему «Ласковые слова» Доброе слово — это самая ... делая первые самостоятельные шаги или поступки в жизни. Сколько бессонных ночей проводит мать у кровати больного ребенка, ...
В таком сочинении обычно используются слова (записаны на доске) «во – первых», «во- вторых», «так как», «поэтому», «потому что», «значит», «кроме того», «следовательно», «итак» и т. д.
4. Лексико – орфографическая подготовка
поверхность, космонавт, ученые, форма жизни, отражает;
- постепенно, Луна, поверхность;
- исследовал, поверхность, задолго, темнота, продолжается, сторона, существовать, только что;
г) с указанными словами и сочетаниями слов составьте предложения: поверхность Луны, постепенно, солнечные лучи, светло, темнота, нагревается, длится, ни одна форма жизни.
Информация для учителя
Большая часть лунной поверхности покрыта воронками. Это кратеры — огромные ямы, которые образовались от падения на Луну небесных камней- метеоров.
Полмесяца над Луной не заходит солнце, стоит лунный день. Зато остальные полмесяца — сплошная ночь. Камни разогреваются так, что на них можно кипятить воду. Ночью поверхность Луны сильно остывает.
Грунт на Луне очень мягкий. При малейшем движении он превращается в пыль. На Земле пыль, прежде чем опуститься, висит в воздухе. А на Луне она мгновенно разлетается в стороны, оставляя после себя чистое пространство.
Устное рассказывание
VI. Творческая работа учащихся
Сочинения учащихся
Почему на Луне нет жизни
Луна, светящаяся золотом на фоне хрустального неба, всегда интересовала и привлекала человечество.
Есть ли жизнь на Луне? Этот вопрос часто вставал перед людьми. Я думаю, что на Луне нет жизни.
Во- первых, на Луне есть резкие изменения температур.
Во – вторых, день на Луне длится две недели. Сторона, повернутая к солнцу, очень сильно нагревается. Ночь длится тоже две недели. За это время поверхность Луны сильно охлаждается.
В- третьих, на Луне нет кислорода, которым дышат все живые организмы.
В- четвертых, поверхность Луны состоит из пыли и камней. Некоторые участки выглядят темнее других. Когда- то люди думали, что это моря, но это оказалась застывшая лава.
В- пятых, на Луне нет воды. А без воды не может жить ни одно живое существо.
Надеюсь, вы согласитесь со мной, что жить в таких условиях не сможет ни одно живое существо. Поэтому, я твердо уверена — на Луне нет жизни.
(Катя Б.)
Почему на Луне нет жизни
Людей давно интересовал вопрос, есть ли жизнь на других планетах? Я много читал книг о Луне. И считаю, что на Луне нет жизни. Это можно доказать.
Во- первых, на Луне нет жизни, потому что там нет воздуха.
Во – вторых, здесь нет воды. А без воды не сможет жить ни одно живое существо.
В- третьих, поверхность Луны покрыта кратерами.
В- четвертых, на Луне днем очень высокая температура, а ночью очень низкая.
Я надеюсь, что вы согласитесь с моим мнением, что на Луне нельзя жить.
(Дима Ф.)
VIII. Подведение итогов урока