Образец построения сочинения-суждения

Сочинение

Сочинение-рассуждение

Образцы комплекта тем сочинений для обучающихся 9-го класса представляют собой темы-вопросы или темы-суждения.

1.Тема-вопрос — такая формулировка тоже не выражает идеи, но указывает прямой путь к ней; н-р, «Почему, с Вашей точки зрения, сегодня так остро стоят вопросы экологии?».

Тема-суждение — в такой формулировке уже выражена идея рассуждения, н-р, «Онегин — лишний человек». Тема-суждение — самая лёгкая: она предлагает готовую идею сочинения.

Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборе аргументов для обоснования этой идеи и в расположении материала. Тема-вопрос предполагает большую степень самостоятельности пишущего: он сам определяет идею рассуждения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы для обоснования её. Тема-понятие даёт самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам разрешает её, то есть формулирует основную идею сочинения.

Что такое рассуждение и как его построить

1. Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения: 1) тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод.

Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?

Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Аргументы должны быть убедительными.

Требования к сочинению

1. К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

5. Структура сочинения:

  • во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов).

  • первый аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120).

  • второй аргумент из российской литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120).

Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

  • вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизит. 50 слов).

6. При написании важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Н-р, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Образец построения сочинения-суждения

«Книги делают человека лучше…» (И.А.Гончаров)

Во вступлении к сочинению нужно показать своё понимание высказывания известного русского писателя И.А.Гончарова, обратив внимание на ключевые слова темы «книги», «делают лучше ». Высказать своё мнение, определив круг вопросов по данной теме. (Согласиться или не согласиться с суждением писателя.) Н-р: «Всякая ли книга способствует тому, чтобы человек стал лучше?»; «Что значит «стать лучше?»; «Какие нравственные качества книга может воспитать в читателе?», «Какова роль художественной литературы в становлении личности?»

Вступление. В высказывании русского писателя И.А. Гончарова говорится о роли книги в становлении человека. Я полностью согласна с этим утверждением. Действительно, читая хорошие книги, человек становится лучше. Книги — это не только учебники, справочники, энциклопедии, которые несут нам свет знания. Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Сопереживание и осмысление прочитанного, несомненно, влияют на наш внутренний мир.

(Образец аргументов в пользу чтения). Великую роль книг в становлении личности можно показать на примере автобиографической повести М. Горького «Мои университеты». Главный герой повести Алёша Пешков считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, остаться человеком среди «неумного племени» семейства Кашириных. Для Алёши книга оказалась силой, поднявшей его над невежеством и неумением. Впоследствии в статье «О книге» А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Книга научила героя повести поверить в мечту о прекрасной, осмысленной жизни, смело идти к намеченной цели. Читая книги М.Горького, и сам делаешься сильнее, веришь в лучшее, становишься добрее, человечнее.

Другим важным аргументом в пользу чтения является нравственная ценность художественной литературы. Действительно, уже с раннего детства, слушая в чтении матери сказки Андерсена, Пушкина, Чуковского мы впитываем в себя великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. Не потому ли в нашей современной жизни так много жестокости, что мы перестали читать, а значит — разучились сочувствовать, сострадать. Душе человеческой нужна духовная пища, иначе она зачерствеет, ожесточится.

Вывод. Таким образом, раздумывая над высказыванием И.А. Гончарова, мы можем сделать вывод, что большая часть художественной литературы посвящена человеку, а потому помогает понять, что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в друзьях… Хорошая книга поможет нам найти своё место среди людей, поможет сделать свой нравственный выбор в пользу добра. 270 слов.

Пример одного из образцов комплекта тем сочинений:

1 . «Книги делают человека лучше…» (И.А. Гончаров)

2. «Жалок тот, кто живёт без идеала» (И.С. Тургенев)

3. Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании.

4. Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

Первые три темы свободные, четвёртая — на литературную тему. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения обучающиеся могут аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) В случае выбора четвёртой темы сочинения следует опираться на художественное произведение, формулировать свою точку зрения.

Критерии сочинения

ССК1 Раскрытие темы сочинения

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы 3 балла
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно 2 балла
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы 1 балл
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения 0 балов

ССК2 Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения 2 балла
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и привёл только один аргумент в подтверждение этого мнения 1 балл
Экзаменуемый выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение экзаменуемого не отражено в работе 0 баллов

ССК 3 Композиционная цельность, логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, логичностью, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности 2 балла
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется или есть нарушения в последовательности изложения или есть отступления от темы 1 балл
В сочинении не прослеживается композиционный замысел или допущены грубые нарушения в последовательности изложения или нет связи между частями и внутри сочинения 0 баллов
Максимальное количество баллов
Название Баллы
По орфографии ГК1
нет ошибок или 1 2 балла
2-3 ошибки 1 балл
4 и более ошибок 0 баллов
По пунктуации ГК2
нет ошибок или не более 2 2 балла
3-4 ошибки 1 балл
5 и более ошибок 0 баллов
Грамматические ошибки ГК3
нет или 1 ошибка 2 балла
2 ошибки 1 балл
3 и более ошибок 0 баллов
Речевые ошибки ГК4
нет или 2 ошибки 2 балла
3-4 ошибки 1 балл
5 и более ошибок 0 баллов
Фактические ошибки ФК1
нет 2 балла
1 ошибка 1 балл
2 ошибки 0 баллов