Часто рвалась связь, и работы у нас было невпроворот. Телефонная линия была протянута по парку и уходила в подвал панского дома, куда прибыл, обосновался командир роты со своей челядью. По заведенному не нами, очень ловкому порядку, если связь рвалась, мы, и без того затурканные и задерганные связисты с передовой, должны были исправлять ее под огнем, а ротные связисты — нас ругать, коль мы не шибко проворно это делали. В свою очередь, ротные связисты бегали по связи в батальон; батальонные — в полк, а дальше уж я не знаю, что и как делалось, дальше и связь-то повреждалась редко, и связисты именовали себя уже телефонистами, они были сыты, вымыты и на нас, окопных землероек, смотрели с барственной надменностью.
Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на мое бойкое «салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» Я спрашивал его, ел ли он. Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле — убьют ведь, а он отрешенно, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»
Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. Он был с серыми запавшими щеками и тоже с высоко закрученными обмотками. Ходил поляк, опираясь на суковатую ореховую палку, и что-то громко и сердито говорил Абдрашитову, тыкая этой палкой в нагих подбитых богинь.
Сам-то ты шпион! — рассмеялся младший лейтенант. — Оставь ты их в покое. Они о великих творцах-художниках говорят. Пусть говорят. Скоро наступление.
Творцы! — проворчал Васюков. — Знаю я этих творцов… В тридцать седьмом годе такие творцы чуть было мост в нашем селе не взорвали…
Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили. Замазали раны на ней нечистым гипсом, собрали грудь, но без сосца собрали. Богиня сделалась уродлива, и ровно бы бескровные жилы на ней выступили, она нисколько не повеселела. Все так же скорбно склонялась богиня в заплатах над замолкшим фонтаном, в котором догнивали рыбки и чернели осклизлые лилии.
Немцы что-то пронюхали насчет нашего наступления и поливали передовую изо всего, что у них было в распоряжении.
С напарником рыскали мы по парку, чинили связь и ругали на чем свет стоит всех, кто на ум приходил.
В дождливое, морочное утро ударили наши орудия — началась артподготовка, закачалась земля под ногами, посыпались последние плоды с деревьев в парке, и лист закружило вверху.
Communities › Военно-Техническое Общество › Blog › Школьное ученицы ...
... говорят, что мы, нынешнее поколение, творцы своей и будущей истории. Но нет будущего у народа не помнящего своей истории! Кто ... маленький кусочек земли чуть ли не на каждом шагу. Касок, патронов, ручных пил, механизмов для работы связиста — всего там было ... немецкой мине. Именно после таких находок любой, даже самый не сентиментальный человек, может расплакаться. Ведь как только представляешь себе ...
Командир взвода приказал мне сматывать связь и с катушкой да телефонным аппаратом следовать за ними в атаку. Я весело помчался по линии сматывать провода: хоть и уютно в панской избе и усадьбе, а все же надоело — пора и честь знать, пора и вперед идти, шуровать немца до Берлина еще далеко.
Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом. Немцы отвечали реденько и куда попало — я был опытный уже солдат и знал: лежала сейчас немецкая пехота, уткнувшись носом в землю, и молила Бога о том, чтобы у русских запас снарядов скорее кончился. «Да не кончится! Час и десять минут долбить будут, пока смятку из вас, лиходеев, не сделают», — размышлял я с лихорадочным душевным подъемом. Во время артподготовки всегда так: жутковато, трясет всего внутри и в то же время страсти в душе разгораются.
Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, и руки у нее были оторваны, лишь осталась ладошка, которой она прикрывала стыд, а возле забросанного землей фонтана валялись Абдрашитов и поляк, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. Оба они были убиты. Это перед утром обеспокоенные тишиной немцы делали артналет на передовую и очень много снарядов по парку выпустили.
Поляк, установил я, ранен был первый — у него еще в пальцах не высох и не рассыпался кусочек гипса. Абдрашитов пытался стянуть поляка в бассейн, под фонтанчик, но не успел этого сделать — их накрыло еще раз, и успокоились они оба.
Лежало на боку ведерко, и вывалилось из него серое тесто гипса, валялась отбитая голова богини и одним беззрачным оком смотрела в небо, крича пробитым ниже носа кривым отверстием. Стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. А у ног ее, в луже крови, лежали два человека — советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.
Дом… Дом… Дом…
Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.
Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…
И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.
Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
Все замерло, остановилось.
Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«Может, все что было до этого, — сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.
Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»
Дом. Дом. Дом…
Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.
Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов
... в разработке «вечной темы» русской литературы - «преступление и наказание» - в повести Астафьева «Кража» (1961 - 65), открывшей еще одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя. ... в собственных душах. Действующими лицами становятся «антагонистические» силы - любовь и война, а «пядь земли» вбирает огромные фронтовые пространства. ЧЕЛОВЕК МИРА И ВОЙНЫ «Герои Астафьева живут в ...
Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
И никого нет в зале!
Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…
И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…
Не может этого быть! Не должно быть!
А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.
Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.
Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.
Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.
Домский собор. Домский собор.
Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
Терских Людмила Юрьевна
Должность:
Учебное заведение: МБОУ «Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Населённый пункт: Республика Хакасия город Сорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Домский собор»
Дата публикации: 28.12.2018
Раздел: среднее образование
Размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Домский собор»
Статья. Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/dom-dom-dom-domskiy-sobor-s-petushkom-na-shpile/
Терских Людмила Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/dom-dom-dom-domskiy-sobor-s-petushkom-na-shpile/
«Сорская СОШ №3 с углубленным
изучением отдельных предметов». Республика Хакасия, город Сорск.
Миниатюра «Домский собор» принадлежит перу В.П.Астафьева, нашего земляка,
талантливейших
писателей
Произведение
на этой бренной земле. Где искать приюта человеческой душе? Где искать покоя, мира,
Двадцатый век. Век, в которых насилие и зло стали повседневностью. Естественно,
Проблема смысла жизни, предназначения человека
... (24)Но он выполнял своё предназначение. (25)Наверное, каждый человек задумывается о смысле своей жизни. (26)Но дальше благих намерений что-то изменить в ... время, в определённом месте и потом дали жизнь новому человеку? (б)Человеку абсолютно неповторимому, уникальному, которого никогда не ... можно увидеть в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в других храмах России, одну из его икон ...
окаменели,
зачерствели,
ожесточились.
противостоять этому миру зла? Что может спасти, согреть эту метущуюся душу?
Как много доброго, теплого, светлого и великого слилось в этом слове для автора.
Чувствуется
восторженность,
торжественность
Астафьева,
делится своими впечатлениями с нами, читателями. Да ведь по-другому и нельзя! Ведь
забываются
«будничные
заботы», «душевная смута». Здесь душа человека словно освобождается от бремени,
становится на время светлой и свободной.
Астафьев не использует пышных сравнений, нагромождение эпитетов, но, несмотря
на это, ему удается с большой точностью и яркостью рассказать нам о необыкновенных
которыми
наполнены
мгновение
оказываешься там и восторженно слушаешь божественную музыку, которая как будто с
неба льется журчащим потоком вниз.
Астафьев, описывая звуки музыки, прибегает к контрасту: музыка то грозная,
похожая на тревожные раскаты грома, то нежная, тихая, как «голос влюбленных». Автор
настолько проникается
ею, что она заполняет все его существо, всю душу: «Звуки
повсюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир». Автору кажется, что весь суетный,
бегущий куда-то мир, «грозный и клокочущий», замирает, затаив дыхание.
Благодаря атмосфере спокойствия и доброты, в храме на человека перестают давить
невзгоды, заботы, мрачные мысли. Люди приходят в храм, чтобы духовно приблизиться ко
всему прекрасному, отдохнуть всей душой, насладиться божественным покоем. Начинает
казаться, что все сомнения и тревоги остались в другой жизни. Автор задает себе и всему
миру вопрос: «Может, все, что до этого было, — сон? Война, кровь, братоубийство,
сверхчеловеки,
играющие
людскими
судьбами
утвердить
миром». Да, хорошо, если бы все это было сном, но мир не совершенен.
Астафьев не перестает мучиться наболевшим вопросом: «Зачем так напряженно и
трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?» Этот вопрос отнюдь не риторичен.
чтобы взошло солнце мира и озарило всех людей своим светом. Но прежде чем мир
наступит на земле, нужно, чтобы он наступил в душе каждого человека. Отсутствие мира
в самом человеке – не в этом ли наша основная беда? В человеке всегда борются два
начала – добро и зло. Жизнь человека – это компромисс между двумя этими началами.
Виктор Петрович Астафьев считает, что люди должны потрудиться, чтобы
исцелить свои души, «припасть иссохшим ртом к святому роднику добра..» Тогда, может
быть, и жить станет намного легче.
Астафьев, наверное, видит Бога, как великого уравнителя. Действительно, в
собираются
несмотря
душевные
качества,
национальность, они все становятся равны в этом святом месте, все они ищут защиты у
великую..
ракетами».
опустошенная,
окаменевшая
человека,
поднявшего
Писатель
Значение музыки в жизни человека
... уже в нашей жизни ни одно событие не обходится без музыки. Неважно, какое у нас настроение, мы все слушаем любимые песни. Когда на душе грусть, с помощью музыки мы пытаемся ... разные по значимости задачи. Стремление к гармонии, которое выражается через песню или игру на музыкальных инструментах, останется популярным всегда, так как отвечает природе человека. Сочинение на ...
восклицает: «Не может быть! Не должно быть!» Он считает, что человек должен унести в
своем сердце не «звериный рев убийцы», а «музыку гения».
Музыка для Астафьева является чем-то необыкновенным, она словно имеет свою
душу. По его мнению, она может «дрожать», «леденить кровь», «стучаться в больные
сердца». Возможности соборной музыки не ограничены.
Что ж, остается верить и надеяться вместе с автором в то, что заледеневшие души
усталых людей все-таки немного оттают при звуках целительной, воскрешающей веру в
жизнь музыки. А мы снова уверимся в правоте Льва Толстого: «…Вся эта цивилизация,
пускай она пропадет к чертовой матери, только.. музыку жалко!..»
Некоторые из нас верят в то, что красота спасет мир. Другие утверждают, что
духовная культура сможет сделать нас чище и светлее. Астафьев придерживается второй
точки зрения. А мне все равно, что спасет мир, красота или вера в Бога, лишь бы он был
Виктор Петрович Астафьев — автор рассказа «Домский собор» — родился в смутное время и сполна глотнул всех бед и несчастий, которых только могла приготовить ему судьба. С ранних лет жизнь не баловала его: сначала умерла мать, а Виктор так до конца жизни и не смог с этим смириться, позже отец привел в дом новую супругу, но та не стерпела мальчика. Так он оказался на улице. Позднее Виктор Петрович напишет в своей биографии, что самостоятельную жизнь он начал внезапно и без всякой подготовки.
Мастер литературы и герой своего времени
Литературная жизнь В. П. Астафьева будет довольно насыщенной, а произведения полюбятся всем читателям, от самых маленьких до самых серьезных.
Рассказ Астафьева «Домский собор», несомненно, занял одно из самых почетнейших мест в его литературной биографии и даже спустя годы не перестает находить себе ценителей среди современного поколения.
В. Астафьев, «Домский собор»: краткое содержание
В зале, переполненном людьми, звучит органная музыка, от чего у лирического героя возникают различные ассоциации. Он анализирует эти звуки, сопоставляет их то с высокими и звонкими звуками природы, то с шипящими и низкими раскатами грома. В одночасье у него перед глазами возникает вся его жизнь — и душа, и земля, и мир. Он вспоминает войну, боль, потери и, пораженный звучанием органа, готов преклонить колени перед величием прекрасного.
Несмотря на то что зал полон людей, лирический герой продолжает ощущать себя одиноким. Вдруг у него мелькает мысль: он хочет, чтобы все рухнуло, все палачи, убийцы, а в душах людей звучала музыка.
Он рассуждает о людском существовании, о смерти, о жизненном пути, о значимости маленького человека в этом большом мире и понимает, что Домский собор — это место, где живет нежная музыка, где запрещены все рукоплескания и другие возгласы, что это дом тишины и спокойствия. Лирический герой преклоняет свою душу перед собором и от всего сердца благодарит его.
Анализ произведения «Домский собор»
Теперь рассмотрим подробнее рассказ, который написал Астафьев («Домский собор»).
Проблема художественной ценности музыки
... и развития музыкального произведения, проясняя его исторический контекст и вскрывая духовную сущность, исследователь работает уже с результатом творческого акта. Но основы существования музыки связаны ... жизнь общества, сосредоточивает внимание лишь на одной ее стороне, на ограниченном круге проблем, выясняет строгое соответствие условий и причинных связей, то писатель, изображая в своем произведении ...
Анализ и комментарии к рассказу можно представить так.
С первых строк читатель наблюдает восхищение автора величественным произведением архитектурного искусства — Домским собором. Виктору Петровичу не один раз приходилось навещать этот собор, который вскоре пришелся ему по душе.
Само здание Домского собора, находящееся в столице Латвии — Риге, сохранилось до наших дней только частично. Выполненный в стиле рококо, собор был построен по проекту заграничных скульпторов и архитекторов, приглашенных специально для возведения нового строения, которое звучало бы в веках и осталось прекрасным напоминанием последующим поколениям о былых временах.
Но настоящей достопримечательностью собор сделал именно орган, обладающий невероятной акустической силой. Великие композиторы-виртуозы писали свои произведения специально для этого величественного органа и там же, в соборе, давали концерты. Благодаря ассонансам и диссонансам, которые В. П. Астафьев мастерски использует в начале рассказа, читатель может ощутить себя на его месте. Мелодии органа, сравниваемые с раскатами грома и рокотом волн, со звуками клавесина и звонкого ручья, долетают до нас, казалось бы, сквозь пространство и время…
Писатель старается сравнить звуки органа со своими мыслями. Он понимает, что все те ужасные воспоминания, боль, горе, мирская суета и нескончаемые проблемы — все исчезло в одно мгновенье. Настолько величественной силой обладает звучание органа. В этом отрывке утверждается авторская точка зрения о том, что уединение с с высокой, проверенной временем музыкой способно творить чудеса и исцелять душевные раны, и именно это хотел в своем произведении сказать Астафьев. «Домский собор» по праву одно из его глубочайших философских произведений.
Образ одиночества и души в рассказе
Одиночество — это не факт, а состояние души. И если человек одинок, то даже в обществе он будет продолжать считать себя таким. Сквозь строки произведения звучит органная музыка, и лирический герой вдруг понимает, что все те люди — злые, добрые, старые и молодые — они все растворились. Он ощущает в переполненном зале только себя и никого больше…
И тут как гром среди ясного неба, героя пронзает мысль: он понимает, что в эту самую минуту кто-то, возможно, пытается уничтожить этот собор. В его голове роятся бесконечные мысли, а исцеленная звуками органа душа готова в одночасье умереть за эту божественную мелодию.
Музыка прекратила звучание, но оставила неизгладимый отпечаток на душе и сердце автора. Он, находясь под впечатлением, анализирует каждый прозвучавший звук и не может не сказать ему просто «спасибо».
Лирический герой получил исцеление от накопившихся проблем, горя и убивающей суеты большого города.
Жанр «Домского собора»
Что еще можно сказать о рассказе «Домский собор» (Астафьев)? Жанр произведения определить трудно, потому что оно имеет в себе обозначения нескольких жанров. «Домский собор» написан в жанре эссе, отображающем внутреннее состояние автора, впечатления от одного жизненного события. Впервые Виктор Астафьев «Домский собор» опубликовал в 1971 году. Рассказ вошел в цикл «Затеси».
Конспект по русскому языку «Проблема текста»
... открыто, понятно. Попробуем выявить проблему текста К. Паустовского. Чтение текста учащимся. Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Есть вещи, которые не ... проблему текста? Как сформулировать проблему текста? Продолжать закреплять умения в работе над текстом. Продолжать развивать свои языковые способности. Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, ...
«Домский собор»: план сочинения
- Домский собор — обитель музыки, тишины и душевного спокойствия.
- Переполненная музыкой атмосфера, вызывающая множество ассоциаций.
- Только звуки музыки могут настолько тонко и глубоко задевать струны человеческой души.
- Избавление от бремени, душевной тяжести и скопившегося негатива под воздействием чудесного лекарства.
- Благодарность лирического героя за исцеление.
В заключение
Стоит отметить, что автор, несомненно, обладает тонкой душевной организацией, ибо настолько прочувстовать музыку, исцелиться под ее воздействием и тонкими нежными словами передать свое внутреннее состояние читателю сможет далеко не каждый. Виктор Астафьев как феномен нашего времени заслуживает почтения. И непременно каждому стоит прочитать произведение Виктора Астафьева «Домский собор».
Домский собор
Дом… Дом… Дом…
Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.
Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…
И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.
Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
Все замерло, остановилось.
Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«Может, все что было до этого, — сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.
Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»
Дом. Дом. Дом…
Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.
Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
И никого нет в зале!
Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…
И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…
Особенности и проблемы перевода художественных текстов
... характер. Художественный перевод имеет множество особенностей и, само собой проблем: 1. Полное отсутствие дословности в переводе Художественный перевод не предполагает дословность, а тем более пословность при работе с текстом. Именно по этому перевод художественных текстов ...
Не может этого быть! Не должно быть!
А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.
Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.
Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.
Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.
Домский собор. Домский собор.
Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
Домский собор. Домский собор.
Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту» (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку).
План сочинения-рассуждения по заданному тексту .
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
V. Изложение собственной позиции:
1) 1 й аргумент в защиту собственной позиции(литературный);
2) 2 й аргумент(жизненный);
3) Вывод.Заключение. Уроки, извлеченные из текста.
Как правильно понять исходный текст.
1. О чем текст? (Ты увидишь тему).
1.Вступление может быть написано в форме :
1. Лирического размышления.
2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
3. Диалога с воображаемым собеседником.
4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую в связи с проблематикой текста.
5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.
2. Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:
Взаимоотношения человека и природы;
- Проблема снижения культурного уровня общества;
- Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;
- Проблема «отцов» и «детей»;
- Роль детства в становлении личности человека;
- Проблема духовности;
- Проблема милосердия;
- Проблема назначения искусства;
- Проблема истинной интеллигентности;
- Проблема совести;
- Роль чтения в детстве и др.
Опорные фразы для формулировки проблемы текста:
Сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема;
Проблема духовной стойкости человека
... их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы. Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ... так как неизбежен лексический повтор. Заменим прямую речь косвенной. Текст С. Соловейчика посвящен проблеме, которая всегда волновала людей: что такое духовная жажда и как её утолить. 2. Комментируем ...
Проблема может быть